Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:02, курс лекций
Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора (Статья 61).
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.
Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 Кодекса, если иное не предусмотрено главой.
2. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.
3. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов. В данном случае причинение ущерба лицу, отказавшемуся выдать требуемые предметы или документы, может считаться правомерным и не подлежит возмещению в случаях, .если налоговые органы соблюдают указанные выше требования.
4. Изъятые документы и предметы:
—перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности — стоимости предметов;
— пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка в акте выемки.
При изъятии подлинников документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение 5 дней после изъятия. Подлинники изымаются в тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки, т.е. не связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. В случае если должностные лица налоговых органов потребуют представления документов и предметов, не относящихся к предмету налоговой проверки, то в соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные требования должностных лиц налоговых органов или обжаловать их вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий налоговый орган.
5. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
6. О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется1 ст. 94 — протокол выемки.: (Статья 89 НК РФ раньше предусматривала составление по результатам выемки акта выемки)
Протокол
о проведении выемки с соблюдением
требований, предусмотренных ст. 99 НК РФ.
В протоколе также
фиксируются изъятые
документы и предметы,
их характеристики,
действия лиц, участвовавших
при производстве выемки,
их замечания и т.д. Копия
протокола о выемке
документов и предметов
вручается под расписку
или высылается лицу,
у которого эти документы
и предметы были изъяты.
6.
Экспертиза
В Налоговом кодексе впервые закреплена возможность осуществления экспертизы при проведении налогового контроля. Основные положения при назначении и проведении экспертизы, привлечении эксперта, оформлении результатов экспертизы были «заимствованы» Налоговым кодексом из действующего процессуального законодательства России См., напр., ст. 184-194 УПК РСФСР..
Экспертиза традиционно определяется как проводимое в законодательно установленном порядке научное исследование тех или иных объектов (документов или предметов) для установления фактических данных или сравнения характеристик различных предметов в целях установления фактов, имеющих значение для юридической оценки действий (бездействия) определенных лиц.
Экспертиза назначается и проводится в тех случаях, когда должностные лица налоговых органов при проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля сталкиваются с необходимостью установления фактов и проведения оценок, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле, например, об отнесении тех или иных предметов к культурным ценностям, произведениям искусства; об отнесении того или иного имущества к недвижимому имуществу или к объекту незавершенного строительства и т.д.
Решение о необходимости проведения экспертизы принимается должностным лицом налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, в форме постановления.
Налоговый орган предварительно обычно согласовывает участие того или иного эксперта или экспертного учреждения при проведении экспертизы и заключает соответствующий договор оказания услуг с лицом, привлекаемым в качестве эксперта.
В постановлении о назначении экспертизы указываются:
— основания для назначения экспертизы;
— фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза;
— вопросы, поставленные перед экспертом;
— материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо (налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора) и разъяснить его права, о чем делается отметка в протоколе.
При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо (налогоплательщик, налоговый агент, плательщик сбора) имеет право:
1) заявить отвод эксперту;
2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
3)
представить дополнительные
4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
5)
знакомиться с заключением
6)
дать свои объяснения по
7) заявить возражения;
8)
просить о назначении
Эксперт, который дает соответствующее заключение, также имеет право:
1)
знакомиться с материалами
2)
заявлять ходатайства о
3)
отказаться от дачи заключения,
если предоставленные ему
4)
включить выводы об этих
5) самостоятельно выбирать те или иные методы исследования представленных ему документов и предметов.
Заключение эксперта
1.
Вопросы, поставленные перед
2. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени.
3.
В заключении эксперта
4.
Заключение эксперта или его
сообщение о невозможности
Поскольку эксперт несет ответственность в соответствии со ст. 128 НК РФ за отказ от дачи экспертного заключения или за дачу заведомо ложного заключения, то очевидно, что эксперт должен быть предупрежден должностными лицами налогового органа об ответственности по указанным основаниям, ему должны быть разъяснены его права и обязанности, а также требования о соблюдении налоговой тайны.
Экспертное заключение рассматривается с позиций полноты ответов эксперта на поставленные вопросы, ясности заключения, его научной обоснованности и соответствия выводов ходу исследования. В случае недостаточной ясности или полноты заключения назначается дополнительная экспертиза, которая поручается тому же или другому эксперту.
В случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности назначается повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту. Дополнительная и повторная экспертизы назначаются и проводятся в порядке, установленном для проведения первоначальной экспертизы.
Дополнительная и повторная экспертизы могут проводиться не только в ходе налоговых проверок, но и в тех случаях, когда по результатам налоговых проверок руководителем налогового органа выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В
случае если возникает необходимость
в получении экспертных заключений
в различных отраслях знаний, может быть
проведена экспертиза с привлечением
нескольких экспертов по различным вопросам
экспертизы.
7.
Оформление результатов
налогового контроля
Оформление результатов процессуальных действий, проводимых в ходе налоговых проверок
Результаты отдельных процессуальных действий, проводимых при осуществлении налоговых проверок, должны быть зафиксированы в документальном виде. Только после фиксации соответствующих фактов и действий результаты налогового контроля приобретают доказательственное значение. Результаты отдельных процессуальных действий могут быть зафиксированы в различных документах: актах, протоколах, экспертных заключениях, фото- и кинодокументах и др.
Впервые на должном законодательном уровне устанавливаются требования к оформлению указанных документов.
Протоколы процессуальных действий составляются при проведении осмотра, выемки документов и предметов, получении показаний свидетелей.
В соответствии со ст. 99 НК РФ в протоколе, который составляется на русском языке, указываются: наименование протокола; место и дата производства конкретного действия; время начала и окончания действия; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком; содержание действия, последовательность его проведения; выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.
Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. К протоколу прилагаются фото- и киноматериалы, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве того или иного действия.
Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.