Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
В
современной науке принята
Млад. Дошк. возраст (3-4)
Сред. Дошк. возраст (4-5)
Старш. Дошк. возраст (5-6)
Я.А.Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспит-ной работе возрастных особен-тей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должно соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. Им впервые была введена привычная сейчас классно-урочная система с конкретной темой и задачей урока, ежедневной проверкой знаний и последующими экзаменами.
Руссо,
н-р, трактовал природосообразность
восп-я иначе. Он считал, что ребенок
от природы яв-ся существом во всех
отношениях совершенным, и что появляющиеся
у детей пороки и недостатки выступают
как следствие недопустимого
вмешательства восп-я в
Неравномерность развития
Исследования в области чел. развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффект. учебно-воспит. деят-сть. Практическая пед-ка опирается на закономерности физ. развития.
С физ-ким неразрывно связано дух. развитие. Дух-ное раз-тие подчиняется ряду общих закономерностей.
Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп
Младший шк. возраст (6-10 лет). В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни Ведущей деят-стью становится учение. В биол-ком отношении идет интенс. развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти позволяется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.
Восприятие мл. школьников отличается неустойчивостью и неорганиз-стью. Мл. шк. возраст может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «Р».
Заметным своеобразием отличается нравст. развитие мл. школьников. Оно происходит преимущественно под влиянием побуждения их к соблюдению установленных в школе и правил поведения и тех императивов, которые содержатся в повседневных требованиях и указаниях учителя. Причем при оценке поведения сверстников они чаще исходят из того, что нельзя делать, и стремятся обо всем докладывать учителю. Их действия и поступки во многом имеют подражательный хар-р. Большое значение имеют упр-ния в выработке и закреплении устойч. форм поведения. (соблюдение тишины на уроке, спок. выход из класса на перемену и т.д.)
Средний возраст (10-15) этот возраст иногда называют переходным от детства к юности, а подростка квалиф-ют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физ. и дух. сил; как полуребенок он еще ограничен в своих возможностях удовлет-ть возникающие у него новые потреб-сти и запросы. Этим и объясн-ся сложность и противоречивость их хар-ра , поведения и раз-я, за что этот возраст в пед. отношении иногда считается трудным.
В физ. разв-ии – интенсивное разв-е костной системы, рост мышечной массы.
Интенс-ное физ-кое развитие и диспропорции в развитии сердечно-сосудистой системы вызывают возрастание энергии, стремление к подвижности и акт-ной деят-сти, а отсутствие необходимого опыта часто гасит эту энергию и приводит к тому, что не завершив одного дела, подростки принимаются за другое.
Процесс нравст. формир-ния происходит иначе, чем в мл. классах. Внешняя регуляция поведения их уже тяготит. Превыше всего они ценят искренность и соблюдение мор. требований в жизни и деят-сти чел-ка. Большой отклик у них находят такие приемы, как обсуждение мор. вопросов, нравст. дискуссии, которые способствуют зарождению мировоззрения.
Ст. шк. возраст (15-18)
Со стороны физ-кого развития у них сглаживаются те диспропорции, которые наблюдаются у подростков. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Упрочивается костная система, что повышает физ. работоспособность. В основном завершается половое созревание.
Достаточно
высокого уровня раз-я достигает
нервно-псих-кая и интеллектно-
Весьма
актуальным и сложным для старшеклассников
яв-ся вопрос о выборе профессии, о жизненном
самоопределении. Наконец юности всегда
присуще стремление к новизне, к последним
веяниям в одежде, поведении, лит-ре, музыке
и т.д.
Учет индив. особенностей
В чел. развитии прояв-ся обшее и особенное. Общее свойственно всем людям опред. возраста, особенное отличает отдельного ч-ка. Особенное в ч-ке называют инд-ным, а личность с ярко выраженным особенным – индивид-стью. Индив-сть характер-ся совокупностью интеллект-х, волевых, мор-х, соц-х и др. черт личности, которые заметно отличают данного ч-ка от других людей. Природа щедро одарила чел.род : на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей.
Должны ли мы в восп-ии и об-нии учитывать инд. особенности?
Казалось бы ответ на этот вопрос д.б. однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. 1 точка зрения – массовая школа не может и не должна учитывать инд-сть, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые порции учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивого, одаренных и неспособных. Ч-к, окончивший тот или иной тип уч-го заведения, харак-ся общим, одинаковым для всех стандартом обученности и восп-сти, принятом в данном заведении.
Отечест.
пед-ка стоит на иных позициях –
восп-е должно максимально опираться
на индив-сть. Индив-ный подход как
важный принцип пед-ки заключ-ся в
управлении развитием ч-ка, основанном
на глубоком знании черт его личности
и условий жизни. Пед-ка инд. подхода имеет
в виду не приспособление целей и осн.
Содержания об-я и восп-я к отдельному
шк-ку, а приспособление методов и форм
пед. воздействия к индив. особенностям
с тем, чтобы обеспечить запроектированный
уровень чел. развития. В инд. подходе особенно
нуждаются «труд» воспитанники, малоспособные
шк-ки, а также дети с ярко выраженной задержкой
развития.