Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

     Концепции развивающего обучения:

     Концепция Занкова (ориентирована на психическое развитие). Усилия Занкова были направлены на разработку дидактической системы обучения младших школьников в целях их общего психологического развития. Основу системы обучения, по З., составляют следующие взаимосвязанные принципы:

    • обучение на высоком уровне трудности
    • быстрый темп в изучении программного материла
    • ведущая роль теоретических знаний
    • осознание школьниками процесса учения
    • целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.

     принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Н-р, в программу для 3 класса включена тема «значение падежей имен существительных». Эта тема достаточно высокого уровня трудности для данного возраста, но ее изучение стимулирует развитие мышления школьников.

     С принципом обучения на высоком уровне трудности органично связан другой принцип: при изучении программного материла нужно идти вперед быстрым темпом. Это предполагает отказ о топтания на месте, от однообразного повторения пройденного.

     Следующий принцип системы З. – ведущая роль теоретических знаний, которые выступают мощным средством развития школьников и основой овладения умениями и навыками.

     Принцип осознания школьниками  процесса учения. Важным условием развития школьника является то обстоятельство, что процесс овладения знаниями и навыками выступает объектом его осознания.

     Особое  место в системе З. занимает принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Занков объясняет это тем, что на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных упражнений. Согласно традиционной методике эта мера необходима для преодоления неуспеваемости школьников.

     Опыт  З. показал обратное: перегрузка неуспевающих тренировочными заданиями не способствует их развитию, а напротив, увеличивает их отставание. Эксперименты показали, что именно такая работа приводит к большим сдвигам в развитии слабых учеников, а следовательно, и к лучшим результатам в усвоении знаний и навыков.

     Концепции, учитывающие личностное развитие

     Концепция В.В.Давыдова – Д.Б.Эльконина. В 60-е гг был создан научный коллектив под руководством Давыдова и Эльконина. Основной задачей коллектива являлось установление роли и значения младшего школьного возраста в развитии ребенка.

     Исследованиями  было также установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у большинства младших школьников. Это означает, что оно направлено не на создание необходимых зон ближайшего развития, а на тренировку и закрепление тех психологических функций, которые в своей основе возникли и начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.)

     С их т.зр. ориентация содержания и методов обучения на основе эмпирического сознания и мышления в начальной школе является важным, но не самым эффективным путем развития детей. Построение учебных предметов должно проектировать формирование у школьников теоретического сознания и мышления, а не эмпирического.

     В основе развивающего обучения школьников (по Дав-Эльк) лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний. В процессе учебной деятельности школьник овладевает теоретическими знаниями. Он идет от конкретного образа к формированию абстрактного понятия.

     Н-р, еще в начальной школе дети получают представления о распространенных растениях своей местности – о деревьях и кустарниках леса, парка, учатся их различать по внешним признакам, узнают, как человек использует их. Это первая ступень ознакомления с растительным миром, результатом которой является познание чувственно-конкретного. После этого дети приступают к детальному изучению отдельных органов цветков растения, их строения и функций. На этой ступени познания формируются абстракции, отражающие отдельные стороны целого – строение, функции и закономерности жизни семени, корня, листа, цветка. Цветковое растение здесь вырвано из общей естественной связи со всеми другими группами растений. На следующем этапе, опираясь на ранее сформированные абстракции, в мышлении теоретически воспроизводится конкретно весь растительный мир в его историческом развитии. Это уже не чувственно-конкретное, а понятийно-конкретное, воспроизведенное на основе абстракций.

     Первоначально младшие школьники выполняют  учебную деятельность совместно, поддерживают друг друга в принятии и решении задачи, проводят диалоги и дискуссии о выборе лучшего пути поиска. Именно в этих ситуациях и возникают зоны ближайшего пути развития. Иными словами, на первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. Постепенно ее начинает самостоятельно осуществлять каждый, становящийся индивидуальным ее субъектом.

     Концепция личностно-развивающего обучения Дав-Эльк. нацелена прежде всего на развитие творчества. Именно этот тип развивающего обучения они противопоставляют традиционному. Нужно отметить, что многие положения концепции Эльк-Дав получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы ее развитие и апробация продолжаются и в настоящее время.

     Выготский о роли развития обучения в развитии личности

     Для выяснения вопроса о влиянии  обучения на развитие В. ввел понятие  о двух уровнях развития ребенка: первый – зона актуального развития; второй – зона ближайшего развития.

     Первый  уровень характеризует собой  уже достигнутый ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решить полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Второй уровень обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, т.к. при помощи взрослого ребенок способен решать более сложные задачи.

     Предположим, говорил В. что 2 ребенка одно итого  же возраста самостоятельно решают задачи одного и того же класса со сходным результатом. Это будет означать, что уровень их актуального развития примерно одинаков и соответствует, допустим, умственному возрасту 7 лет. Но давайте попробуем предложить им решать более сложные задачи в сотрудничестве со взрослым. «перед нами – писал далее В. – 2 ребенка с одинаковым умственным возрастом в 7 лет, но один из них при малейшей помощи решает задачи на 9 лет, а другой – на 7 с половиной. Одинаково ли умственное развитие обоих этих детей? С т.зр. самостоятельной их деят-сти одинаково, но с т.зр. ближайших возможностей развития они резко расходятся. То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам зону его ближайшего развития».

     Т.о. перспективы развития у двух детей  из нашего примера различны, поскольку различны зоны их ближайшего развития. Поэтому развивающее обучение всегда ориентируется на зону ближайшего развития, превращая эту зону с помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития ребенка. То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно.

     В. сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в  сферу актуального развития, 2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития.

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"