Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Концепции развивающего обучения:
Концепция Занкова (ориентирована на психическое развитие). Усилия Занкова были направлены на разработку дидактической системы обучения младших школьников в целях их общего психологического развития. Основу системы обучения, по З., составляют следующие взаимосвязанные принципы:
принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление. Н-р, в программу для 3 класса включена тема «значение падежей имен существительных». Эта тема достаточно высокого уровня трудности для данного возраста, но ее изучение стимулирует развитие мышления школьников.
С принципом обучения на высоком уровне трудности органично связан другой принцип: при изучении программного материла нужно идти вперед быстрым темпом. Это предполагает отказ о топтания на месте, от однообразного повторения пройденного.
Следующий принцип системы З. – ведущая роль теоретических знаний, которые выступают мощным средством развития школьников и основой овладения умениями и навыками.
Принцип осознания школьниками процесса учения. Важным условием развития школьника является то обстоятельство, что процесс овладения знаниями и навыками выступает объектом его осознания.
Особое место в системе З. занимает принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Занков объясняет это тем, что на слабых учеников обрушивается лавина тренировочных упражнений. Согласно традиционной методике эта мера необходима для преодоления неуспеваемости школьников.
Опыт З. показал обратное: перегрузка неуспевающих тренировочными заданиями не способствует их развитию, а напротив, увеличивает их отставание. Эксперименты показали, что именно такая работа приводит к большим сдвигам в развитии слабых учеников, а следовательно, и к лучшим результатам в усвоении знаний и навыков.
Концепция В.В.Давыдова – Д.Б.Эльконина. В 60-е гг был создан научный коллектив под руководством Давыдова и Эльконина. Основной задачей коллектива являлось установление роли и значения младшего школьного возраста в развитии ребенка.
Исследованиями было также установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у большинства младших школьников. Это означает, что оно направлено не на создание необходимых зон ближайшего развития, а на тренировку и закрепление тех психологических функций, которые в своей основе возникли и начали развиваться еще в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и т.п.)
С их т.зр. ориентация содержания и методов обучения на основе эмпирического сознания и мышления в начальной школе является важным, но не самым эффективным путем развития детей. Построение учебных предметов должно проектировать формирование у школьников теоретического сознания и мышления, а не эмпирического.
В основе развивающего обучения школьников (по Дав-Эльк) лежит теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний. В процессе учебной деятельности школьник овладевает теоретическими знаниями. Он идет от конкретного образа к формированию абстрактного понятия.
Н-р,
еще в начальной школе дети
получают представления о
Первоначально младшие школьники выполняют учебную деятельность совместно, поддерживают друг друга в принятии и решении задачи, проводят диалоги и дискуссии о выборе лучшего пути поиска. Именно в этих ситуациях и возникают зоны ближайшего пути развития. Иными словами, на первых этапах учебная деятельность выполняется коллективным субъектом. Постепенно ее начинает самостоятельно осуществлять каждый, становящийся индивидуальным ее субъектом.
Концепция личностно-развивающего обучения Дав-Эльк. нацелена прежде всего на развитие творчества. Именно этот тип развивающего обучения они противопоставляют традиционному. Нужно отметить, что многие положения концепции Эльк-Дав получили подтверждение в процессе длительной экспериментальной работы ее развитие и апробация продолжаются и в настоящее время.
Для выяснения вопроса о влиянии обучения на развитие В. ввел понятие о двух уровнях развития ребенка: первый – зона актуального развития; второй – зона ближайшего развития.
Первый уровень характеризует собой уже достигнутый ребенком уровень развития. Это уровень интеллектуальных задач, которые он способен решить полностью самостоятельно, без помощи взрослого. Второй уровень обнаруживается не в самостоятельном, а в совместном со взрослыми решении задач ребенком. Второй уровень выше первого, т.к. при помощи взрослого ребенок способен решать более сложные задачи.
Предположим, говорил В. что 2 ребенка одно итого же возраста самостоятельно решают задачи одного и того же класса со сходным результатом. Это будет означать, что уровень их актуального развития примерно одинаков и соответствует, допустим, умственному возрасту 7 лет. Но давайте попробуем предложить им решать более сложные задачи в сотрудничестве со взрослым. «перед нами – писал далее В. – 2 ребенка с одинаковым умственным возрастом в 7 лет, но один из них при малейшей помощи решает задачи на 9 лет, а другой – на 7 с половиной. Одинаково ли умственное развитие обоих этих детей? С т.зр. самостоятельной их деят-сти одинаково, но с т.зр. ближайших возможностей развития они резко расходятся. То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает нам зону его ближайшего развития».
Т.о. перспективы развития у двух детей из нашего примера различны, поскольку различны зоны их ближайшего развития. Поэтому развивающее обучение всегда ориентируется на зону ближайшего развития, превращая эту зону с помощью педагогики сотрудничества в актуальный уровень развития ребенка. То, что ребенок сегодня делает в сотрудничестве со взрослым, завтра он будет делать самостоятельно.
В. сделал следующие выводы: 1) обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития, 2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития.