Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

      В современной науке принята след. периодизация детского возраста:

    1. Младенчество (1год жизни)
    2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет)
    3. Дошк. возраст (от 3 до 6 лет)

      Млад. Дошк. возраст (3-4)

      Сред. Дошк. возраст (4-5)

      Старш. Дошк. возраст (5-6)

  1. младший шк. Возраст (6-10)
  2. ср. шк. Возраст (10-15)
  3. старш. Шк. Возраст (15- 18)

      Я.А.Коменский  был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспит-ной работе возрастных особен-тей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должно соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. Им впервые была введена привычная сейчас классно-урочная система с конкретной темой и задачей урока, ежедневной проверкой знаний и последующими экзаменами.

      Руссо, н-р, трактовал природосообразность  восп-я иначе. Он считал, что ребенок  от природы яв-ся существом во всех отношениях совершенным, и что появляющиеся у детей пороки и недостатки выступают  как следствие недопустимого  вмешательства восп-я в развитие их прир. несовершенства или влияния плохих соц. условий. Исходя из этого, Руссо полагал, что гл. целью воспитания д.б. развитие прир. совершенства детей, предоставление им неограниченной свободы и следование за и влечениями и интересами. Воспитание же д. Осуществляться по методу естест. последствий, когда ребенок на основе собств-го опыта познает, что можно делать, а что нельзя. (н-р, сунет руку в огонь) 

      Неравномерность развития

      Исследования  в области чел. развития выявили  ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффект. учебно-воспит. деят-сть. Практическая пед-ка опирается на закономерности физ. развития.

    1. В более молодом возрасте физ. развитие ч-ка идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как ч-к становится старше, темп развития замедляется
    2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие – медленнее
    3. Каждый орган чел. тела развивается в своем темпе; в целом части тела развив-ся неравномерно и непропорционально.

      С физ-ким неразрывно связано дух. развитие. Дух-ное раз-тие подчиняется ряду общих закономерностей.

    1. Между возрастом ч-ка и темпами дух. развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп дух. развития; с возрастом темп дух. развития замедляется.
    2. Дух-ное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных условиях псих. ф-ции и св-ва личности, лежащие в основе дух. качеств, не находятся на одном и том же уровне развития
    3. Существуют оптим. сроки для становления и роста отдельных видов псих. деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных кач-в оптимальны, назыв-ся сензитивными. (Выготский, Леонтьев, В.А. Крутецкий). Причины сензит-сти – неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоят-во, что некоторые св-ва личности м. формироваться на основе уже сформировавшихся св-в. (Почему не овладели нормальной чел. речью дети – Маугли? Ответ ясен – был упущен сензит. п-д, отведенный природой для формирования этого качества. Если ребенок к определенному времени (обычно к 1,5 – 2,5 годам) не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное будет все труднее. Сензит. периоды развития очень хорошо изучены. Под пристальным контролем пед-ги должны держать п-ды формирования интелл., соц., качеств (мл. и ср. шк. возрасты). Недавно амер-кие психологи установили, чтовозраст от 6 до 12 лет – это сенз-ный период для развития навыков решения проблем. Упущен этот период – и чел-ку будет очень трудно овладеть приемами тв-кого мышления на высоком уровне.)
    4. По мере развития психика ч-ка и его дух. качества приобретают устойчивость, постоянство.
 

Особенности воспитания обучаемых  различных возрастных групп

      Младший шк. возраст (6-10 лет). В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни Ведущей деят-стью становится учение. В биол-ком отношении идет интенс. развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти позволяется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.

      Восприятие мл. школьников отличается неустойчивостью и неорганиз-стью. Мл. шк. возраст может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «Р».

      Заметным  своеобразием отличается нравст. развитие мл. школьников. Оно происходит преимущественно  под влиянием побуждения их к соблюдению установленных в школе и правил поведения и тех императивов, которые содержатся в повседневных требованиях и указаниях учителя. Причем при оценке поведения сверстников они чаще исходят из того, что нельзя делать, и стремятся обо всем докладывать учителю. Их действия и поступки  во многом имеют подражательный хар-р. Большое значение имеют упр-ния в выработке и закреплении устойч. форм поведения. (соблюдение тишины на уроке, спок. выход из класса на перемену и т.д.)

      Средний возраст (10-15) этот возраст иногда называют переходным от детства к юности, а подростка квалиф-ют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физ. и дух. сил; как полуребенок он еще ограничен в своих возможностях удовлет-ть возникающие у него новые потреб-сти и запросы. Этим и объясн-ся сложность и противоречивость их хар-ра , поведения и раз-я, за что этот возраст в пед. отношении иногда считается трудным.

      В физ. разв-ии – интенсивное разв-е  костной системы, рост мышечной массы.

      Интенс-ное физ-кое развитие и диспропорции в развитии сердечно-сосудистой системы вызывают возрастание энергии, стремление к подвижности и акт-ной деят-сти, а отсутствие необходимого опыта часто гасит эту энергию и приводит к тому, что не завершив одного дела, подростки принимаются за другое.

      Процесс нравст. формир-ния происходит иначе, чем в мл. классах. Внешняя регуляция  поведения их уже тяготит. Превыше  всего они ценят искренность  и соблюдение мор. требований в жизни  и деят-сти чел-ка. Большой отклик у них находят такие приемы, как обсуждение мор. вопросов, нравст. дискуссии, которые способствуют зарождению мировоззрения.

      Ст. шк. возраст (15-18)

      Со  стороны физ-кого развития у них  сглаживаются те диспропорции, которые  наблюдаются у подростков. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Упрочивается костная система, что повышает физ. работоспособность. В основном завершается половое созревание.

      Достаточно  высокого уровня раз-я достигает  нервно-псих-кая и интеллектно-познав-я  деят-сть.

      Весьма  актуальным и сложным для старшеклассников яв-ся вопрос о выборе профессии, о жизненном самоопределении. Наконец юности всегда присуще стремление к новизне, к последним веяниям в одежде, поведении, лит-ре, музыке и т.д.  

      Учет  индив. особенностей

      В чел. развитии прояв-ся обшее и особенное. Общее свойственно всем людям опред. возраста, особенное отличает отдельного ч-ка. Особенное в ч-ке называют инд-ным, а личность с ярко выраженным особенным – индивид-стью. Индив-сть характер-ся совокупностью интеллект-х, волевых, мор-х, соц-х и др. черт личности, которые заметно отличают данного ч-ка от других людей. Природа щедро одарила чел.род : на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей.

      Должны  ли мы в восп-ии и об-нии учитывать  инд. особенности?

      Казалось бы ответ на этот вопрос д.б. однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. 1 точка зрения – массовая школа не может и не должна учитывать инд-сть, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые порции учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивого, одаренных и неспособных. Ч-к, окончивший тот или иной тип уч-го заведения, харак-ся общим, одинаковым для всех стандартом обученности и восп-сти, принятом в данном заведении.

      Отечест. пед-ка стоит на иных позициях –  восп-е должно максимально опираться  на индив-сть. Индив-ный подход как  важный принцип пед-ки заключ-ся в  управлении развитием ч-ка, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Пед-ка инд. подхода имеет в виду не приспособление целей и осн. Содержания об-я и восп-я к отдельному шк-ку, а приспособление методов и форм пед. воздействия к индив. особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень чел. развития. В инд. подходе особенно нуждаются «труд» воспитанники, малоспособные шк-ки, а также дети с ярко выраженной задержкой развития. 

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"