Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
РАЗДЕЛ 4.
ТЕМА 2. Содержание воспитания школьников.
Проблема нравственного идеала в воспитании. Цели воспитания в современной российской школе. Разные подходы к развитию личности. Задачи воспитания школьников.
Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения. Мораль как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира.
Основные задачи нравств. воспитания: 1) формирование нравств. сознания; 2)воспитание и развитие нравств. чувств; 3) выработка умений и привычек нравств. поведения. Нравственное воспитание включает: формирование у человек сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.
Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.
Главная такая ценность - жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. Покушение на жизнь и здоровье других людей и свою жизнь недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это, потеряв смысл жизни, утратив идеалы, оказавшись в изоляции. Христианская мораль на протяжении веков учила- когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, искать у них помощи и защиты.
Актуальной проблемой остается отношение к детям как к ценности. Дать жизнь еще одному человеческому существу, иметь детей, воспитать их - на это, к сожалению, нет установки у многих молодых людей. К детям относятся как к досадной помехе, уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей. Все чаще молодые мамы оставляют детей в роддоме или бросают их на произвол судьбы.
Еще одна общечеловеческая ценность - свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личности. И это особенно отчетливо выявило низкий уровень культуры, воспитанности многих старшеклассников, выпускников школ. Демократический стиль общения малокультурный человек понимает как безграничную свободу самовыражения, право игнорировать чувства, достоинство окружающих. На самом деле свобода и ответственность, свобода и дисциплина, нерасторжимые понятия. Послушание в школе необходимо, это одно из условий плодотворного воспитания.
Не утратили своего значения, стали важнее такие нравственные качества как: патриотизм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Чрезвычайно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду. Проблем много, разных, сложных. Тунеядство, наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жестокость молодежи далеко не полный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивается ежедневно. Они разрушают и нравственную сферу, и самого человека: он деградирует духовно и физически. Идет процесс самоуничтожения. Нравственные критерии всегда и особенно в деле воспитания молодежи стоять выше всех других интересов. Сегодня вопрос стоит о спасении молодых поколений.
Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели бывает достаточно организовать и осуществить систему хорошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном воспитании все намного сложнее. Вдумчивые педагоги утверждают: не от метода надо идти, не от формы, какими бы привлекательными, новыми и технологичными они ни казались, а от индивидуальности каждого воспитанника, особенностей конкретной ситуации и уже в соответствии с ними планировать воспитательные дела, избирать приемы и методы. Если это требование нарушается, то работа будет формальной.
Цель воспитания – это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленных под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспит. акций и действий.
Любое воспитание – от мельчайшего до государственных программ – всегда целенаправленно, бесцельного, ни к чему стремящегося воспитания не бывает. Поэтому программа целей воспитания относится к числу наиболее важных в педагогике.
Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как индивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогресс. педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.
В современном мире существует многообразие целей воспитания и соответствующих им воспитательных систем. Каждая из этих систем характеризуется своей целью, и каждая цель требует для реализации определенных условий и средств.
Как появляются цели воспитания? В их формировании находят отражение многие объективные причины: закономерности физиологического созревания организма, психологическое развитие людей, достижения филос. и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика государства. Поэтому цели В. всегда имеют ярко выраженную классовую направленность. История педагогики – это длинная цепь зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания, а также осуществляющих их педагогических систем. Отсюда следует, что цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.
Цель воспитания выражает исторически назревшую потребность общества в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций. При этом чрезвычайно важно определить, действительно ли потребность назревшая или только кажущаяся. Многие воспитательные системы терпели крах именно потому, что опережали свое время, принимали желаемое за действительное, не учитывали реальностей жизни, надеясь воспитанием преобразить жизнь людей.
Цель воспитания в конечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества. Для подтверждения этой важной связи проанализируем изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономических формаций. История насчитывает пять общественно-экономических формаций.
При первобытнообщинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды. В. было призвано обеспечить существование людей, его цель – вооружать человека опытом выживания, т.е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни. Специальных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались. Как видим, способ производства, и цель воспитания находятся между собой в согласии.
При рабовладельческом строе воспитание стало уже особой функцией гос-ва. Появились спец. учреждения, занимающиеся восп-ем. Наличие двух классов привело к появлению различий в хар-ре целей воспитания. Она становится дуалистической. Целью восп-я детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся ис-вом. Восп-е (если можно так назвать) детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ. Детей приучали к смирению и покорности.
При феодализме – осн. классы – феодалы и крепостные крестьяне. Цели В. остаются дифференциальными: для детей феодалов – рыцарское воспитание, а для детей крестьян – трудовое. Первые наслаждаются искусствами и науками, вторые в подавляющем большинстве никаких учебных заведений не посещают. Характер произв. отношений не требует от низших слоев населения ни общей ни спец. подготовки, поэтому раздвоение целей, которое мы наблюдаем и в этом общ-ве, выражает не только классовую направленность целей в классовом общ-ве, но и зависимость их от способа произ-ва.
Капиталистический строй характеризуется наличием двух основных классов – буржуазии и пролетариата. Хар-р развития произ-ва, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему уч. заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее восп-е своим детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управление гос-вом, направлять развитие экономики, общественных процессов. Создается сеть частных привилегированных учеб. заведений. Классовая дифференциация, дуализм целей сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства.
На
смену раннему капитализму
Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное значение на их формирование оказывают и другие факторы. Среди них – темпы научно-технического и социального прогресса, экономика. Возможности общества, уровень развития пед. теории и практики, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей, учителей и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод: цель воспитания. определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, возможностей общества, учебных заведений.
Разные подходы к развитию личности.
Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики - направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки доминирующие мотивы деятельности и поведения.
Принцип
личностного подхода в воспитании
требует, чтобы воспитатель: 1)постоянно
изучал и хорошо знал индивидуальные
особенности темперамента; 2) умел
диагностировать и знал реальный
уровень сформированности таких
важных личностных качеств,
как образ мышления, мотивы,
интересы, установки, направленность
личности, отношение к жизни, труду ценностные
ориентации, жизненные планы; 3)постоянно
привлекал каждого воспитанника
к посильной для него и все усложняющейся
по трудности воспитательной
деятельности обеспечивающей прогрессивное
развитие личности; 4) своевременно
выявлял и устранял причины
, которые могут помешать
достижению цели; 5) максимально опирался
на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием
личности, помогал в выборе
целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность инициативу,
самодеятельность воспитанников,
не столько руководил, сколько
умело организовывал и направлял
ведущую к успеху деятельность.
общественная нравственность в вопросах половой жизни?
Она требует, чтобы половая жизнь человека, каждого мужчины и каждой женщины , находилась в постоянном гармоническом отношении к двум областям жизни: к семье и к любви. Она признает нормальной и оправданной нравственно только такую половую жизнь, которая основывается на взаимной любви и которая проявляется в семье, т.е в открытом гражданском союзе мужчины и женщины, союзе, который преследует две цели: человеческое счастье и рождение и воспитание детей. Отсюда ясны и цели полового воспитания. Мы должны так воспитывать наших детей, чтобы они только по любви могли наслаждаться половой жизнью и чтобы свое наслаждение, свою любовь и свое счастье реализовали в семье. Говоря о воспитании будущего полового чувства нашего ребенка, мы должны, говорить о воспитании его будущей любви и о воспитании его как будущего семьянина. Всякое иное половое воспитание будет обязательным вредным и противообщественным. Каждый родитель, должен поставить перед собой цель, что дети которых они воспитывают, будут счастливы только в семейной любви и чтобы только в этой форме они могли искать и радостей половой жизни. Если родители такой цели перед собой не поставят, их дети будут жить беспорядочной жизнью пола, следовательно, будут жить жизнью, полной всяких драм, несчастья, всякой грязи и общественного вреда.