Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Принципы обучения, их характеристика
На первых этапах своего развития педагогическая наука , в частности дидактика, ограничивалась обобщением опыта обучения. Поэтому принципы обучения выводились непосредственно из опыта работы учителя, из наблюдений. На их основе впоследствии формулировались те или иные правила обучения. Например: «Повторение- мать учения», «Обучай наглядно» и др. Подобных правил –предписаний для воспроизведения существовавшей практики обучения было превеликое множество, и они удовлетворяли школу на этапе развития общества, когда и объем научных знаний, и характер выполняемой человеком деятельности не изменялись от десятилетия к десятилетию. Совсем другая обстановка в школе сложилась с возникновением крупной машинной промышленности. Объем знаний, передаваемых от поколению к поколению, характер деятельности, к которому была призвана школа готовить своих выпускников, настолько усложнились, что простое воспроизведение существовавшей практики работы школы уже не удовлетворяло запросов общества. Дальнейшее совершенствование , а порой и коренное преобразование школьной практики настоятельно требовало научного обоснования принципов обучения, выявление закономерностей процесса обучения, как исходных оснований системы принципиальных положений, отражающих содержание, методы и организацию обучения. И хотя законы и закономерности не содержат прямых указаний, как действовать учителю в той или иной учебной ситуации, они являются теоретической основой для обоснования принципов обучения.
Принципы обучения - это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой.
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.
Принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества.
Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности придает системный характер учебной деятельности. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения.
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя. Учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, желание себя проверить, проявляют интерес к знаниям.
Принцип наглядности - один из старейших и важнейших в дидактике, в процессе обучения детям надо давать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты.
Принцип доступности обучения требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали моральных, физических перегрузок.
- переходить от изучения того, что близко(история родного края), к тому что далеко (всеобщая история)
-переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Принцип
связи обучения
с жизнью.
Объяснительно- иллюстративное обучение. Его сущность хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью - главные методы такого обучения, слушание и запоминание – ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным. Но не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования в различных модификациях. Это древний вид обучения, не утративший значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности. Объяснительно-иллюстративное обучение имеет ряд важных преимуществ. Он экономит время, сберегает силы учителей и учащихся, облегчает последним понимание сложных заданий, обеспечивает достаточно эффективное управление процессом. Но наряду с этими преимуществами ему свойственны и крупные недостатки, среди которых наиболее заметные - преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении, а также незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Программированное обучение. Особенности его заключаются в следующем:
-учебный материал разделяется на отдельные порции;
-учебный процесс
состоит из последовательных
шагов, содержащих порцию
-каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием ит.д.)
-при правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
-при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
-каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
-результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся, так и педагогу.
Современные обучающие машины быстро устанавливают уровень облученности и возможности, работающих с ними учеников, могут «приспосабливаться» к ним. Такие самоприспосабливающиеся программы называются адаптивными. Современные обучающие программы чаще всего составляются по смешанной (комбинированной) схеме, что позволяет сделать их гибкими.