Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Лекция 2

Развитие  личности как педагогическая проблема

 

      Одной из сложных и ключевых проблем  пед. теории и практики является проблема личности и ее развития в специально-организованных условиях. Развитие человека – очень  сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физ. Данные и дух. мир человека в детском и юношеском возрасте.

      Анализ  факторов развития был начат еще  античн. учеными. В отечест. Педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении развития школьников добились П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия.

      Требовалось прежде всего ответить на главный  вопрос: почему различные люди достигают  различного уровня развития, от каких  условий зависит этот процесс и его результат? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутр. и внеш. условиями. К внутр. условиям относятся физиолог. и психич. свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается.

      Установлено, что процесс человеческого развития определяется совмест. воздействием трех факторов – наследственности, среды  и воспитания. Следующая схема  иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития.

                      Базу образуют врожд. и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщающим

                      термином «наследственность». Врожд. и унаслед. предрасположения развиваются при воздействии

                       гл. внешних влияний  – среды и воспитания. Взаимодействие  названных факторов м.б. оптимальным

                      (равностор. треуг.), либо негармоничным (вершина С1  и С2). Также может быть, что  врожденная и унаслед.

                      база недостаточно развивается как средой, так и  воспитанием (АВС3). Данная схема должна одновременно

                      демонстрировать, что  ни один фактор не действует самостоятельно, что результат развития зависит от их согласованности.

      Наследственность

      Природное в человеке (биологическое) – это  то, что связывает его с предками, а через них – со всем живым  миром. Отражение биологического –  наследственность. Под наслед-тью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наслед-сти – гены.

      Наследст. программы развития человека включают детерминир. и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детермин. часть программы обеспечивает прежде всего продолжение чел-го рода, а также задатки человека как представителя челов. рода (задатки речи, прямохождения, труд-ой деятельности, мышления). Жестко генетически запрограммировано сочетание в орг-зме различных белков, опред-ой группы крови, резус-фактор. От родителей к детям передаются внеш. признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

      К наслед-ным свойствам относятся также особенности нервной системы. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том чиле и патолог-кие, вызывающие психич. расстройства, болезни (н-р, шизофрению) могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет. Отриц-ное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

      Вариантная  часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих орг-зму человека приспособиться к изменению условий  его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Т.о. необходимость воспитания заложена в человеке природой.

      Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллект. качеств. Что наследуют дети – готовые способности или задатки? Анализ фактов, накопленных в эксперимент. исследованиях позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно- наследуются на способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки реализуются или нет. Все зависит от того, получит ли человек возможности для перехода задатков в способности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант – зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества. Задатки – природная расположенность к той или иной деятельности, разовьются ли они зависит от соц.условий, обучения и воспитания. Отечественная педагогика не отводит биолог.фактору решающей роли.

      Среда

      Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. обучения, взаимодействия с др. людьми. Вне чел. Общества дух-ное, соц-ное, псих-кое развитие происходить не может. (В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух малышей. Это были девочки, одной из них было лет 7-8, другой – года 2. Младшую девочку назвали Амалой, старшую – Камалой. Младшая девочка скоро умерла, так и ничему не научившись, старшая прожила около 10 лет. Все эти годы доктор Синг вел подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с большим трудом. 2 года пришлось учить ее стоять. Через 6 лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. 4 года ушло на заучивание первых 6 слов. Через 7 лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а еще через 3 года – до ста. Дальше языковой прогресс не пошел. Достигнув примерно 17 возраста Камала по уровню своего развития была как трехлетний ребенок. Вместо комментария: человек рождается на земном шаре физически слабым и не обладая врожденными идеями, только в обществе может добиться того исключит. положения к которому его предназначила сама природа. Не будь цивилизации он так и бы остался одним из животных.)

Личность  – социально-психолог. сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Личность – это человек, способный самостоятельно принимать обдуманные решения, нести ответственность, независимо действовать. Индивидом рождаются, личностью становятся.

      Среди средовых факторов формирования личности выделяют: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на развитие личностей всех жителей планеты; мезофакторы – условия развития личностей больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, в котором они живут (этнос, регион, село, город, поселок); микрофакторы оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется социальное воспитание – учебные, профессиональные, общественные и др.

      Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают  влияние на развитие человека через  так называемых агентов, т.е. лиц, в  непосредственном взаимодействии с  которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.

      Исследования  показывают, что чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать влияние на развитие личности. В раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом  и юношеском возрастах увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходит трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Также необходимо учитывать, что наибольшее влияние на личность оказывает другая личность, являющаяся для нас референтной и авторитетной.

      Как в теор-ком, так и в практическом плане небезынтересен и такой  вопрос: что оказывает большее  влияние на развитие человека – среда или наследственность? Мнения специалистов разделились. Приверженцы так называемого биогенетического направления в педагогике безусловно предпочтение отдают наслед-сти, а социогенетического – среде. Точно сказать нельзя. Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния наслед-сти и среды у каждого своя.

      Воспитание

      Влияние наследст-сти и среды корректируется воспитанием. Восп-е – это сила, способная дать обществу полноценную  личность. Слабость восп-я в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наслед-сть и среда действуют подсознательно  и бессознательно. Восп-е – это заполнение проделов в программе чел. развития. Спец. исслед-я показали, что восп-е может обеспечит развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Восп-е детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показало, что получая хорошее питание и уход, они тем не менее не приобретают ни одного психич. качества, свойственного человеку.

      Роль  обучения в развитии личности

      В психолого- педагог-кой науке сложились 3 точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассмат-ся как 2 независимых  друг от друга процесса. В. Штерн  писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения.

      Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и др. процессы (Джеймс, Торндайк)

      3 группа теории объединяет первые 2 точки зрения и дополняет  их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его.

      Эту существенно новую идею выдвинул Л.С. Выготский. Он обосновал тезис  о ведущей роли обучения в развитии личности. Выготский выделил 2 уровня  умственного развития ребенка. I уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. II , более высокий уровень ( зона ближайшего развития) обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

      Деятельность  как фактор развития

      Влияние на развитие наслед-сти, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно  важным фактором – деятельностью личности. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет.» «Человек – сам кузнец своего счастья», «кто рано встает, тому Бог дает». Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области.

      Основные  виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. По направленности выделяется познав-ая, общест-ая, спорт-ая, худ-ная, техн-ая, гедоническая деятельность. Особый вид деят-сти – общение.

      Деят-сть  может быть активной и пассивной. Таким образом, ставить подрастающего  человека в позицию акт. деятеля, раскрывать его потенциальные возможности  – таковы функции воспитателя, разумно  направляющего процесс развития личности. 
 

      Возрастная периодизация

      То, что развитие, как физическое, так  и умственное , тесно связано с  возрастом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует  свой уровень физ-кого, псих-кого и  соц. развития.

      Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды чел. жизни. Есть целый ряд разработок периодизаций развития (Коменский, Штрац, Эльконин, Шванцара).

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"