Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

Система  образовательных  учреждений  -  организации,  осуществляющие   образовательный  процесс, т.е.  реализующие   одну   или несколько   образовательных программ и обеспечивающие   содержание   и  воспитание  учащихся. Образ.  учреждения  могут  быть   государственными,   негосударственными  учреждениями (частными, учреждениями   общественных  и  религиозных   организаций  и  объединений). 

По  типам  выделяются  общеобраз. учреждения: дошкольные,   общеобразовательные  [начало  общего, основного  общего, среднего  (полного)  общего  образования],  учреждения   начального    профессионального образования,  среднего  профессионального,    высшего и послевузовскогопрофессионального  образования;  учреждения  для  детей-  сирот,   оставшихся    без попечения    родителей.

Школа  как  дидактическая  система.  Школа – социальный  институт,  общественно-государственная система,  призванная  удовлетворять   образовательные  запросы  общества,  личности  и  государства. Социальный  заказ, данный  народному  образованию,  однозначен: воспитать  творческую,  инициативную  личность, самостоятельную личность, активно   участвующую во  всех     общественных  и государственных делах.

По  силам  ли  это  сегодняшней  школе? Да! Но при условии, что  из  школьной действительности будет  окончательно выкорчеван  авторитаризм  из  всех  сфер   жизнедеятельности  школы, сфер, ответственных  за  создание личности.

Школа -  это  исток   общественного развития, учреждения  воспитания  и развития,  а не  система , где обучаются и овладевают    знаниями. Учитель должен  не  только передавать  информацию или консультировать учащихся согласно спонтанно возникающим у них интересам к чему-то, сколько организовать процесс обучения. Не секрет,  что одни  уроки проходят  при полной  активности  учеников, которые помогают   учителю своими ответами, на  других  же   уроках  те  же самые ученики охвачены  оцепенением, страхом,  там порой  царят  негативные  реакции  на  поведение  учителя.   На  таких  уроках  не  до знаний.  Стиль деятельности  учителя,  его   характер  общения с учениками совершенно  меняет  деятельность  школьников.

В педагогическом   руководстве  выделяют  два  полярных, диаметрально  противоположных  стиля  работы  учителей: авторитарный  и  демократический.  Преобладание  того или  другого в  общении  на    уроке  предопределяет  и  сущность,  характер  той  или  иной  дидактической  системы.

Что  же такое  авторитарность? Применительно  к современности   имеется  в  виду, как  стиль  педагогического руководства, сформировавшийся  в   общественных  условиях  известного  периода, так   и  совокупность личностных факторов,  обуславливающих   догматизм, ригидность  и  стереотипность  восприятия действительности. Авторитаризм проявляется в  абсолютизации принципа  единоличия   в  обществе. Он не мог не  отражаться  на  школе,  где  исключалось   любое   не  санкционированное  творчество  и  насаждалось царство  единомыслия,  единодушия,  исполнительности  на  подражательно-репродуктивном  уровне. За  это  отвечал  директор. Учитель также  был  поставлен  в  положение  диктатора: он  объясняет,  контролирует,  оценивает, дает  задание  на  дом,  обращается  к  руководству  школы  и  родителям  ученика  за  наказанием. Как же  это сказывается   на  ученике?  Он обязан повиноваться, быть  послушным. Но ведь  давно  известен  постулат, что  только  в  творческой  деятельности формируется    творческая личность. Сегодняшняя  острая  потребность  общества  в  людях  с  самостоятельным, критическим, творческим мышлением, свободных  от  догматизма и  приспособленчества, заставляет  ученых педагогов  и  психологов  обратиться  к  педагогике  сотрудничества.

Она  придумывает дискуссии, «круглые  столы», «обратную связь», оценочные  суждения  учеников  о  педагогах,  вовлечение  в  единое  дело  всего  коллектива.

Сотрудничество  в   обучении – это  совместная, взаимосвязанная деятельность  учащихся  и учителей, построенная  на  демократических принципах,  ориентированная  на  достижение   определенных  целей.  Такую деятельность  показали  педагоги-новаторы, сумевшие  помочь   учащимся   осознать  перспективные  цели   учения,  сделать  процесс  обучения  желательным  для детей,  радостным,   построить его на основе  развития их  познавательных  интересов, формирования    идейно-нравственных качеств. Четкое  конструирование    учебного  материала,  выделение опор  и опорных  сигналов,  концентрирование   материала крупными  блоками, создание  высокоинтеллектуального  фона -  способы   организации успешной   учебно-познавательной  деятельности  учащихся, с помощью которых   они достигают   обучения  без принуждения. Актуальность   этих  и других подходов   учителей-новаторов и  ученых-дидактов велика потому, что   сейчас  в результате   неумелой  организации учебного процесса   гаснут искорки познания   в  глазах наших учеников.

Опыт  сотрудничества  в процессе коллективной работы появляется  не сразу, нужно  быть очень  терпеливым педагогом, чтобы  сформировать  правильный положительный опыт. Новые знания, поиск истины, осуществленный  при общении в процессе  познания, коллективной  деятельности, идущей в процессе  совместного труда, позволит развить не только речь, но и найти   свое  место  в жизни, в коллективе, адекватно  оценить  себя. Связь  познания  и  общения  в  нарождающейся  новой   дидактической  системе  формирует  не только эталон  восприятия учащимся новой   информации,  личностного восприятия партнера  в  ситуации   поиска  информации  или  способов  деятельности, но  и сам  механизм  познания  действительности  в  процессе  освоения   общественной     культуры.

Общению нужно  учиться. Учитель  должен не  только  уметь  научить своему  предмету  на уроке, но и после постановки   познавательной задачи   он  должен   учить  ребят  планировать  совместную  деятельность   по  добыче   информации,   анализу  и  синтезу. И  все   это  должно  проходить в  уважительной и  деловой,  аргументированной  высококультурной полемике. В таких  ситуациях    трудно  избежать конфликтов, но  тогда  ребят  надо  учить   красиво  выходить  из них.

Существует  специальный метод коллективного  думания, который  получил   название «брейнсторминг»- мозговая  атака. Сначала  коллектив генерирует  идеи,  затем создается   группа  оценки  предложенных  идей. Это проводится  методом мозговой  атаки. Руководитель  выступает   в роли  дирижера  этого  коллективного  мозга. Очень кратко   излагает   суть проблемы  и  правила  брейнсторминга. Они очень просты: строжайше  запрещается  какая-либо критика  любых  мнений  и предложений.  Ведь именно опасение оказаться смешным, сказать   что-нибудь   невпопад  больше  всего   сковывает  творческую  мысль  человека… Как можно  больше предложений, они  должны  катиться  лавиной,  если  произойдет  заминка,  дирижер  подаст  сам любую,  самую  невероятную  идею. Они  должны  записываться  на  магнитофон,  чтобы потом, при  оценке,  выловить   жемчужные  зерна новых   и  полезных  идей.

Процесс учебного познания, осуществляемый  в коллективе,  можно  проиллюстрировать   словами Бернарда Шоу: «Если  у вас  есть яблоко и меня  есть  яблоко, и если мы обменяемся  этими  яблоками, то  у   вас  и  у меня   останется  по  одному  яблоку. А если у вас есть идея и у  меня  есть идея, и  мы  обменяемся  этими  идеями, то  у  каждого   из  нас  будет  по  две  идеи». Это же подтверждает  русская пословица: Один ум хорошо, два -   лучше. Н.К. Крупская отмечала, что в психологическом отношении  ребенок  всегда  ближе  к другому  ребенку,  чем  взрослому. К тому  же  у  ребят  больше возможности  обращаться  к  сверстнику,  чем к учителю. Согласно  этому, ученики должны максимально  обмениваться предложениями  в ходе  решения проблемы.

Коллективная  работа снимает напряженность, страх, а  осознание полноправного  участия в процессе  обучения создает  необходимый   деловой настрой. Групповая  познавательная деятельность  развивает  потребность учить  других. Педагог  должен  суметь использовать   это  стремление   детей,   организовать  его, направить в нужное  русло. Таким  образом, происходит  сложение   сил  учащихся  и  учителей.

Конечно, намного  легче преподносить  готовый  материал, как  это  делается  в  традиционной  дидактической  системе, чем организовать класс и  каждого  ученика  в отдельности  на  коллективное  познание.  Уроки  сотрудничества, сотворчества – это кропотливый и  трудный   длительный процесс  перестройки мышления  обучаемых  от схемы: «услышал – запомнил – пересказал», к  схеме: «познал (путем поиска  вместе   с учителем   и  одноклассниками) – осмыслил – сказал – запомнил. Уроки  такого  типа не  всегда  блещут  красотой,  ответы   менее  отшлифованы,  чем  ответы – пересказ, не  всегда  сопровождаются  лесом рук, потому  что мыслительный процесс не  завершается  молниеносно и  одновременно у всех, потому  на  таких  уроках  не  услышишь  тишины.  И самое  главное,  чтобы ученики  стали соратниками   учителя, нужен  труд,   граничащий  с  искусством. Именно  поэтому представители современной  дидактики, отвергая  и представления  Дьюи и его последователей о том, что учитель является только «наблюдателем и советчиком» учеников и концепцию Герберта, согласно которой учитель  является лишь передатчиком  знаний учащимся, утверждают  руководящую роль учителя в новой нарождающейся  дидактической  системе признавая одновременно   исключительную роль  самостоятельной работы  в  личностном  формировании  учащегося. Это -  сущностная  особенность  современной дидактической    системы.

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"