Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:02, курс лекций
Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора (Статья 61).
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.
Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 Кодекса, если иное не предусмотрено главой.
Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации.
Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера, технического расчета и т.д.
Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить измерительными и контрольными приборами, мерной тарой и т.д.).
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе членов инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.
Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества, приведенные в приложениях к Положению о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, либо формы, разработанные соответствующими министерствами.
По результатам проведенной инвентаризации имущества налогоплательщика составляются акты и ведомость результатов, выявленных инвентаризацией, которые подписываются председателем инвентаризационной комиссии. Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте документальной проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Имущество индивидуального предпринимателя (за исключением движения имущества в день проведения инвентаризации) должно быть отражено в Книге учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей и регистрах учета (ведомостях учета), ведущихся в соответствии с установленным порядком ведения учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность без образования юридического лица, а также должно подтверждаться первичными документами.
Инвентаризация
имущества, используемого
индивидуальным предпринимателем
в целях осуществления
предпринимательской
деятельности, проводится
по месту осуществления
им предпринимательской
деятельности, а также
местонахождению его
имущества. Инвентаризация
имущества индивидуального
предпринимателя должна
проводиться только
в его присутствии.
4.
Истребование документов
Документы, фиксирующие проведение налогоплательщиком хозяйственных операций, подтверждающие наличие объектов налогообложения и обязательств и т.д., являются основной составляющей предмета каждой налоговой проверки.
В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней и другие документы.
При осуществлении налоговых проверок, как камеральных, так и выездных, должностным лицам налоговых органов, проводящим налоговую проверку, также предоставлено право истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проведения проверки документы (ст.93 НК РФ)
При этом необходимо учитывать, что данное требование налоговых органов, предъявляемое в ходе камеральной или выездной проверки, адресуется только налогоплательщику, налоговому агенту или плательщику сбора, в то время как при осуществлении встречной налоговой проверки (ст.93.1 НК РФ) указанное требование налоговых органов адресуется любому лицу, которое имеет документы, относящиеся к деятельности налогоплательщика, налогового агента или плательщика сбора.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в 10-ти дневный срок, с момента получения такого требования налогового органа.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Документы должны быть представлены в налоговый орган в виде заверенных должным образом копий. Поскольку действующее законодательство не содержит требования об обязательном нотариальном заверении подобных документов, то, скорее всего, копии документов будут заверены в соответствии с обычаями делового оборота, т.е. заверены печатью организации и подписью соответствующего должностного лица организации с указанием даты и надписи «копия верна». Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки является налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
В
случае такого отказа
осуществляется другое
процессуальное действие
— выемка необходимых
документов и предметов.
Встречная
проверка, то есть истребование
документов (информации)
о налогоплательщике,
плательщике сборов
и налоговом агенте
или информации о конкретных
сделках (Статья 93.1.
– вступила в силу с 01.01.2007)
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.
Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 93 Кодекса.
Отказ
лица от представления
запрашиваемых при
проведении налоговой
проверки документов
или непредставление
их в установленные
сроки признаются
налоговым правонарушением
и влекут ответственность,
предусмотренную
статьей 129.1 Кодекса.
5.
Выемка документов и
предметов
Выемка как процессуальное действие См. ст. 89, 93, 94 НК РФ производится при наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, а также в случае отказа в представлении истребуемых документов.
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.
Необходимо отметить, что ст. 89 и 94 НК РФ прямо указывают на то, что выемка документов и предметов может быть произведена только в ходе выездной налоговой проверки. Однако такая выемка может быть произведена также в случае отказа в предоставлении истребуемых документов в соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ.
В свою очередь, истребование документов может производиться не только в ходе выездной налоговой проверки. Таким образом, выемка документов или предметов может производиться за пределами выездной налоговой проверки (например, в ходе встречной проверки при проведении камеральной проверки) только в случае отказа лица в предоставлении истребуемых документов.
Лица, участвующие при производстве выемки:
1)
понятые — их участие
2) лица, у которых производится выемка (налогоплательщик, налоговый агент и плательщик сбора), — их участие обязательно;
3) налоговые представители налогоплательщика, налогового агента и плательщика сбора — вправе участвовать при проведении выемки;
4) специалист — привлекается в необходимых случаях;
5) переводчик — привлекается в необходимых случаях.
Порядок проведения выемки
1. До начала выемки должностное лицо налогового органа:
— предъявляет постановление о производстве выемки;
— разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время, т.е. с 22 часов до 6 часов по местному времени См. ст. 34 УПК РСФСР и ст. 48 КЗоТ РФ.