Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Одной из сложных и ключевых проблем пед. теории и практики является проблема личности и ее развития в специально-организованных условиях. Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физ. Данные и дух. мир человека в детском и юношеском возрасте.
Анализ факторов развития был начат еще античн. учеными. В отечест. Педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении развития школьников добились П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия.
Требовалось прежде всего ответить на главный вопрос: почему различные люди достигают различного уровня развития, от каких условий зависит этот процесс и его результат? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутр. и внеш. условиями. К внутр. условиям относятся физиолог. и психич. свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается.
Установлено,
что процесс человеческого
Базу
термином
гл. внешних влияний – среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов м.б. оптимальным
(
база
демонстр
Природное в человеке (биологическое) – это то, что связывает его с предками, а через них – со всем живым миром. Отражение биологического – наследственность. Под наслед-тью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наслед-сти – гены.
Наследст. программы развития человека включают детерминир. и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детермин. часть программы обеспечивает прежде всего продолжение чел-го рода, а также задатки человека как представителя челов. рода (задатки речи, прямохождения, труд-ой деятельности, мышления). Жестко генетически запрограммировано сочетание в орг-зме различных белков, опред-ой группы крови, резус-фактор. От родителей к детям передаются внеш. признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.
К наслед-ным свойствам относятся также особенности нервной системы. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том чиле и патолог-кие, вызывающие психич. расстройства, болезни (н-р, шизофрению) могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет. Отриц-ное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.
Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих орг-зму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Т.о. необходимость воспитания заложена в человеке природой.
Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллект. качеств. Что наследуют дети – готовые способности или задатки? Анализ фактов, накопленных в эксперимент. исследованиях позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно- наследуются на способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки реализуются или нет. Все зависит от того, получит ли человек возможности для перехода задатков в способности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант – зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества. Задатки – природная расположенность к той или иной деятельности, разовьются ли они зависит от соц.условий, обучения и воспитания. Отечественная педагогика не отводит биолог.фактору решающей роли.
Среда
Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. обучения, взаимодействия с др. людьми. Вне чел. Общества дух-ное, соц-ное, псих-кое развитие происходить не может. (В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух малышей. Это были девочки, одной из них было лет 7-8, другой – года 2. Младшую девочку назвали Амалой, старшую – Камалой. Младшая девочка скоро умерла, так и ничему не научившись, старшая прожила около 10 лет. Все эти годы доктор Синг вел подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с большим трудом. 2 года пришлось учить ее стоять. Через 6 лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. 4 года ушло на заучивание первых 6 слов. Через 7 лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а еще через 3 года – до ста. Дальше языковой прогресс не пошел. Достигнув примерно 17 возраста Камала по уровню своего развития была как трехлетний ребенок. Вместо комментария: человек рождается на земном шаре физически слабым и не обладая врожденными идеями, только в обществе может добиться того исключит. положения к которому его предназначила сама природа. Не будь цивилизации он так и бы остался одним из животных.)
Личность – социально-психолог. сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Личность – это человек, способный самостоятельно принимать обдуманные решения, нести ответственность, независимо действовать. Индивидом рождаются, личностью становятся.
Среди средовых факторов формирования личности выделяют: макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на развитие личностей всех жителей планеты; мезофакторы – условия развития личностей больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, в котором они живут (этнос, регион, село, город, поселок); микрофакторы оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, организации, в которых осуществляется социальное воспитание – учебные, профессиональные, общественные и др.
Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.
Исследования показывают, что чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать влияние на развитие личности. В раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрастах увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходит трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Также необходимо учитывать, что наибольшее влияние на личность оказывает другая личность, являющаяся для нас референтной и авторитетной.
Как в теор-ком, так и в практическом плане небезынтересен и такой вопрос: что оказывает большее влияние на развитие человека – среда или наследственность? Мнения специалистов разделились. Приверженцы так называемого биогенетического направления в педагогике безусловно предпочтение отдают наслед-сти, а социогенетического – среде. Точно сказать нельзя. Развивается каждый человек по-своему, и «доля» влияния наслед-сти и среды у каждого своя.
Воспитание
Влияние
наследст-сти и среды
Роль обучения в развитии личности
В психолого- педагог-кой науке сложились 3 точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассмат-ся как 2 независимых друг от друга процесса. В. Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения.
Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и др. процессы (Джеймс, Торндайк)
3
группа теории объединяет
Эту существенно новую идею выдвинул Л.С. Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. Выготский выделил 2 уровня умственного развития ребенка. I уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно. II , более высокий уровень ( зона ближайшего развития) обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.
Деятельность как фактор развития
Влияние
на развитие наслед-сти, среды и воспитания
дополняется еще одним
Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. По направленности выделяется познав-ая, общест-ая, спорт-ая, худ-ная, техн-ая, гедоническая деятельность. Особый вид деят-сти – общение.
Деят-сть
может быть активной и пассивной.
Таким образом, ставить подрастающего
человека в позицию акт. деятеля,
раскрывать его потенциальные возможности
– таковы функции воспитателя, разумно
направляющего процесс развития
личности.
Возрастная периодизация
То, что развитие, как физическое, так и умственное , тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Каждому возрасту соответствует свой уровень физ-кого, псих-кого и соц. развития.
Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды чел. жизни. Есть целый ряд разработок периодизаций развития (Коменский, Штрац, Эльконин, Шванцара).