Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
В 19 веке в России формировалась пед-ка действительно мирового масштаба и первым таким пед-гом стал У. О нем писали: «У – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор.»
По окончании юрид. фак-та Московского университета в 1844 г. У сам преподавал (в Ярославском юрид. лицее). Блестяще начатая деят-сть профессора камеральных наук (общее, финансовое и гос. право, элементы экономики) продлилась, однако, всего 2 года – У был уволен как вольнодумец в связи со студенческими беспорядками. Став мелким чиновником в системе образования и не получая удовлетворения от работы, У стал активно публиковаться в литер. и пед. журналах ( статьи « О пользе пед. лит-ры», «3 элемента школы», «О народности в общественном воспитании»)
В 1859 г. У получил назначение учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института. Назначенный в 1859 г. Инспектором Смольного, У произвел его реформу, в частности, введя двухлетний пед. класс. Считая воспитание светских манер и обязанностей жены и матери лишь элементом «благородного воспитания», У создал новый учебный план, резко возвысив роль русского языка и литературы, естест. наук, готовил воспитанниц к полезному труду.
1861 г У выпустил хрестоматию по русс. языку «Детский мир», содержащий много материала по естествознанию.
1860-1862
- редактировал «Журнал
Вновь обвиненный в свободомыслии У был в 1861 г уволен из Смольного и отправлен за границу для изучения женского образования.
С максимальной пользой употребив эти 5 лет, У в 1867 г вернулся на Родину. Он прожил после возвращения всего 3 года, посвятив их научно-исследовательской работе, и умер в возрасте 46 лет.
У по праву считается основателем науч. пед-ки. В основу его пед-ки положено фил-кое осмысление. Здесь выделяются принципы народности обр-ния, патриот. и труд. восп-ния.
Сущность национального образования. Он отмечал, что у каждого народа есть своя система нац-го воспитания. Так, ядром германоской системы восп-я является наука, и поэтому средоточием обр-ния в Германии яв-ся университеты. Принцип англ-го воспитания – выработка характера, идеал гражданина. Он и определяет как школу Англии, так и колледжи и университеты, которые дают не столько научное, сколько общ. обр-ние, необходимое удущему полит-му деятелю свободного гос-ва. Амер. систему образования отличает безудержное стремление вперед, динамичность, настойчивость, заставляющее американцев всегда стремиться к новым методам и формам во всем, включая обр-ние. Словом, каждый народ имеет исторически сложившийся особенный идеал человека, который он и реализует в своей нац. системе воспитания. Что касается России, то по мнению У , она так и не приобрела своей особенной системы воспитания, ограничиваясь подражанием чуждым системам и поэтому оставаясь необразованной. Ведущее место в образовании У отводит нац. языку.
В российской школе принцип народности м.б. реализован прежде всего через приоритет родного языка. В статье «Родное слово» У продолжал: «язык народа – лучший, никогда не увядающий». В языке одухотворяется весь народ и вся его родина». Важное место отводилось образцам фольклора пословицам как «зеркалу народной жизни». Высокий патриотизм формируется как результат знания, осмысления истории и к-ры своего народа и отечества. Нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других – необходимо идти своим, творческим путем.
Не менее важное место занимает трудовое воспитание как фактор развития личности. Само образование – бесконечный, непрерывный труд, и задача – воспитать привычку и стремление к такому труду.
Придерживаясь традиций классно-урочной системы, педагог-новатор придавал решающее значение фигуре учителя, который мог бы гибко варьировать урок, менять его направление и акценты, помочь ученику в осмыслении усваиваемого материала. Главным достоинством учителя считалось его «умение вовлечь в свой урок своих учеников». Личность педагога проходит через всю жизнь ученика: запоминается не столько конкретное содержание уроков, сколько образ учителя, который постоянно всплывает в сознании и поступках воспитанников.
Требуя
безусловного отказа от педагогики «страха»,
У особо выделял в