Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Скачать)

Раздел 3.

Тема 4.  Формы организации обучения.

Формы  обучения,   формы образования. Классификация организационных   форм  обучения:  урок,   учебная  экскурсия,  предметные  кружки, факультативы,  домашняя  работа.  Классно-урочная система.  Особенности    школьного   урока.    Дидактическая     структура  урока.  Типы  уроков  по  дидактическим   целям:   уроки  ознакомления    учащихся  с  новым  материалом,  уроки  закрепления   учебного  материала;  уроки  обобщения   и  систематизации изученного;    формирования    и закрепления   практических  умений   и навыков;  уроки проверки  качественного   усвоения   изученного,  комбинированные уроки.

Организация эффективного    обучения  возможна только при знании  и умелом  использовании разнообразных форм  организации педагогического процесса.

Формы   организации   обучения -  это   внешнее   выражение   согласованной деятельности    учителя и учащихся,  осуществляемой  в определенном    порядке и режиме. Они имеют  социальную  обусловленность, возникают   и совершенствуются   в связи с развитием  дидактических  систем. Организационные формы   обучения  классифицируются  по  различным критериям:  количеству  учащихся;  месту учебы;   продолжительности учебных   занятий и др.  По  первому  критерию   выделяются  массовые, коллективные,  групповые, микрогрупповые  и  индивидуальные  формы   обучения.  По  месту  учебы   различаются  школьные и  внешкольные  формы. К  первым  относятся    школьные  занятия  (уроки),   работа   в мастерских, на  пришкольном  опытном участке,  в  лаборатории  и  т.п.,  а  ко вторым  -   домашняя самостоят.  работа,  экскурсии,  занятия  на  предприятиях  и  т.д. По  длительности времени обучения   различают  классический  урок (45 мин), спаренное  занятие (90 мин),  спаренное  укороченное  занятие  (70 мин),  а  также уроки  «без  звонков»  произвольной  длительности.

Наибольшее  распространение,  как  в  нашей  стране,  так  и  за  рубежом  получило классно-урочная  система  обучения, которая   возникла в  17  веке. Ее контуры  очертил немецкий  педагог  И. Штурм, а разработал  теоретические основы и воплотил  в практику  Я.А. Коменский.

Классно-урочную  форму  организации  обучения отличают    следующие  особенности:

-постоянный  состав   учащихся  примерно одного  возраста  и  уровня  подготовленности  (класс);

- каждый  класс   работает  в соответствии   со  своим   годовым  планом (планирование  обучения);

- учебный   процесс  осуществляется   в   виде  отдельных   взаимосвязанных,  следующих одна  за  другой    частей (уроков);

- каждый  урок   посвящается   только  одному   предмету (монизм);

- постоянное  чередование  уроков (расписание);

- руководящая  роль  учителя (педагогическое  управление);

- применяются   различные  виды   и  формы   познавательной  деятельности   учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная  форма   организации  учебной  работы    имеет  ряд  преимуществ  по  сравнению  с  другими  формами, в  частности  индивидуальной:  она отличается  строгой  организационной  структурой;, экономная,  т.к. один  учитель  работает   одновременно  с  большой   группой   учащихся.  В то  же  время  у  нее   есть  недостатки: ориентация  на  «среднего»  ученика,   отсутствие  возможности осуществления   индивидуальной   учебно-воспитательной работы  с  учащимися.

Ключевым  компонентом  классно-урочной  системы  организации   обучения  является урок.

Урок -  это законченный в смысловом,  временном и организационном  отношении  отрезок (этап, звено, элемент)  учебного  процесса. Урок  сложный  и  ответственный  этап   учебного  процесса -  от качества отдельных  занятий  в конечном итоге  зависит  общее   качество школьной  подготовки. Среди  общих  требований, которым должен  отвечать   качественный   современный  урок, выделяют  следующее:

1 . Использование   новейших  достижений  науки,  передовой  педагогической  практики,  построение  урока  на  основе   закономерностей   учебно-воспитательного   процесса.

2. Реализация    на  уроке   в  оптимальном   соотношении   всех   дидактических  принципов   и правил.

3. Обеспечение   надлежащих  условий  для   продуктивной  познавательной  деятельности  учащихся  с учетом   их  интересов,   наклонностей  и  потребностей.

4. Установление  осознаваемых  учащимися   межпредметных   связей.

5 Связь  с  ранее  изученными   знаниями   и  умениями, опора   на достигнутый  уровень  развития учащихся.

6. Мотивация   и  активизация   развития   всех  сфер   личности.

7Логичность  и  эмоциональность   всех  этапов учебно-воспитательной деятельности.

8. Эффективное  использование   педагогических  средств.

9. Связь  с   жизнью,  производственной  деятельностью,  личным  опытом  учащихся.

10. Формирование  практически   необходимых   знаний,  умений,  навыков, рациональных  приемов  мышления  и  деятельности.

11. Формирование   умения  учиться,  потребности постоянно  пополнять   объем   знаний.

12. Тщательная  диагностика, прогнозирование,  проектирование  и  планирование   каждого  урока.

Каждый  урок   направляется  к  цели: обучить,   воспитать,  развить. С учетом  этого  общие требования  к уроку конкретизируются   в дидактических, воспитательных  и развивающих   требованиях. К дидактическим требованиям относятся:

- четкое  определение   образовательных  задач  каждого   урока;

- рационализация  информационного  наполнения     урока,

оптимизация  содержания  с  учетом  социальных  и личностных  потребностей;

- внедрение новейших  технологий  познавательной  деятельности;

- рациональное   сочетание   разнообразных   видов,  форм   и  методов;

- творческий  подход   к формированию  структуры урока;

- сочетание различных   форм   коллективной   деятельности  с  самостоятельной  деятельностью   учащихся;

- обеспечение   оперативной   обратной  связи,   действенного   контроля   и   управления;

-научный   расчет  и  мастерство  проведения  урока.

Понятие структура  урока – подразумевается его внутреннее строение,  последовательность  отдельных этапов. Тип урока   определяется   наличием   и последовательностью   структурных частей.

Компонентами  общей дидактической  структуры урока

(и одновременно  основными этапами урока) являются:

1.Актуализация прежних знаний  и способов действий учащихся

(что означает  не только воспроизведение ранее  усвоенных знаний, но и их

 применение  в новой ситуации, и стимулирование  познавательной активности 

 учащихся  и контроль учителя.)

2.Формирование  новых понятий  и способов действий.

3.Применение - формирование умений и навыков (включающее  и специальное повторение, закрепление).

Большую поддержку   среди  теоретиков  и  практиков  получила  классификация уроков   по  двум  существенным   признакам: дидактическим  целям  и месту уроков  в общей   системе:

1) комбинированные   или  смешанные   уроки;

2) уроки   ознакомления   учащихся   с  новым  материалом;

3)  уроки   закрепления знаний;

4) имеющие    основной  целью  обобщение   и  систематизацию  изученного;

5) имеющие   основной  целью  выработку   и  закрепление    умений  и  навыков;

6) имеющие  основной  целью  проверку  знаний.

Урок  изучения  нового  материала.  Целью данного  типа урока является

 овладение   учащимися   новым  материалом. Для  этого  школьники  должны подключаться к решению таких  дидактических  задач как  усвоение  новых 

понятий  и  способов  действий,  самостоятельной   поисковой   деятельности, формированию системы  ценностных  ориентаций. Наиболее  применимы  такие 

уроки в работе  со  школьниками   среднего и  старшего возраста,  т.  к  именно 

 в  этих  классах изучается  довольно  объемистый   материал.  Формы   такого 

изучения могут  разнообразными:   лекция,  объяснение  учителя с  привлечением 

учащихся  к  обсуждению  отдельных  вопросов.

Урок   обобщения    и  систематизации.   Тип  этого урока нацелен на  решения

 двух   основных  дидактических    задач-  установление   уровня  овладения  

учащимися  теоретическими  знаниями   и  методами   познавательной

деятельности по  узловым  вопросам  программы,  имеющим   решающее

значение  для   овладения  предметом  в  целом,  и  проверки   и  оценки  знаний,

 умений  и   навыков  учащихся  по  всему    программному  материалу, 

изучаемому на  протяжении  длительных   периодов -  четверти, полугодия

и  за  весь  год  обучения.

Урок  совершенствования  знаний,  умений  и навыков.  Основные 

дидактические  задачи,  которые решаются на  этих  уроках  сводятся  

к  следующим:

а) систематизация   и  обобщение  новых   знаний

б) повторение  и  закрепление ранее усвоенных  знаний;

в) применение знаний  на  практике  для   углубления  и  расширения   ранее 

 усвоенных;

г)  формирование   умений  и  навыков;

д) контроль  за   ходом  изучения  учебного  материала  и  совершенствования 

знаний,  умений  и  навыков.

Комбинированный  урок. Наиболее   распространенный  тип урока в

существующей  практике   работы  школы.  На  нем решаются   дидактические

задачи всех   предыдущих  типов  уроков. Отсюда  он  и  получил  название комбинированный. Основные  элементы составляющие   его методическую 

подструктуру  являются:

а) организация учащихся   к занятиям;

б) повторение  и проверка  знаний  учащихся,  выявление   глубины  понимания 

и  степени  прочности  всего  изученного  на  предыдущих  занятиях;

в) введение  учителем  нового  материала   и  организации  работы   учащихся  

по  его  осмыслению  и  усвоению;

г) первичное  закрепление  нового  материала  и  организация   работы  по 

выработке  у  учащихся  умений  и  навыков  применения   знаний   на  практике;

д)  задавание  домашнего  задания  и  инструктаж  по  его  выполнению;

е) подведение  итогов  урока  с  выставлением   поурочного  балла,  оценки 

за  работу отдельным  учащимся  на  протяжении  всего  урока.

Внеурочные   формы  организации  учебной  работы. Наряду  с уроком  в общеобразовательных учреждениях используются   и другие формы учебной

работы. Основное распространение получило такие формы, как  экскурсия,

домашняя  работа, факультативные  занятия, мероприятия   внеклассной  работы

(предметные  кружки, студии,   олимпиады, конкурсы  и т.д.)

Экскурсия – форма   организации учебной работы, при которой учащиеся 

выходят  на место  расположения изучаемых   объектов (природы,  исторических  памятников, производства) для  непосредственного  ознакомления   с ними. Она  объединяет   учебный процесс   в  школе с  реальной жизнью  и  помогает  учащимся   через  непосредственные   наблюдения  знакомиться  с предметами   и  явлениями  в  их  естественном окружении. Экскурсии  бывают  разные. В зависимости  от дидактической  цели    выделяют:

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"