Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Лекция 5 Педагогическая теория Я.А.Коменского –  начало новой эры  в развитии пед. мысли

     Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 –1670) жил в далекие средние  века. Имя К обычно связывают с  педагогикой, с его бессмертным  произведением «Великая дидактика».

     Жизнь К протекала на фоне вступившего  на порог истории XVII в., когда в Европе шло ускоренное развитие общественных отношений, сопровождавшееся междуусобными войнами, страшным обнищанием народа. В своих трудах и проповедях, обращаясь к народу, К осуждает господство сильных наций над слабыми. Именно поэтому гуманизм К не только не утратил своего значения в наши дни, но напротив, в момент поиска нравст. устоев становится суперактуальным.

     Я.А.К. родился в 1592 в Чешской Моравии  в местечке Нивницы. Первые детские годы  его были наполнены беззаботностью, благополучием и счастьем родительской любви. Но все очень скоро закончилось.  В 10 лет Ян потерял своего отца, через год – мать и сестер. Отец Яна был видным членом общины чешских братьев, семейная атмосфера в доме Коменских была пропитана духом идей Общины. И вполне понятно, что заботу о мальчике взяли на себя опекуны из общины.

     В 1608 г. 16-летний Ян поступает в лат. школу чешских братьев в Пшерове. Выдающиеся способности юного К, его воля и целеустремленность были сразу замечены. В 1611 г. Община посылает талантливого ученика в Гернборнский университет в Германии для подготовки к проповеднической деятельности.

     В 1613 г. , совершив небольшое путешествие  по Северной Европе, К решает продолжить образование на богословском факультете Гейдельбергского университета. Учеба за границей дала Яну огромное богатство впечатлений и знаний.

     В 1614 г. Ян возвращается из Гейдельберга домой в Пшерово. Он становится ректором той школы, где еще недавно  учился сам. В том же году К возводят в сан священника. И с этого момента начинается его пед. деят-сть.

     В 1618-1621 К – учитель и проповедник  в Фульнеке, а кроме того –  управляющий Советом братской Общины чешского городка. Он много времени  посвящает изучению трудов гуманистов эпохи Возрождения (Т.Мора, Т.Клмпанеллы); начинает задумываться о совершенствовании образовательного процесса.

     Кажется снова пришло счастье: любимая работа, уважение, наконец –молодая жена, сын. Но 30 летняя война прервала спокойную  жизнь. Начались сражения между католиками и протестантами. Католическая реакция с помощью испанских и баварских королей двинула огромную армию на протестантскую Чехию. Чехи не смогли устоять против превосходящих по своим силам католиков и цветущая Чехия была отдана наемным войскам на разграбление. Всем протестантам запрещено было пребывание на территории Чешского гос-ва. Чешские протестанты, преследуемые католиками, вынуждены в течение нескольких лет скрываться в горах. Мешок с рукописями и вера в будущее своего народа – вот самое ценное, что уносит с собой К в лесные массивы родной Чехии. Именно в эти дни он начинает создавать свой гениальный труд – «Дидактику». К глубоко убежден, что, улучшив обучение и воспитание молодежи, передав ей духовность, нравст. устои, он спасет следующие поколения от войн, крови, бессмысленности.

     А судьба вновь безжалостна к нему. От чумы умирают жена и новорожденный  сын. Германский император издает указ об изгнании протестантов из Чехии, и  К навсегда становиться скитальцем. Многие страны Европы посетил он – Польшу, Венгрию, Нидерланды. А пристанище нашел в польском Лешно, где прожил 28 лет.

     Здесь в Лешно он снова женится (Доротея  Кроллова). В Лешно закончена «Великая Дидактика»; здесь создаются учебники «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия». Учебники принесли автору мировую и европейскую известность. В Польше К попытался осуществить ранее задуманную реформу латинской школы.

     В 1641 – 1642 гг. К активно сотрудничает с последователями Ф.Бэкона в  Англии. Он разрабатывает при этом обширные планы улучшения общества посредством реформ школы.

     Не  оставил своих пед. замыслов К  и во время   пребывания в венгерском городе Шарош-Патаке в 1650-54 гг. здесь, однако, столкнулся с крайне сложной ситуацией, которая отдаляла широкие планы  улучшения образования. В условиях почти поголовной неграмотности в Венгрии следовало решать более скромные задачи, и К направляет свои усилия прежде всего на организацию первоначального обучения. Будучи в Венгрии, К издает ряд пед. сочинений. Здесь он завершает  труд «Мир чувственных вещей в картинках», пишет несколько школьных пьес, создает школу.

     Последние годы жизни он проводит в Амстердаме. В Голландии ему удалось издать многие свои труды. Так, в 1657 впервые  увидела свет на лат. языке «Великая дидактика». За 4 года до смерти К публикует часть «всеобщего совета об исправлении дел человеческих» - главного труда своей жизни. В этом своеобразном завещании потомкам К выступает как выдающийся деятель Возрождения, призывая человечество к миру и сотрудничеству («Панегерсия» трактат о всеобщем побуждении и «Панавгия» - трактат о всеобщем озарении). Первые 2 книги определили цель и условия достижения гармонии, далее следуют 3 книги, раскрывающие средства достижения целей. Это, во-первых, «Пансофия» - всеобщая мудрость, «Пампедия» - всеобщее воспитание, «Панглоттия» - всеобщий язык. Шестая книга – «Панортосия» - всеобщее исправление – нацелена в будущее.

     Остаток жизни К провел в заботах и  хлопотах о своих рассеянных повсюду  соотечественниках. Несчастья и  страдания жизни не сломили благородства гениального наставника мира. К до последних дней не прекращал работать.

     15 ноября 1670 г. К умер в Амстердаме, так и не вернувшись в родную  Чехию.

     Я.А.К. был первым из педагогов, последовательно  обосновавшим принцип природосообразности  в воспитании. У К человек предстает как «микрокосм». Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, тесно взаимосвязанных с глобальными законами природы. Природное в человеке, считал К, обладает самодеятельной и самодвижущей силой.

     Принцип природосообразности в воспитании исходил из признания природного равенства людей. Люди наделены одинаковой природой, они одинаково нуждаются в возможно более полном умств. и нравст. развитии, которое принесет пользу человечеству. Т.о., их права на образование равны. Провозглашая равенство людей от природы, К отнюдь не отрицал индивидуальности природных задатков.

     Считая, что детям присуща склонность к деят-сти, чешский педагог усматривал цель воспитания в раскрытии этих задатков. Эта цель может быть достигнута при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью руки и речи, опираясь на приобретенные ЗУН.

     Принцип природ-сти получил последовательное выражение в дидактике К прежде всего в так называемом ест. Методе образования, который обеспечивал  необходимое соответствие прир. законов  и законов пед-ких. Обратимся в  этой связи к работе К «Выход из школьных лабиринтов». Здесь рассмотрены 4 стадии обучения, основанные на единстве законов природы и воспитания:

     Первая  – автопсия  (самост. наблюдение)

     Вторая  – автопраксия  (практическое осуществление)

     Третья  – автохресия (применение полученных ЗУН в новых обстоятельствах)

     Четвертая – автолексия (умение самостоятельно излагать рез-ты своей деят-сти)

     К увязывал закономерности формирования личности с глобальными изменениями  в природе, соотнося с природными циклами продолжительность учебного года и урока. Им впервые была введена привычная сейчас классно-урочная система с конкретной темой и задачей урока, ежедневной проверкой знаний и последующими экзаменами. Соответственно возрасту человека он строит и 4 ступени обучения, выполняющие 3 главные задачи: познание себя и окруж. мира (умственное воспитание), управление собой (нравст. воспитание), стремление к Богу (религ. воспитание).

     Сообразуясь с возрастными особенностями  К предлагал следующее:

    • «материнская школа» - детям до 6 лет
    • «школу родного языка» в каждой общине или селении для отрочества (6-12)
    • «латинскую школу» (12-18)
    • «академию для возмужалых молодых людей (18-24)

    «Материнская  школа» должна быть в каждом доме. Для нее К. составил методическое руководство «материнская школа» – наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях.

    В школе родного языка – каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения; уметь петь. Дети должны узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни. Здесь же дети знакомятся с различными ремеслами.

    После школы родного языка, обязательной для всех детей, К. определил латинскую школу, которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем еще к-л. иностран. языки, физика, география, естествознание, математику. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

    Самые одаренные из кончающих лат.школу  завершают свое образование в  академии, которая имеет обычные  для того времени 3 факультета: богословский, юридический и медицинский.

    Организация обучения: Новое решение предложил К для организации обучения. Если в школе на протяжении веков с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, то К нашел иную форму организации обучения. Это классно-урочная система, которая предполагает:

  • неизменный состав учащихся одного возраста
  • проведение занятий в точно определенное время по расписанию
  • одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету.
 

    В «Великой дидактике» определены 4 основных общих требования к обучению:

  1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.
  2. Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте, учитель в преподавании следует от более легкого к более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются заданиями, продвигаясь вперед не спеша;
  3. Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.
  4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.

    Одним из важнейших звеньев дидактики К. являются дидактические принципы, т.е. положения общего характера, на которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. это следующие принципы:

    наглядность: сформирован принцип наглядности так «…пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания» . Итак золотое правило дидактики – наглядность.

    последовательность  и систематичность. Т.е. от более общего к более частному, от более легкого – к более трудному, от известного – к неизвестному, от более близкого – к далекому. Учебный материал необходимо подавать в строгой системе, а не прерывисто и эпизодически.

    прочность усвоения учебного материала: этот принцип не является новым в педагогике, еще Конфуций и др.греки считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоянные упражнения и повторения. Отсюда известное еще с античных времен положение: повторение – мать учения. (repetitio est mater studiorum). Но в средние века оно сводилось к зубрежке и формализму, а упражнения имели механический характер, напоминая дрессировку. К. считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником.

    Самостоятельность и активность. Обучать – это не значит вбивать в головы учеников знания, но раскрывать способности понимать вещи. Школа же стремиться к тому, чтобы научить ученика «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом». Так, физику преподают, не демонстрируя эксперименты и выводя на их основании законы науки, а читая тексты, которые потом ученики зазубривают. А по К. нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами», обдумывал самостоятельно и применял знания на практике. Самостоятельность ученика развивается тогда, когда он проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить эту любовь предстоит учителю.

    По  утверждению Лейбница, система К сыграла такую же роль в пед-ке, как Декарт и Бэкон в философии, Коперник – в астрономии. К был первым, кто последовательно обосновал и проводил идею природ-сти в воспитании, развивал принципы общенац. Образования, обучения на родном языке, плановости школьного дела и преемственности его ступеней, их систематичности. 

    Константин  Дмитриевич Ушинский – основоположник русс. науч. пед-ки  (1824 –1870)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"