Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:02, курс лекций
Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора (Статья 61).
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.
Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 Кодекса, если иное не предусмотрено главой.
1.Понятие, предмет и метод налогового права
(перераб
2007)
Отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении и взимании налогов, тщательно регулируются правовыми нормами. В то же время совокупность этих норм, находя свое закрепление в нормативных актах различного уровня, взаимодействуя между собой и постоянно развиваясь, образует налоговое право.
Поскольку
налоговое право — явление
относительно новое и, главное, пока
что мало исследованное
в современной финансово-правовой
науке, необходимо
выявление особенностей его предмета
и метода регулирования, правовой
природы и отраслевой
принадлежности.
Самостоятельность
той или иной отрасли
в системе права
обычно связывается
с наличием 4-х
признаков:
1. Государственная заинтересованность в отдельном регулировании определённой группы общественных отношений.
Мнение о политической заинтересованности государства в самостоятельном регулировании комплекса общественных отношений, обладающих определенным единством, в качестве предпосылки для выделения отрасли права впервые было высказано Л.И. Дембо и поддержано М.И. Пискотиным (Дембо Л.И. О принципах построения системы права // Сов. государство и право. 1956. N 8. С. 91; Пискотни М.И. Советское бюджетное право (основные проблемы). М., 1971. С. 48.).
Тезис же об общественном значении объекта правового регулирования в качестве одной из предпосылок для выделения отрасли права впервые был выдвинут и обоснован P.O. Халфиной и воспроизводится в ряде работ как бесспорный (Халфша P.O. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы советского административного и финансового права. М., 1952. С. 195; Советское административное право (Общая часть). М., 1962. С. 56; Финансовое право. М., 1967. С. 38; Пискотин М.И. Советское бюджетное право (основные проблемы) С. 49.).
Особая
значимость налоговой системы, наличие
общественной потребности и государственного
интереса в её самостоятельном правовом
регулировании обусловлены тем, что налоговые
платежи непосредственно влияют на реализацию
государственной экономической политики
и обеспечение экономической безопасности
государства.
2. Самостоятельный предмета.
Вопрос о том, что в основе разграничения единого российского права на отдельные отрасли лежит прежде всего предмет правового регулирования, был решен и получил общее признание в ходе первой научной дискуссии о системе советского социалистического права в 1938—1940гг.
Общественные отношения являются предметом правового регулирования в той мере, в какой они имеют волевой характер, т.е. выступают в виде волевого поведения. Волевое поведение может выражаться в конкретных поведенческих операциях, выступать в виде поступков или целостной деятельности. От уровня регулируемого правом поведения во многом зависят особенности структуры права. Как правило, отдельная юридическая норма регулирует поведение на уровне поведенческой операции, институт права — поступка, отрасль права — деятельности (Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1987. С. 228.).
Предмет правового регулирования составляют отношения, характеризующиеся следующими признаками:
1. Устойчивостью и повторяемостью, что даёт возможность законодателю чётко фиксировать правоотношения субъектов.
2. Способностью к внешнему правовому контролю.
3. Нахождением в правовом поле, то есть под юристдикцией государства.
Предметом налогового права выступают общественные отношения, носящие многоаспектный и комплексный характер. Кроме того, это довольно специфическая сфера социальных связей, существующих в обществе. Обусловлена она экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта, что, собственно, и является предметом правового регулирования.
Однако «налоговые отношения» как термин в законодательстве практически не встречается (за исключением п. 3 ст. 2 ГК РФ), тогда как в юридической литературе были высказаны различные мнения по вопросу предмета налогового права.
По мнению Л Вороновой предметом налогового права выступают отношения, возникающие в процессе взимания налогов. Однако по нашему мнению данный подход не учитывает существование целого комплекса налоговых отношений, связанных с установлением налогов, которые также подвержены налогово-правовой регламентации.
И.Денисова, наоборот, слишком широко рассматривает предмет налогового права, определяя его как «общественные отношения по установлению и взиманию в бюджеты разных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов обязательных индивидуально безэквивалентных денежных платежей. В то же время, как было указано выше, в систему обязательных бюджетных платежей входят не только налоги, но и иные неналоговые платежи, отношения по установлению и взиманию которых не являются предметом налогово-правового регулирования.
Представляется, что наиболее полно предмет налогового права определяет Е. Покачалова, по мнению которой предметом выступают «общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные целевые фонды»6.
Однако проблема установления предмета налогового права этим не исчерпывается, поскольку налогообложение по своему содержанию и структуре — очень сложное и многоплановое явление.
Если попытаться классифицировать общественные отношения, входящие в налоговую сферу и тем самым в предмет налогово-правового регулирования, то они могут быть представлены в следующем виде (это подтверждает ст.2. НК «Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах»:
а.) отношения, связанные с установлением налогов и иных налоговых платежей на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;
б.) отношения, связанные с введением налогов и иных налоговых платежей на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;
в.) отношения по взиманию налогов, которые проявляются в процессе налогового производства, т. е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей. В эту же группу входят отношения, возникающие по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов, в том числе отношения, связанные с совершением налоговых деликтов (преступлений и правонарушений) и ответственностью за них.
Все иные отношения, в частности отношения в сфере налоговой политики государства, отношения, связанные с формированием и функционированием национальной налоговой системы государства, отношения, складывающиеся в результате международного налогообложения, и др., имеют сквозной характер и, так или иначе, проявляются в каждой группе вышеуказанных отношений.
Все
эти отношения тесно
Характерной
чертой налоговых
отношений служит
их имущественный характер — выполнение
налогового обязательства
означает передачу в
распоряжение государства
определенных денежных
средств. В этой связи следует согласиться
с С.Цыпкиным, который, определяя имущественный
характер налоговых отношений, утверждал,
что невыполнение налогового обязательства
влечет за собой причинение материального
ущерба государству, нарушение общегосударственных
интересов7.
3. Специфичный метод правового регулирования.
Недостаточность такого критерия, как предмет правового регулирования, для выделения отрасли права была убедительно доказана в ходе дискуссии 1938—1940 гг. С.Н. Братусем (Братусь С.Н. О предмете советского гражданского права // Сов. государство и право. 1940. № 1.С. 36—39.), в связи с чем подавляющее большинство участников научной дискуссии 1955— 1958 гг. призвали на помощь идею о методе правового регулирования.
В теории права существует несколько мнений по поводу определения понятия метода правового регулирования общественных отношений.
Одни ученые полагают, что под методом правового регулирования понимаются все формы юридического воздействия на поведение людей (Явич Л.С. К вопросу о предмете и методе правового регулирования // Вопросы общей теории советского права. М., 1960. С. 47; он же. Проблемы правового регулирования советских общественных отношении. М., 1961. С. 26; ШейндлинБ.В. О характере служебной роли советского социалистического права// Учен. зап. ЛГУ. 1955. Вып. VII. С. 59-60), другие ученые отстаивают точку зрения, согласно которой метод — это организационное воздействие на общественные отношения путем закона (Асканзий С.И. Гражданское и административное право в социалистической системе воспроизводства // Учен. зап. ЛГУ. Сер. юрид. наук. 1951. Вып. 3. С. 79), третьи утверждают, что метод правового регулирования — это лишь такой способ воздействия права на поведение людей, который связан с реализацией норм права в правоотношениях (Процевскчй А.И. Метод правового регулирования трудовых отношении. М., 1972. С. 109; Шейндлш Б.В. Указ. соч. С. 59-60.).
Однако, несмотря на различия в аргументации, все сходятся в том, что метод правового регулирования — это способ воздействия (осуществляемый с помощью права), цель которого — побудить людей действовать в интересах общества.
Этот общий взгляд в целом согласуется с мнением С.С.Алексеева, определяющего метод правового регулирования как совокупность юридических приемов и средств, с помощью которых осуществляется правовое воздействие в данной области отношений (Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1964. Вып.l.C. 218.).
Последнее определение представляется наиболее приемлемым, так как оно наиболее полно характеризует метод любой отрасли права, призванной воздействовать на определенный круг общественных отношений. Поэтому оно утвердилось в юридической литературе, в связи с чем в настоящее время под методом правового регулирования понимается совокупность приемов, способов и средств воздействия права на общественные отношения (Общая теория государства и права/ Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. С. 234.).
Исходя из изложенного, под методом налогового права следует понимать совокупность юридических приемов, способов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих его предмет.
Метод правового регулирования может быть раскрыт через свои структурные компоненты, выражающие его характерные особенности.
К вопросу о структуре метода правового регулирования последовательно обращались такие ученые, как Л.С. Явич5, С.С. Алексеев6, И.Н. Сенякин, Н.И. Матузов7, И.Ф. Казьмин, В.М. Пиголкин8 и др. (Явич Л. С. К вопросу о предмете и методе правового регулирования. С. 60.; Алексеев С. С. Общие теоретические проблемы системы советского права. М., 1961. С. 62.; Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. С. 235; Теория государства и права: Курс лекции / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М„ 1997. С. 355.; Общая теория права: Учебник для юрид. вузов/Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М., 1997. С. 185—186 (авт. Ю.А.Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.).
Обобщая взгляды этих авторов, можно выделить следующие (4) структурные элементы метода правового регулирования: