Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Принципы  обучения, их характеристика

На  первых  этапах своего  развития  педагогическая  наука ,  в частности дидактика,  ограничивалась  обобщением  опыта обучения.  Поэтому принципы  обучения   выводились  непосредственно из  опыта   работы  учителя,  из  наблюдений. На  их  основе  впоследствии   формулировались те  или  иные  правила  обучения. Например: «Повторение- мать учения», «Обучай  наглядно»   и др. Подобных правил –предписаний  для воспроизведения  существовавшей практики обучения  было превеликое  множество, и  они  удовлетворяли   школу  на  этапе развития   общества, когда и объем научных знаний, и характер  выполняемой человеком деятельности  не  изменялись от  десятилетия к десятилетию. Совсем другая  обстановка  в школе  сложилась  с возникновением  крупной   машинной  промышленности. Объем  знаний, передаваемых  от поколению  к поколению, характер  деятельности,  к  которому  была  призвана школа готовить своих  выпускников, настолько  усложнились,  что  простое  воспроизведение  существовавшей  практики  работы  школы  уже  не  удовлетворяло   запросов  общества. Дальнейшее  совершенствование , а порой  и коренное  преобразование    школьной   практики  настоятельно  требовало  научного  обоснования  принципов  обучения,  выявление  закономерностей процесса   обучения,  как  исходных  оснований   системы  принципиальных положений,  отражающих  содержание,  методы  и  организацию   обучения. И хотя  законы   и закономерности   не  содержат  прямых  указаний,  как  действовать  учителю  в  той  или  иной   учебной  ситуации, они  являются  теоретической  основой  для   обоснования  принципов  обучения.

Принципы   обучения -  это  руководящие идеи, нормативные требования  к организации и проведению  дидактического  процесса. Они  носят   характер   самых  общих  указаний,  правил,  норм,  регулирующих  процесс обучения. Принципы рождаются  на  основе  научного  анализа  обучения,  вытекают  из  закономерностей  процесса обучения,   устанавливаемых  дидактикой.

Принцип   развивающего  и  воспитывающего  характера  обучения    направлен на  всестороннее развитие   личности   и  индивидуальности  учащегося.

Принцип  научности содержания  и  методов   учебного  процесса отражает  взаимосвязь с современным научным знанием   и практикой демократического  устройства  общества.

Принцип   систематичности   и  последовательности   в  овладении   достижениями  науки, культуры, опыта   деятельности   придает системный характер  учебной деятельности. Он  требует   логического  построения, как содержания,  так и процесса    обучения.

Принцип  сознательности, творческой  активности  и  самостоятельности  учащихся при руководящей  роли  учителя. Учащиеся  осознают цели  учения,  планируют  и  организуют свою  работу,  желание себя  проверить,  проявляют  интерес  к   знаниям.

Принцип  наглядности -  один  из  старейших и важнейших в дидактике, в процессе  обучения детям надо давать возможность наблюдать,  измерять,  проводить опыты.

Принцип  доступности  обучения требует  учета  особенностей  развития   учащихся, анализа материала с точки  зрения   их  возможностей  и  такой   организации  обучения,  чтобы  они  не испытывали   моральных,  физических    перегрузок.

- переходить  от  изучения   того, что  близко(история  родного  края),  к  тому   что  далеко (всеобщая  история)

-переходить  от  легкого  к  трудному,  от  известного   к  неизвестному.

Принцип  связи   обучения с  жизнью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Объяснительно- иллюстративное  обучение.  Его  сущность  хорошо передается  названием. Объяснение  в сочетании с наглядностью -  главные методы   такого  обучения,  слушание  и запоминание – ведущие виды деятельности учащихся,  а безошибочное  воспроизведение изученного -  главное требование  и основной критерий   эффективности. Такое обучение называют  еще    традиционным.  Но  не  только  с  целью отличить его  от  более современных  видов, но  и  чтобы  подчеркнуть   длительную историю   его существования   в различных  модификациях. Это древний вид обучения, не утративший значения  и в современной  школе благодаря тому, что   в него  органически вписываются   новые способы   изложения  знаний и новые  виды наглядности. Объяснительно-иллюстративное  обучение  имеет  ряд важных преимуществ. Он экономит время, сберегает силы учителей и  учащихся, облегчает  последним понимание  сложных заданий,  обеспечивает  достаточно эффективное управление  процессом.  Но наряду  с этими преимуществами  ему свойственны и крупные недостатки,  среди которых наиболее заметные -  преподнесение «готовых» знаний и освобождение учащихся от  необходимости   самостоятельно  и продуктивно    мыслить   при  их  освоении,  а также  незначительные  возможности    индивидуализации   и  дифференциации   учебного процесса.

Программированное  обучение. Особенности его  заключаются в следующем:

-учебный  материал  разделяется на  отдельные порции;

-учебный процесс   состоит из последовательных  шагов, содержащих порцию знаний  и мыслительных действий  по  их  усвоению;

-каждый  шаг   завершается   контролем (вопросом,  заданием  ит.д.)

-при правильном  выполнении  контрольных  заданий  учащийся  получает новую   порцию   материала   и выполняет   следующий   шаг  обучения;

-при  неправильном  ответе  учащийся получает  помощь  и  дополнительные  разъяснения;

-каждый учащийся  работает  самостоятельно  и   овладевает   учебным материалом  в посильном для него  темпе;

-результаты   выполнения  всех   контрольных  заданий   фиксируются,   они становятся  известными  как самим  учащимся, так  и  педагогу.

Современные  обучающие  машины быстро устанавливают   уровень  облученности  и возможности, работающих  с  ними  учеников, могут «приспосабливаться» к ним. Такие  самоприспосабливающиеся  программы называются адаптивными. Современные   обучающие программы  чаще всего   составляются  по  смешанной (комбинированной) схеме, что позволяет сделать  их  гибкими.

 

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"