Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Раздел 5.Педагогическое мастерство.
Тема 1. Педагогическое творчество и мастерство учителя.
Творчество
учителя. Профессионально-
Педагогическая техника как инструмент взаимодействия с воспитанником, ее элементы: речь, мимика, жесты, пластика, внешняя эстетическая выразительность.
Технологический подход к анализу и проектированию педагогического процесса в работах в В.П. Беспалько, И.П. Волкова, М.В. Кларина, Б.П. Лихачева, В.М. Монахова, В.А. Сластенина.
Слагаемые
педагогической
технологии: технологии
обучения (дидактические
технологии) и технологии
воспитания.
Сущность понятия «педагогическое мастерство». Что же это такое? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А.С. Макаренко.
Педагогическое мастерство - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Нередко педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время кК это - лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.
По глубоко убеждении А.С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная. Педагогическое мастерство – это сплав личностных и профессиональных качеств.
Учитель- мастер выгодно отличается от просто опытного учителя, прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса.
Творчество учителя. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. Творчество- это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов (философский энциклоп. словарь). Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций. Выделяют:
1) открытие, утверждающие идеи, способные преобразовать педагогическую действительность;
2) изобретения,
разработка и внедрение
новых элементов
3) педагогическое рационализаторство- усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.
В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство), творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда становится развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Творческий потенциал педагога формируется на основе двух компонентов: педагогического профессионального и социального опыта. Без социальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.
Творческая
педагогическая деятельность складывается
из следующих этапов: возникновение
замысла, его проработка и преобразование
в идею. Опыт творчества приобретается
педагогом при условии систематических
упражнений в решении специально
подобранных задач, отражающих
педагогическую действительность,
и организации как учебной, так и
реальной профессионально-
В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе сознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Уровни педагогического творчества. Выделяют следующие уровни:
1. Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но действует по опыту других учителей.
2. Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов, форм, обучения.
3. Использование творческих возможностей живого общения с учениками.
4. Использование
готовых приемов с
Третий и четвертый уровень уровни педагогического творчества содержат в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводят к новаторству. Оно открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке.
Педагогическое творчество- это процесс, начинающийся с усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), переходящий к преобразованию существующего опыта. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя.
Признаки творческой личности. Существуют различные перечни таких признаков. Одни авторы выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умением вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты, умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и писка.
Другие относят к признакам творческой личности легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления;, готовность памяти ( овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний) и способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.
Третьи авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т.е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Условия педагогического творчества.
- временная «спрессованность» творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;
-сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;
- отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;
- атмосфера публичного выступления;
- необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.
Творческая индивидуальность педагога. Творческую индивидуальность педагога характеризует, прежде всего, потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих возможностей в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способным к выбору.
С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, т.е. его характеризует только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сферой возможного развития.
Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная культура, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразует окружающую действительность, а потому он более интересен учащимся обладает большими возможностями влияния на развитие их личности.
Творческая индивидуальность проявляется не только в освоении накопленной человечеством культуры и развитии на этой основе индивидуальной духовной культуры. Она, прежде всего выражается в активной преобразовательной деятельности, в процессах личного выбора и личностного вклада, полной отдачи себя.
Важнейшее место в развитии творческой индивидуальности педагога занимает саморазвитие. Потребность в самосовершенствовании строится на идеалах личности.
Педагогический идеал- это представление педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перед собой. Так, если учитель ориентирован на ребенка и его интересы, то его личностные характеристики и методы будут иные, нежели при ориентации на учебный предмет. Педагогический идеал – это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии, в видении себя в педагогическом процессе.
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А Дистервег писал, о учителе: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».
Профессиональное саморазвитие , как и любая другая деятельность, имеет в своей основе сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.
Педагогическая культура учителя. В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В «живом», реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру педагога.
Изучение биографий выдающихся педагогов (Я.А.Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, А.С. Макаренко, В.А.Сухолинского) показывает, что именно их гуманитарная культура, проявляющаяся в широкой образованности, интеллигентности и высоком чувстве долга и ответственности, служила основой зарождения гуманистических идей, прорывающих замкнутый круг привычных педагогических представлений и поднимающих теорию педагогики на новый уровень развития.
Поэтому наивысшие результаты в педагогической деятельности связаны с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.
Гуманитарная культура педагога - это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентации и умений.
Личность педагога. Идеализированные личностные и профессиональные качества, составляющие понятие профессиональной готовности педагога, можно представить в виде профессиограммы. Профессиограмма - своего рода паспорт, включающий в себя совокупность личностных качеств, педагогических и специальных знаний и умений, необходимых учителю.