Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:02, курс лекций
Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора (Статья 61).
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.
Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 Кодекса, если иное не предусмотрено главой.
Понятие
налогового контроля,
его формы, методы
и виды
Налоговый контроль является одним из важнейших направлений государственного финансового контроля. Приоритетность налогового контроля как направления контрольной деятельности, в первую очередь, обусловлена значимостью налогов и сборов как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов. По численности контролируемых лиц налоговый контроль также занимает основную позицию.
Налоговый контроль относится к типу межведомственного финансового контроля. Данное направление контрольной деятельности соотносится с государственным финансовым контролем как частное с общим. От других направлений государственного финансового контроля налоговый контроль отличается по своему объекту (предмету), содержанию, формам и методам, составу контролирующих органов и контролируемых лиц. Кроме того, данное направление имеет свои специфические цели и задачи.
Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.
Предметом
налогового контроля, в первую
очередь следует определить своевременность
и полноту исполнения
налогоплательщиками
своих налоговых обязанностей по отношению
к государству или муниципальному образованию.
Однако при этом следует также учитывать,
что наряду с уплатой налогов, к числу
основных обязанностей налогоплательщиков-
Состав субъектов налогового контроля определяется ст. 82 НК РФ, в соответствии с которой, к ним, прежде всего, относятся налоговые органы. Контрольными полномочиями налоговых органов наделены также таможенные органы.
Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и банки.
Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно.
К числу задач налогового контроля относятся:
— неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;
—
обеспечение правильного
— предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.
Содержание налогового контроля включает:
— проверку выполнения физическими лицами и организациями обязанностей по исчислению и уплате налогов;
— проверку постановки на налоговый учет и исполнение налогоплательщиками связанных с ним обязанностей;
— проверку правильности ведения бухгалтерского (налогового) учета, своевременности представления налоговых декларации и достоверности содержащихся в них сведений;
— проверку исполнения налоговыми агентами обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов и сборов;
— проверку соблюдения налогоплательщиками и иными лицами процессуального порядка, предусмотренного налоговым законодательством;
— проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством;
—предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
— выявление проблемных категорий налогоплательщиков;
—
выявление нарушителей
— возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.
Значительной спецификой отличаются также формы и методы налогового контроля.
Под формой финансового (налогового) контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Выделяются такие основные формы финансового контроля, как ревизия, проверка и надзор. Отличие между ними заключается в том, что ревизия охватывает все (или почти все) стороны деятельности объекта контроля, проверка проводится по определенному кругу вопросов или теме путем ознакомления с определенными сторонами деятельности. Надзор же производится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов'.
Основной формой осуществления налогового контроля является проверка. Налоговый надзор фактически осуществляется органами прокуратуры. Использование такой формы, как ревизия в рамках контрольной деятельности налоговых органов или иных контролирующих органов также не исключается.
Под методами налогового контроля понимаются приемы, способы или средства его осуществления. Методы налогового контроля различаются в зависимости от того, является он документальным или фактическим.
Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы:
— формальная, логическая и арифметическая проверка документов;
— юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах;
—
встречная проверка, основывающаяся
на том, что проверяемая операция
находит отражение в
— экономический анализ'.
Фактический же налоговый контроль предусматривает использование таких методов, как учет налогоплательщиков, исследование документов, получение объяснений (допрос свидетелей), осмотр помещений (территорий) и предметов, инвентаризация, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам, экспертиза и экстраполяция. Последний из названных методов основывается на праве налоговых органов определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (п. 7 ст. 31 НК РФ).
Эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм, методов, способов (приемов) и видов налогового контроля. Оптимальные же их сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках. В совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля.
С учетом всего изложенного, налоговый контроль следует определить как важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно.
Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям.
В зависимости от времени проведения налогового контроля по отношению к проверяемой финансово-хозяйственной операции выделяется предварительный, текущий (оперативный) и последующий налоговый контроль.
Предварительный налоговый контроль предшествует совершению проверяемых финансово-хозяйственных операций. Поэтому он позволяет предупредить нарушение законодательства о налогах и сборах. Предварительный контроль призван, кроме того, помочь предпринимателям в организации учета и отчетности, и не нацелен на выявление нарушений. Предварительным, по сути, является внутренний налоговый контроль, осуществляемый в организациях.
Текущий или оперативный контроль осуществляется налоговыми органами в процессе осуществления налогоплательщиками финансово-хозяйственных операций и представляет собой проверку правильности их отражения в бухгалтерском (налоговом) учете. Примером оперативного контроля может служить контроль за объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей и табачной продукции на налоговых постах.
Последующий контроль сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период времени. Эта форма контроля осуществляется на основе анализа налоговых деклараций, отчетов и балансов. Принимая во внимание цикличность налогообложения, самым распространенным следует признать именно последующий налоговый контроль, который проводится по окончании определенного отчетного периода. В частности камеральные налоговые проверки осуществляются только в виде последующего контроля. Ведь в соответствии со ст. 88 НК РФ, такие проверки проводятся на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
По объекту выделяются комплексный и тематический, а по характеру контрольных мероприятий — плановый и внезапный налоговый контроль.
Комплексным является контроль, который охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности. Тематический контроль ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот и т. п. Например, тематической может быть признана проверка по вопросу уплаты косвенных налогов.
Плановый контроль подчинен определенному планированию, а внеплановый (внезапный) — осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающей формой контрольной деятельности налоговых органов следует признать плановый контроль. Внеплановые же, то есть внезапные проверки проводятся лишь в случае необходимости.
Исходу из метода проверки документов, налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный.
Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени, а выборочный налоговый контроль — предусматривает проверку части первичных документов за один или несколько месяцев. Как правило, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства, то после нее проводится сплошная проверка.
По месту проведения выделяется камеральный и выездной налоговый контроль. Отличие этих видов контроля заключается в месте проведения проверок.
Камеральный и выездной налоговый контроль достаточно четко определены в налоговом законодательстве. Так, согласно ст. 88, 89 НК РФ, камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными, — проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика. Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий со стороны налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.