Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Лекция 5 Педагогическая теория Я.А.Коменского – начало новой эры в развитии пед. мысли
Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 –1670) жил в далекие средние века. Имя К обычно связывают с педагогикой, с его бессмертным произведением «Великая дидактика».
Жизнь К протекала на фоне вступившего на порог истории XVII в., когда в Европе шло ускоренное развитие общественных отношений, сопровождавшееся междуусобными войнами, страшным обнищанием народа. В своих трудах и проповедях, обращаясь к народу, К осуждает господство сильных наций над слабыми. Именно поэтому гуманизм К не только не утратил своего значения в наши дни, но напротив, в момент поиска нравст. устоев становится суперактуальным.
Я.А.К. родился в 1592 в Чешской Моравии в местечке Нивницы. Первые детские годы его были наполнены беззаботностью, благополучием и счастьем родительской любви. Но все очень скоро закончилось. В 10 лет Ян потерял своего отца, через год – мать и сестер. Отец Яна был видным членом общины чешских братьев, семейная атмосфера в доме Коменских была пропитана духом идей Общины. И вполне понятно, что заботу о мальчике взяли на себя опекуны из общины.
В
1608 г. 16-летний Ян поступает в лат.
школу чешских братьев в
В 1613 г. , совершив небольшое путешествие по Северной Европе, К решает продолжить образование на богословском факультете Гейдельбергского университета. Учеба за границей дала Яну огромное богатство впечатлений и знаний.
В 1614 г. Ян возвращается из Гейдельберга домой в Пшерово. Он становится ректором той школы, где еще недавно учился сам. В том же году К возводят в сан священника. И с этого момента начинается его пед. деят-сть.
В 1618-1621 К – учитель и проповедник в Фульнеке, а кроме того – управляющий Советом братской Общины чешского городка. Он много времени посвящает изучению трудов гуманистов эпохи Возрождения (Т.Мора, Т.Клмпанеллы); начинает задумываться о совершенствовании образовательного процесса.
Кажется снова пришло счастье: любимая работа, уважение, наконец –молодая жена, сын. Но 30 летняя война прервала спокойную жизнь. Начались сражения между католиками и протестантами. Католическая реакция с помощью испанских и баварских королей двинула огромную армию на протестантскую Чехию. Чехи не смогли устоять против превосходящих по своим силам католиков и цветущая Чехия была отдана наемным войскам на разграбление. Всем протестантам запрещено было пребывание на территории Чешского гос-ва. Чешские протестанты, преследуемые католиками, вынуждены в течение нескольких лет скрываться в горах. Мешок с рукописями и вера в будущее своего народа – вот самое ценное, что уносит с собой К в лесные массивы родной Чехии. Именно в эти дни он начинает создавать свой гениальный труд – «Дидактику». К глубоко убежден, что, улучшив обучение и воспитание молодежи, передав ей духовность, нравст. устои, он спасет следующие поколения от войн, крови, бессмысленности.
А судьба вновь безжалостна к нему. От чумы умирают жена и новорожденный сын. Германский император издает указ об изгнании протестантов из Чехии, и К навсегда становиться скитальцем. Многие страны Европы посетил он – Польшу, Венгрию, Нидерланды. А пристанище нашел в польском Лешно, где прожил 28 лет.
Здесь в Лешно он снова женится (Доротея Кроллова). В Лешно закончена «Великая Дидактика»; здесь создаются учебники «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия». Учебники принесли автору мировую и европейскую известность. В Польше К попытался осуществить ранее задуманную реформу латинской школы.
В 1641 – 1642 гг. К активно сотрудничает с последователями Ф.Бэкона в Англии. Он разрабатывает при этом обширные планы улучшения общества посредством реформ школы.
Не оставил своих пед. замыслов К и во время пребывания в венгерском городе Шарош-Патаке в 1650-54 гг. здесь, однако, столкнулся с крайне сложной ситуацией, которая отдаляла широкие планы улучшения образования. В условиях почти поголовной неграмотности в Венгрии следовало решать более скромные задачи, и К направляет свои усилия прежде всего на организацию первоначального обучения. Будучи в Венгрии, К издает ряд пед. сочинений. Здесь он завершает труд «Мир чувственных вещей в картинках», пишет несколько школьных пьес, создает школу.
Последние годы жизни он проводит в Амстердаме. В Голландии ему удалось издать многие свои труды. Так, в 1657 впервые увидела свет на лат. языке «Великая дидактика». За 4 года до смерти К публикует часть «всеобщего совета об исправлении дел человеческих» - главного труда своей жизни. В этом своеобразном завещании потомкам К выступает как выдающийся деятель Возрождения, призывая человечество к миру и сотрудничеству («Панегерсия» трактат о всеобщем побуждении и «Панавгия» - трактат о всеобщем озарении). Первые 2 книги определили цель и условия достижения гармонии, далее следуют 3 книги, раскрывающие средства достижения целей. Это, во-первых, «Пансофия» - всеобщая мудрость, «Пампедия» - всеобщее воспитание, «Панглоттия» - всеобщий язык. Шестая книга – «Панортосия» - всеобщее исправление – нацелена в будущее.
Остаток жизни К провел в заботах и хлопотах о своих рассеянных повсюду соотечественниках. Несчастья и страдания жизни не сломили благородства гениального наставника мира. К до последних дней не прекращал работать.
15 ноября 1670 г. К умер в Амстердаме, так и не вернувшись в родную Чехию.
Я.А.К. был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. У К человек предстает как «микрокосм». Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, тесно взаимосвязанных с глобальными законами природы. Природное в человеке, считал К, обладает самодеятельной и самодвижущей силой.
Принцип природосообразности в воспитании исходил из признания природного равенства людей. Люди наделены одинаковой природой, они одинаково нуждаются в возможно более полном умств. и нравст. развитии, которое принесет пользу человечеству. Т.о., их права на образование равны. Провозглашая равенство людей от природы, К отнюдь не отрицал индивидуальности природных задатков.
Считая, что детям присуща склонность к деят-сти, чешский педагог усматривал цель воспитания в раскрытии этих задатков. Эта цель может быть достигнута при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью руки и речи, опираясь на приобретенные ЗУН.
Принцип
природ-сти получил
Первая – автопсия (самост. наблюдение)
Вторая – автопраксия (практическое осуществление)
Третья – автохресия (применение полученных ЗУН в новых обстоятельствах)
Четвертая – автолексия (умение самостоятельно излагать рез-ты своей деят-сти)
К увязывал закономерности формирования личности с глобальными изменениями в природе, соотнося с природными циклами продолжительность учебного года и урока. Им впервые была введена привычная сейчас классно-урочная система с конкретной темой и задачей урока, ежедневной проверкой знаний и последующими экзаменами. Соответственно возрасту человека он строит и 4 ступени обучения, выполняющие 3 главные задачи: познание себя и окруж. мира (умственное воспитание), управление собой (нравст. воспитание), стремление к Богу (религ. воспитание).
Сообразуясь с возрастными особенностями К предлагал следующее:
«Материнская школа» должна быть в каждом доме. Для нее К. составил методическое руководство «материнская школа» – наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях.
В школе родного языка – каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения; уметь петь. Дети должны узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни. Здесь же дети знакомятся с различными ремеслами.
После школы родного языка, обязательной для всех детей, К. определил латинскую школу, которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем еще к-л. иностран. языки, физика, география, естествознание, математику. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.
Самые одаренные из кончающих лат.школу завершают свое образование в академии, которая имеет обычные для того времени 3 факультета: богословский, юридический и медицинский.
Организация обучения: Новое решение предложил К для организации обучения. Если в школе на протяжении веков с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, то К нашел иную форму организации обучения. Это классно-урочная система, которая предполагает:
В «Великой дидактике» определены 4 основных общих требования к обучению:
Одним из важнейших звеньев дидактики К. являются дидактические принципы, т.е. положения общего характера, на которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. это следующие принципы:
наглядность: сформирован принцип наглядности так «…пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания» . Итак золотое правило дидактики – наглядность.
последовательность и систематичность. Т.е. от более общего к более частному, от более легкого – к более трудному, от известного – к неизвестному, от более близкого – к далекому. Учебный материал необходимо подавать в строгой системе, а не прерывисто и эпизодически.
прочность усвоения учебного материала: этот принцип не является новым в педагогике, еще Конфуций и др.греки считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоянные упражнения и повторения. Отсюда известное еще с античных времен положение: повторение – мать учения. (repetitio est mater studiorum). Но в средние века оно сводилось к зубрежке и формализму, а упражнения имели механический характер, напоминая дрессировку. К. считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником.
Самостоятельность и активность. Обучать – это не значит вбивать в головы учеников знания, но раскрывать способности понимать вещи. Школа же стремиться к тому, чтобы научить ученика «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом». Так, физику преподают, не демонстрируя эксперименты и выводя на их основании законы науки, а читая тексты, которые потом ученики зазубривают. А по К. нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами», обдумывал самостоятельно и применял знания на практике. Самостоятельность ученика развивается тогда, когда он проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить эту любовь предстоит учителю.
По
утверждению Лейбница, система К сыграла
такую же роль в пед-ке, как Декарт и Бэкон
в философии, Коперник – в астрономии.
К был первым, кто последовательно обосновал
и проводил идею природ-сти в воспитании,
развивал принципы общенац. Образования,
обучения на родном языке, плановости
школьного дела и преемственности его
ступеней, их систематичности.
Константин Дмитриевич Ушинский – основоположник русс. науч. пед-ки (1824 –1870)