Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:02, курс лекций
Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора (Статья 61).
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.
Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 Кодекса, если иное не предусмотрено главой.
- Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).
Переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.
За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.
Суммы,
причитающиеся свидетелям, переводчикам,
специалистам, экспертам и понятым,
выплачиваются налоговым
Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. № 298 «О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля»1, указанным лицам при представлении соответствующих документов возмещаются расходы, понесенные ими в связи с исполнением своих обязанностей:
1) расходы на проезд к месту явки и обратно к месту жительства;
2) возмещение расходов на наем жилого помещения и оплата суточных производятся в соответствии с нормативными правовыми актами о служебных командировках на территорий Российской Федерации.
3) переводчики, специалисты и эксперты (за исключением понятых и свидетелей) получают денежное вознаграждение по договору оказания услуг за работу, выполненную ими по поручению налогового органа.
4) лица, не работающие по трудовому договору, за отвлечение их от работы или обычных занятий помимо указанных выше получают денежное вознаграждение в размере суточных, установленных для служебных командировок на территории Российской Федерации.
Выплата указанных выше сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, производится после выполнения ими своих обязанностей на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета.
Размер судебных издержек, связанных с осуществлением налогового контроля, определяется прежде всего размерами государственной пошлины.
В
рамках гражданско-правовой ответственности
убытки, причиненные неправомерными действиями
налоговых органов или их должностных
лиц при проведении налогового контроля,
подлежат возмещению в полном объеме,
включая упущенную выгоду (неполученный
доход). Суммы, выплаченные в результате
возмещения ущерба, не являются издержками,
связанными с осуществлением налогового
контроля, но, несомненно, являются результатом
несоблюдения установленного порядка
проведения контрольных мероприятий,
Процессуальные
действия, осуществляемые
в ходе выездной
налоговой проверки
1.
Доступ должностных
лиц налогового
органа на территорию
для проведения налоговой
проверки.
Налоговым органам предоставлено право доступа на территорию и в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.
Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами следующих документов:
— служебных удостоверений;
— решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки данного налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента;
— документов, подтверждающих наличие соответствующей формы допуска при проверке организации, имеющей особый режим доступа.
Налоговый
кодекс устанавливает
специальные правила
определения суммы налога,
подлежащей уплате в
бюджет, в случае воспрепятствования
доступу должностных
лиц налоговых органов, проводящих
налоговую проверку, на территорию или
в помещения (кроме жилых помещений) налогоплательщика
(плательщика сбора, налогового агента).
Воспрепятствованием надлежит считать
действия или бездействие должностных
лиц организации-налогоплательщика1
В соответствии со ст. 28 именно действия
(бездействие) законных представителей
организации (ее должностных лиц) считаются
действиями самой организации либо действия
(бездействия) налогоплательщика-
Однако проблемы возникают в тех случаях, когда препятствия для допуска должностных лиц налоговых органов создаются не налогоплательщиком (плательщиком сбора или налоговым агентом), а третьими лицами, например собственником помещения, которое арендуется налогоплательщиком, или охранной организацией. В таком случае нет оснований для составления акта и определения сумм налога расчетным путем или по аналогии.
Следуя ст. 25 Конституции РФ, Налоговый кодекс устанавливает, что доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.
Если
индивидуальный предприниматель
не имеет никакого
другого помещения
для своей деятельности,
кроме жилого помещения,
то в данном случае проведение
выездной налоговой
проверки становится
невозможным без его
согласия.
2.
Осмотр
Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком.
Осмотр (обследование) представляет собой личное ознакомление лица, осуществляющего контроль, с местами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и содержания объектов налогообложения11 См.: Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 1995. С. 409.
В случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках2 См. ст. 31 НК РФ.
Должностные лица налоговых органов в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр (обследование):
1) любых производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком, в отношении которого проводится налоговая проверка, для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения;
2)
документов и предметов (
Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. Например, в случае если документы или предметы были получены ранее в ходе проведения камеральной налоговой проверки или встречной налоговой проверки, осмотр документов и предметов может производиться должностными лицами налоговых органов вне рамок выездной налоговой проверки, но с обязательным участием понятых и с составлением протокола осмотра.
При осмотре, производимом должностными лицами налогового органа, присутствуют:
1) понятые — в обязательном порядке;
2)
лицо, в отношении которого
3) специалисты — в случае их привлечения.
В необходимых случаях при осмотре могут производиться:
— фото- и киносъемка;
— видеозапись;
— копирование с документов;
— другие действия.
Действия,
производимые в ходе осмотра, и его
результаты фиксируются в протоколе осмотра.
3.
Проведение инвентаризации
имущества налогоплательщика
при налоговой
проверке
В целях проверки соответствия фактических данных об объектах налогообложения документальным данным, представленным налогоплательщиком, налоговым органам предоставлено право проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при осуществлении налоговых проверок в порядке, который устанавливается МНС РФ и Минфином1 См. ст. 31 НК РФ; Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утв. Приказом Минфина РФ от 10 марта 1999 г. N 20н и МНС РФ от 10 марта 1999 г. № ГБ-3-04/39 // РГ. 1999. 7 сент..
Инвентаризацию имущества налогоплательщика можно считать самостоятельным процессуальным действием при проведении налоговых проверок.
Основными целями инвентаризации являются:
— выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
—
сопоставление фактического наличия
имущества с данными
— проверка полноты отражения в учете обязательств налогоплательщика.
Инвентаризация имущества налогоплательщиков проводится только при проведении выездной налоговой проверки.
Решение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии, перечню имущества, подлежащего инвентаризации, принимает руководитель государственной налоговой инспекции (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.
К имуществу налогоплательщика, подлежащему инвентаризации, относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество налогоплательщика, независимо от его местонахождения.
Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, Переводчиков и других специалистов.
Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально-ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика.
Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение имущества или доверенности на получение имущества.