Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Лекция 2
Развитие ребенка в социуме
Понятие о развитии ребенка. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся окружающая человека естественная и соц-ная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности. К внутренним - биологические, наследственные факторы. Факторы влияющие на развитие человека могут быть управляемыми и неуправ-ми. Развитие ребенка не только сложный. Но и противоречивый процесс- означает превращение его как биологического индивида в социальное сущ-во- личность.
В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деят-ти (игровую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение ( с родителями, сверстниками, посторонними людьми). Проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.
Для каждого возрастного периода развития ребенка один из видов деят-ти становится главным, ведущим.Один вид сменяется другим, однако каждый новый вид деят-ти зарождается внутри предыдущего. Совсем маленький ребенок зависит полностью от взрослого. Даже на самые яркие новые игрушки ребенок обращает внимание только после того , как на них указывают взрослые. Поэтому вначале ведущую роль играет эмоциональное общение ребенка со взрослым. Затем предметы начинают привлекать сами по себе, а взрослый становится помощником в овладении ими. Ребенок осваивает новый вид деят-ти предметный. Постепенно интерес ребенка перемещается с предметов на действия с ними, которые он копирует у взрослых- так формир-ся игровая деятельность, или сюжетно-ролевая игра.
При поступлении в школу ребенок осваивает учебную деятельность. Наряду с ней у него сохраняется сюжетно-ролевая игра и формир-ся новые виды деят-ти: трудовая, спортивная, эстетическая и др.
Для подросткового возраста характерна активность детей, направленная на решение двух вопросов: каким быть и кем быть? Ответ на первый вопрос подростки ищут в основном в интимно-личностном общении, которое приобретает харак-р ведущей деят-ти. Второй вопрос связан с интересом к будущей профес-ной деят-ти. В раннем юношеском возрасте он становится главным, поэтому на первое место выдвигается деятельность, направленная на к-л определенную, представляющую интерес профес-ную сферу.
Для нормального развития ребенкас самого его рождения важное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая играет ведущую роль в деят-ти ребенка и в познании и освоении им окружающего мира.
Выделяют следующий возрастной ряд:
- непосредственно –эмоциональное общение (младенческий возраст)
-предметно-манипулятивная деят-ть(ранний возраст)
-ролевая игра (дошкольный возраст)
-учебная деят-ть (младший школ.возраст)
-интимно-личностное общение (подростковый воз-т)
-учебно-прфесс-ная деят-ть (ранний юношеский воз-т)
С рождения и на протяжении всего периода взросления последовательно и периодически сменяя друг друга ведущие виды деят-ти и формы общения обеспечивают развитие личности ребенка.
Движущими силами развития личности ребенка являются противоречия, которые возникают между возрастающими потребностями ребенка и возможностью их удовлетворения. Потребности формируют те или иные мотивы деят-ти. Побуждающие ребенка к их удовлетворению. В процессе развития происходит формиров-е ребенка как личности, отражающей соц-ную сторону его развития, его общественную сущность.
Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные, не зависимые друг от друга составляющие. В каждой личности они тесно переплетены и взаимообусловлены, а природосообразные и внутрииндивидные различия так многообразны, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важных фактора – наследственность и среду, которые явл-ся источниками и условиями развития. В процессе развития чел-ка они вступают в сложные взаимоотношения и взаимодействия.
Биологические факторы. (Наследственность) - лекция
Социальные факторы.
Чтобы стать человеком , одной биологической наслед-ти мало. Это утверждение убедительно подкрепляют хорошо известные случаи. Когда человеческие детеныши вырастали среди животных.
Превращение биологического индивида в соц-ного субъекта происходит в процессе социал-ции человека, его интеграции в общество, в различные типы соц-ных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, соц-ных норм, образцов поведения, на основе которых формир-ся соц-ные значимые качества личности.
Социализация - непрерывный но процессов