Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Раздел 3.
Тема 4. Формы организации обучения.
Формы обучения, формы образования. Классификация организационных форм обучения: урок, учебная экскурсия, предметные кружки, факультативы, домашняя работа. Классно-урочная система. Особенности школьного урока. Дидактическая структура урока. Типы уроков по дидактическим целям: уроки ознакомления учащихся с новым материалом, уроки закрепления учебного материала; уроки обобщения и систематизации изученного; формирования и закрепления практических умений и навыков; уроки проверки качественного усвоения изученного, комбинированные уроки.
Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса.
Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы различаются школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия (уроки), работа в мастерских, на пришкольном опытном участке, в лаборатории и т.п., а ко вторым - домашняя самостоят. работа, экскурсии, занятия на предприятиях и т.д. По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), спаренное укороченное занятие (70 мин), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.
Наибольшее распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получило классно-урочная система обучения, которая возникла в 17 веке. Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практику Я.А. Коменский.
Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:
-постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
- учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
- каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
- постоянное чередование уроков (расписание);
- руководящая роль учителя (педагогическое управление);
- применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается строгой организационной структурой;, экономная, т.к. один учитель работает одновременно с большой группой учащихся. В то же время у нее есть недостатки: ориентация на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися.
Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок.
Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяют следующее:
1 . Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.
3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.
5 Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.
6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.
7Логичность
и эмоциональность всех
этапов учебно-воспитательной
8. Эффективное использование педагогических средств.
9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.
10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний.
12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
Каждый урок направляется к цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим требованиям относятся:
- четкое определение
образовательных задач
- рационализация информационного наполнения урока,
оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
- внедрение новейших технологий познавательной деятельности;
- рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов;
- творческий подход к формированию структуры урока;
- сочетание различных
форм коллективной деятельности
с самостоятельной
- обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления;
-научный расчет и мастерство проведения урока.
Понятие структура урока – подразумевается его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.
Компонентами общей дидактической структуры урока
(и одновременно основными этапами урока) являются:
1.Актуализация прежних знаний и способов действий учащихся
(что означает
не только воспроизведение
применение в новой ситуации, и стимулирование познавательной активности
учащихся и контроль учителя.)
2.Формирование новых понятий и способов действий.
3.Применение - формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение, закрепление).
Большую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе:
1) комбинированные или смешанные уроки;
2) уроки ознакомления учащихся с новым материалом;
3) уроки закрепления знаний;
4) имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;
5) имеющие основной целью выработку и закрепление умений и навыков;
6) имеющие основной целью проверку знаний.
Урок изучения нового материала. Целью данного типа урока является
овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач как усвоение новых
понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентаций. Наиболее применимы такие
уроки в работе со школьниками среднего и старшего возраста, т. к именно
в этих классах изучается довольно объемистый материал. Формы такого
изучения могут разнообразными: лекция, объяснение учителя с привлечением
учащихся к обсуждению отдельных вопросов.
Урок обобщения и систематизации. Тип этого урока нацелен на решения
двух основных дидактических задач- установление уровня овладения
учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной
деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее
значение для овладения предметом в целом, и проверки и оценки знаний,
умений и навыков учащихся по всему программному материалу,
изучаемому на протяжении длительных периодов - четверти, полугодия
и за весь год обучения.
Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Основные
дидактические задачи, которые решаются на этих уроках сводятся
к следующим:
а) систематизация и обобщение новых знаний
б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;
в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее
усвоенных;
г) формирование умений и навыков;
д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования
знаний, умений и навыков.
Комбинированный урок. Наиболее распространенный тип урока в
существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические
задачи всех предыдущих типов уроков. Отсюда он и получил название комбинированный. Основные элементы составляющие его методическую
подструктуру являются:
а) организация учащихся к занятиям;
б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания
и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях;
в) введение учителем нового материала и организации работы учащихся
по его осмыслению и усвоению;
г) первичное закрепление нового материала и организация работы по
выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике;
д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению;
е) подведение итогов урока с выставлением поурочного балла, оценки
за работу отдельным учащимся на протяжении всего урока.
Внеурочные формы организации учебной работы. Наряду с уроком в общеобразовательных учреждениях используются и другие формы учебной
работы. Основное распространение получило такие формы, как экскурсия,
домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы
(предметные кружки, студии, олимпиады, конкурсы и т.д.)
Экскурсия – форма организации учебной работы, при которой учащиеся
выходят на место расположения изучаемых объектов (природы, исторических памятников, производства) для непосредственного ознакомления с ними. Она объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и помогает учащимся через непосредственные наблюдения знакомиться с предметами и явлениями в их естественном окружении. Экскурсии бывают разные. В зависимости от дидактической цели выделяют: