Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
В этих условиях принципы и правила, построенные на обобщении уже
существующего опыта, перестали удовлетворять, поскольку при таком
подходе получался порочный круг: извлеченные из опыта принципы должны
направлять этот опыт, служить для него руководством.
Учеными было отмечено, что основной недостаток общепринятых
принципов обучения заключается в том, что они обычно рассматриваются
вне связи с коренными закономерностями процесса обучения в школе и не образуют системы принципиальных положений, определяющих содержание, методы и организацию обучения.
Какими же критериями
следует руководствоваться, чтобы
отнести то или иное положение
дидактики к принципам
Поскольку речь идет о принципах обучения, а обучение протекает во
взаимодействии преподавания и учения, принципы должны указывать общее
направление этого взаимодействия.
Для определения принципов обучения важны:
1) цели обучения,
обусловленные потребностями
2) объективные закономерности обучения как взаимосвязанной деятельности преподавания и учения;
3) способы использования
этих объективных
осуществления целей обучения;
4) конкретные
условия, в которых
Принцип обучения, по определению видного дидакта современности В.И. Загвязинского - это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции. Это знание о сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженное в виде норм деятельности. В теоретическом плане - это вывод из теории, не исходный пункт исследования, а его заключительный результат. И именно поэтому они служат ориентиром для конструирования практики. Понятие «закономерность» в этом определении употребляется как выражение действия законов в конкретных условиях.
В основе принципов обучения лежат уже познанные законы и закономерности. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности. К важнейшим из дидактических принципов, относятся следующие:
а) обучение должно быть научным и иметь идейную направленность;
б) обучение должно быть наглядным;
в) обучение должно характеризоваться проблемностью;
г) обучение должно быть активным и сознательным;
д) обучение должно быть доступным;
е) обучение должно быть систематическим и последовательным;
ж) обучение должно быть прочным;
з) в обучении в единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся.
Принципы воспитания. Принципы воспитательного процесса – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
Успешно осуществлять воспитание учитель может только в том случае, если он постоянно придерживается определенных принципов. Принцип- это обобщенное руководство или правило, постоянно при различных условиях и обстоятельствах приводимое в жизнь. Процесс воспитания как самостоятельный вид деятельности предполагает свои принципы, обусловленные своими целями воспитания. Принцип – это то, что педагог планирует, к чему стремится; это путь, который позволяет педагогу привести детей к идеалу.
Конечно же, различные педагоги выбирают различные принципы. Это обусловлено их мировоззрением, стилем общения, чертами характера. В основном эти принципы соответствуют духу времени, в котором живет человек.
Принципы на которые опирается педагог, составляют определенную систему. От того, выбрал ли педагог взаимоисключающие или взаимодополняющие принципы, зависит эффективность его влияния на детей.
Наибольший успех в воспитании дает система принципов, приведенных ниже.
1. Формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что в воспитании первостепенное значение имеет знание воспитателем не столько возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, сколько учет личностных характеристик воспитанников. Личностные качества определяют ведущие человеческие харак-ки - основные ценностные ориентации, жизненные планы, идеалы, общую направленность деятельности, доминирующие мотивы поведения. Именно поэтому развитие личностных качеств является основной задачей воспитания.
Выдвижение системы положительных (ближайших, средних, далеких) целей. Психологи утверждают, что основной движущей силой развития ребенка, тем ключиком, который позволяет полностью «включить» его в деятельность и получить максимальный эффект, является мотивация. Именно мотив заставляет ребенка во время выполнения заданий на уроке или игры в «школу» полностью отключаться от других мыслей и вкладывать в это дело всю свою душу. Можно с уверенностью сказать, что педагог, который умеет «собирать» внимание детей, увлекать их перспективами предлагаемого дела, заинтересовывать их, формировать сильное стремление к деятельности, является мастером своего дела. Формирование мотива – очень сложная задача. Чаще всего для того, чтобы сформировать мотив, недостаточно поставить перед ребенком одну цель и разъяснить ее преимущества. Наиболее действенным является выстраивание нескольких целей. При этом каждая цель имеет свой масштаб ( выиграть в этой игре, научиться ставить палатку или готовить какое-либо блюдо, сходить в поход весной, выработать себе какое-либо качество, стать интересным человеком и т.д.), и конечно же свой временной период (один день, неделя, год, несколько лет, вся жизнь) Обязательным условием выступает взаимосвязь всех этих целей, их поддержка друг друга.
2. Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема. В воспитательн. процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником. Воспитатель должен бороться не с плохими качествами, которые есть у ребенка, а за хорошие качества, которые у него еще только будут. Недопустимо акцентировать внимание учащихся на их промахах и недостатках. Мастера воспитания, выявляя и поддерживая отдельны положительные стороны учащихся, формируют у них ощущение постоянного успеха, атмосферу эмоционального подъема. Положительный эмоциональный фон позволяет воспитателю сделать притягательной для детей саму деятельность, стиль воспитательских отношений и даже «дух» всего образовательного учреждения. Спокойная и уверенная обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и сам труд в радость, а отдых веселый и радостный оказывают благоприятное воздействие.
3. Воспитывать через взаимодействие. Основной задачей воспитания выступает развитие личностных качеств учащегося.Проявляются эти качества в большей степени в ходе общения и взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Кристаллизация характерных черт ребенка большей частью происходит в процессе взаимодействия со сверстниками, когда ребенок пробует, корректирует и формирует свой стиль поведения. Активизация взаимодействия способствует ускорению процесса формирования личностных качеств.
4.
Воспитывать через
творчество. Психологи утверждают,
что формировать какие-либо качества
можно только через деятельность.
Это очевидно. Однако очевидно и
другое: деятельность тоже
может быть разной. Одна воспитывает
в ребенке способность и стремление
к созиданию, другая приучает
к подчинению и выполнению заданного,
учит ни на шаг не
отступать от предписанного. Проведенные
исследован показывают, что
основным недостатком традиционной
системы образования является
невозможность воспитать творчески
мыслящего человека, готового
к решению сложных и нестандартных
жизненных проблем. Выходом т из такой
ситуации является – активное включение
учащихся в деятельность творческого
характера и развитие творческих
способностей. Творческая деятельность
выступает средством интенсивного развития
интеллектуальных способностей
и личностных качеств ребенка. Развитее
творческих способностей выступает
гарантией того, что ребенок
сможет ориентироваться и находить
решения в нестандартных ситуациях
и вопросах профессиональной
деятельности.
Понятие
о методах и
приемах педагогического
процесса.