Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Раздел 2. Тема 4. Сущность и содержание целостного педагогического процесса.
Целостный педагогический процесс - основной фактор развития личности. Сущность педагогического процесса. Структура педагогического процесса и его компоненты: целевой, содержательный, оценочно-результативный. Общие свойства и закономерности педагогического процесса. Принципы воспитания и обучения. Понятие о методах и приемах педагогического процесса.
Основные
понятия : педагогический
процесс, целостность
педагогического
процесса, педагогическое
взаимодействие, сотрудничество,
закономерности,
принципы, методы, формы
учебно-воспитательного
процесса.
Слово процесс с лат.- означает «движение вперед», «изменение».
Педагогический
процесс есть целенаправленное,
содержательно насыщенное
и организационно
оформленное взаимодействие
педагогической деятельности
взрослых и самоизменения
ребенка в результате
активной жизнедеятельности
при ведущей и
направляющей роли
воспитателей. Педаг.
процесс – это процесс,
в котором социальный
опыт переплавляется
в качества личности.
Педагогический процесс - это главная, объединяющая все система.
Он реально существует как научно обоснованная, развивающаяся и совершенствующаяся система, опирающаяся на законы воспитания, творчество педагогов и динамику возрастного изменения детей. Пед. процесс неразрывно связан со всеми др. общественными процессами (экономическим, политическим, нравственным, культурным и др.) Его сущность, содержание и направленность зависят от состояния общественных процессов. Если экономический базис общества способствует развитию производительных сил, прогрессивно растет уровень производства и культуры, то и педагогический процесс, школа, чутко отражая общественные потребности, способны играть активную роль в развитии производства, культуры. Если же производственные отношения сдерживают активное проявление производительных сил, мешают их нормальному развитию, возникает явление застоя, разложения, обостряются противоречия, негативно влияющие на педагогический процесс. Возникает необходимость решительных изменений в обществе и реформирования школы.
Педагогический процесс создается педагогом. С его помощью педагог организует взаимно приемлемые отношения с воспитанником, направляет и стимулирует развитие воспитанника, защищает от вредных воздействий среды. В известном смысле пед. процесс есть способ защиты растущего организма от неблагоприятных воздействий.
Структура с лат. – строение – это расположение элементов в системе.
Структура педагогического процесса образуется из органически связанных компонентов.
Компоненты системы, в которой протекает педагогич. процесс – педагоги, воспитуемые, условия воспитания.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач пед. деятельности.: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности- до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
Деятельностный компонент – взаимодействие педагогов и воспитуемых , их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат.
Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Системообразующим звеном педагогического процесса является целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель - специально подготовленный взрослый - педагог. Ведущая роль педагога в пед. процессе возлагает на него ответственность за формирование личности, требует создания реальных условий всестороннего формирования ребенка с позиций передовой науки. Педагог как центральная фигура пед. процесса является носителем цели и передовых идеалов, обладателем научных знаний и мастерства воспитания.
Педагог в педагог. процессе выступает одновременно как его субъект и объект. Как субъект пед. процесса он получает специальное пед. образование, осознает себя ответственным перед обществом за подготовку подрастающего поколения. Формирует свое мировоззрение и вырабатывает нравственно- эстетические принципы, развивает способность к активному общению с детьми. Педагог как объект пед. процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с детьми подвергается воспитательным воздействиям и стремится к самосовершенствованию.
Основным и главным компонентом пед. процесса, его объектом и субъектом является ребенок. Вместе с воспитателем он образует динамичную систему «педагог-ребенок» при ведущей роли педагога. Ребенок как объект пед. процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с пед. целями. Ребенок как субъект педагогич. процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей.
Третьим компонентом пед. процесса является его содержание. Содержание пед. проц. тщательно отбирается, подвергается пед. анализу: обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, структурируется, приводится с соответствие с возрастными возможностями детей. Оно представляет собой основное средство формирования определенного социального типа человеческой личности. В содержание пед. проц. входят основы человеческого опыта в области общественных отношений, идеологии, науки, культуры. Понятие основ человеческого опыта является для педагогики одним из основных и определяющих. Конкретно оно раскрывается через понятия: основы наук, общественные отношения, культура, технология производства, труд, физическая культура.
Важным принципом пед. процесса является осуществление комплексного подхода, организации взаимодействия различных видов детской деятельности.
Принципы и закономерности пед. процесса. Среди общих закономерностей пед. процесса выделяются такие:
1. Закономерность динамики пед. процесса. Величина всех послед. изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе.
Это значит, что пед. процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер.
2. Закономерность развития личности в пед. процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависит от: 1) наследственности; 2)воспитательной и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия.
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность пед. воздействия зависит от:1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, 2)величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
4.Закономерность стимулирования. Продуктивность пед. процесса зависит от 1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности;2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогич. моральных, материал. и др. ) стимулов.
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в пед. процессе. Эффективность пед процесса обусловливается: 1) качеством пед. деятельности 2) качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.
7. Закономерность
обусловленности пед.
Педагогический процесс – это процесс трудовой, он как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие.
Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Пед. взаимод. – одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Педагог. осмысление понятие педагог. взаимод. получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина и др.
Пед. взаимодействие. – сложный процесс, состоящий из мн. компонентов - дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. П.В. присутствует во всех видах деятельности - познавательной, трудовой, творческой. В основе пед. взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества.
Пед. взаимодействие может рассматриваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-психологический ( взаимодействие в коллективе), и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослые (педагоги, родители) выступают в роли наставников. Пед. воздействие предполагает равенство отношений. Однако в отношениях с детьми взрослые часто используют авторитарное воздействие, опираясь на свои возрастные и профессиональные преимущества. Опытные, талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и умеют управлять педагогическим воздействием.
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.
Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.
Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Специфика деятельности педагога обуславливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Однако постоянное вмешательство в мир ученика может создавать конфликтные ситуации, осложняя взаимоотношения педагога и учащихся. Поэтому в некоторых случаях более эффективным является косвенное воздействие , суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение(одноклассников и друзей). Изменяя обстоятельства жизни ученика, учитель изменяет в нужном направлении и его самого. Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление своей субкультуры.
Принципы обучения.
Откуда же берутся принципы обучения, на чем они основываются?
На первых
этапах развития дидактики
собой обобщение опыта обучения. Заметив, например, что использование
картинок, иллюстраций помогает детям научиться лучше читать и считать,
повышает их интерес к учению, педагоги сформулировали нормативное
требование для учителя: "обучай наглядно". Заметив, что прочность знаний
и навыков достигается в результате многократного повторения тех или иных
упражнений, сделали обобщение: "повторение - мать учения". Это обобщение легло в основу принципа прочности.
Таких предписаний для учителей в виде принципов и правил, построенных
на эмпирической основе, было достаточно для воспроизведения существовавшей практики обучения. Простое воспроизведение практики до поры до времени вполне удовлетворяло запросы общества, поскольку объем передаваемых подрастающему поколению знаний и навыков был невелик и мало изменялся от десятилетия к десятилетию.
Положение
изменилось в связи с