Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
1) знания учащимся предлагаются в «готовом виде»;
2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;
3) учащиеся
сознательно усваивают
4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний. Главное преимущество данного метода – экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний за короткое время. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, в то же время и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.
Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. Учащиеся при таком методе обучения не участники, а наблюдатели, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.
Сущность частичного поискового (эвристического ) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:
1) знания учащимся не предлагаются в «готовом виде», их нужно добывать самостоятельно;
2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительное затраты времени и энергии учителей и учащихся.
Классификация методов обучения по дидактическим целям, разработанная М.А. Даниловым и Б.П. Есиповым
а) методы изложения новых знаний;
б) методы повторения, закрепления знаний;
в) методы применения знаний;
г) методы контроля.
Ю.К. Бабанский на основе целостного подхода к процессу обучения выделяет три группы методов:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
а) словесные, наглядные и практические (аспект передачи восприятия учебной информации);
б) индуктивные и дедуктивные ( логические аспект);
в) репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);
г) самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением).
2. Методы стимулирования и мотивации:
а) интереса к учению;
б) долга и ответственности в учении.
3. Методы контроля и самоконтроля в обучении:
а) устный, письменный, лабораторно-практический.
Данная классификация
соответствует современному пониманию
процесса обучения в школе и
отражает качественно иной подход
к нему. Обучение здесь рассматривается
как многогранный педагогический
процесс.