Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Педагог- это  не  только  профессия,  суть корой  передавать  знания,  но и  высокая  миссия   сотворения  личности, утверждения  человека в человеке. В этой связи  можно   выделить   совокупность  социально и профессионально  обусловленных  качеств  педагога: высокая гражданская  ответственность и социальная  активность;  любовь  к  детям, потребность  и  способность  отдать  им  свое  сердце; подлинная интеллигентность,  духовная  культура, желание и  умение работать   вместе  с  другими;  высокий профессионализм,  готовность  к  созданию  новых  ценностей и принятию творческих  решений; потребность   в постоянном  самообразовании и готовность  к нему; физическое  и психическое здоровье, профессиональная  работоспособность.

Суммируя   требования  к труду  и  личности  учителя, предъявляемые   условиями   развития  общества  на  современном  этапе, их  можно представить  следующим образом: высокая  культура и нравственность, самоотдача,  благородность, острое чувство нового, умение  заглядывать  в будущее  и  готовить  своих питомцев  к  жизни  в  будущем, максимальная реализация  индивидуального таланта  в  сочетании  с  педагогическим  сотрудничеством,  общность  идей   и  интересов  учителей  и  учащихся, творческое  отношение  к делу   и социальная  активность  высокий профессиональный   уровень и стремление  к постоянному пополнению   своих знаний, принципиальность  и требовательность,  отзывчивость,  эрудиция  и социальная  ответственность.

В профессиограмме  ведущее место  занимает  позиция  педагога система его  интеллектуально-волевых  и  эмоционально-оценочных  отношений   к  миру.

Различают  социальную  и профессиональную  позицию педагога. Социальная  позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных  ориентаций. Профессиональная позиция – отношение к педагогической профессии, целям  и средствам  педагогической  деятельности. Педагог  может выступать  в качестве  информатора,  друга, диктатора,  советчика,  вдохновителя  и т.д. Каждая  из  этих  профессиональных позиций  может давать и положительный, и  отрицательный  эффект   в зависимости от  личности  педагога, от  его социальных позиций.

Наиболее  глубокой, фундаментальной  характеристикой  личности педагога  по  праву  считается убежденность.  Лицо педагога   определяет гуманистическая позиция,  стремление   нести знания,  нетерпимое  отношение  к недостаткам и нравственным порокам, унижающим достоинство человеческой  личности, обостренное чувство долга и ответственности; стремление   к повышению   своей педагогической   компетентности  и к тому,  чтобы стать   образцом  для  воспитанников,  способность  нести  культуру.

Следующая важнейшая  характеристика  педагога - направленность  личности. Она является  тем каркасом,  вокруг которого  компонуются основные  профессионально значимые   свойства-  интерес к профессии,  педагогическое  призвание, профессионально-педагогические   намерения  и  склонности.

Основой педагогической направленности является  интерес  к  профессии  учителя, который  находит   свое  выражение  в  положительном   эмоциональном  отношении   к детям,  родителям,  педагогической  деятельности  в целом и к конкретным  ее видам и в стремлении  к овладению   педагогическими знаниями    и умениями.

Для  педагога,  имеющего  ярко выраженную   педагогическую направленность, характерны следование  нормам  педагогической  этики,  убежденность   в  их   значимости.  Профессионально-педагогическая направленность   личности проявляется и в таких качествах, как педагогический  долг и ответственность.

В  понятии  «профессиональный долг»  сконцентрированы  требования  к  личности  педагога  как  к  профессионалу:  осуществлять   трудовые  функции,  правильно  строить взаимоотношения  с  учащимися  и  их  родителями,  коллегами  по  работе, осознавать  свое  отношение  к  избранной   профессии,  своему  педагогическому коллективу  и  обществу  в  целом.

В  содержании  этого  понятия  находят  отражение  нравственные требования  не только  к  характеру поступков  и  отношений  в сфере  педагогического труда, но  и  к  личностным качествам   педагога. Такие требования   представляют  своеобразный  кодекс  педагогической морали. 

Слагаемые  педагогической технологии:  технологии  обучения  и технологии  воспитания.

На практике  теория  осуществляется  с  помощью  технологии.

Слово «технология»  образованное  от  латинского слова «техне» искусство, мастерство, ремесло  и  «логос» -  наука. В производственном  процессе технология  - это система предложенных  наукой  алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным  результатам  деятельности, гарантирует  получение  продукции   и  качества. Все современные   производства   основываются  на    технологиях.

«Любая деятельность  может  быть  технологией, либо искусством. Искусство    основано  на  интуиции,  технология  на науке.. С искусства  все  начинается,  технологией    заканчивается, чтобы   затем все    началось  сначала».Пока технология  не  создана,  господствует  индивидуальное  мастерство. Но рано или поздно  оно уступает   месту «коллективному мастерству», концентрированным   выражением  которого  и  является   технология. Все  созданные  и  используемые сегодня  технологии  разделяются  на  два вида: промышленные  и  социальные.

К промышленным технологиям относятся технологии   переработки природного сырья (нефть, руда, древесина и т.п.)

Социальной технологией   называют технологию, в которой исходным  и конечным результатом выступает человек, а основным  параметром, который подвергается  изменению -  одно  или    несколько его свойств.  Классическим примером   социальной  технологии  может  служить  технология  обучения  учащихся, построенная     на  основе  компьютерных  программных  средств.

Одним  из новых  для  педагогики является   понятие  технология,  часто встречающееся в педагогической литературе.

Подходы к пониманию понятия  «технология обучения».

Принято считать, что у истоков технологизации  педагогики стоял А. С. Макаренко, смело  использовавший понятие педагогической техники. Он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике…» И всё же массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу  60-х годов 20 в. И связывают ее с реформированием сначала американской,  а затем и европейской школ.

Технологизация учебного и воспитательного процессов в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно – технологический процесс с гарантированным результатом».

Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения на выходе продукта с заранее заданными свойствами.

В энциклоп. словаре  мы находим следующее определение: технология  - это совокупность методов  обработки, изготовления, изменения, состояния, свойств, формы сырья, материала и полуфабриката, осуществляемых в процессе   производства продукции».

Однако технология не просто совокупность методов. Методы подобраны не случайно, и все они  направлены  на одну цель: получение  конкретной продукции.  Под технологией подразумевается «любое средство преобразования исходных материалов – будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции».

Под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов  преобразования  исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. При таком подходе ключевым звеном любой технологии (промышленной или социальной) является детальной определение конечного результата и точное достижение его.

Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. В такой прогностичности всегда   заинтересован учитель.

Педагогическую  технологию нельзя осуществлять с применением  алгоритмов, ибо действия в ней  не могут быть жёстко детерминированы.

Различными  авторами приведены различные подходы  к пониманию технологии обучения.

«Педагогическая технология – направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, повышающих образовательную эффективность и применения приемов и материалов, а так же посредством оценки применяемых методов» (М.В. Кларин).

Технология  обучения представляет собой область применения системы научных принципов. К программированию процессов обучения и использованию их в образовательной практике  с ориентацией на цели обучения; она ориентирована в большей степени на учащегося, а не на изучаемый предмет; на проверку сложившейся практики (методов и техники обучения) в ходе анализа используемых средств обучения.

Педагогические технологии – совокупность психолого-педагогических установок определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, способов, приемов, воспитательных средств.

С помощью  педагогических технологий происходит предварительное проектирование учебно-воспитательного  процесса.

Технология  также  является совокупностью процессов, применяемых в обучении.

Технологии  воспитания. Школе,  как и производству, общество  диктует   социальный  заказ. В ней, как и на  производстве , предполагается   наличие определенной материальной базы, соответствующей специфике   тех задач,  которые стоят перед нею.  На  осуществление   этих  задач  направлен  воспитательный процесс-  аналог  производственного процесса. Основа  его -   воспитательная деятельность педагогов, связанная  с  планированием  предполагаемого   ими  результата  и  способов  его достижения, с  моделированием этих  способов, осуществлением  разработанных  планов и  моделей, управлением деятельностью  и  поведением   людей, реализующих  эти  планы. При  этом   управленческая  деятельность  педагогов, как  и производственников,  осуществляется   на  основе   информационных   потоков, характеризующих   состояние  системы  и  эффективность   ее функционирования.

В школе, как  и на производстве, есть  целая  система  стимулов,  используя которые  педагоги направляют   и  корректируют   воспитательный процесс. Школе, как  и производству, присуща   определенная коммуникативная  сеть, используя   которую   педагоги  получают   информацию (о  детях,  об  эффективности   оказываемых  на  влияний), необходимую для  того,  чтобы    принимать решения  по  управлению   воспитательным процессом и  т.д. Эффективность  этого процесса   в  школе(как  и на производстве) зависит  от  окружающей среды, от воздействия    различных  ее компонентов: семьи, детского сада, внешкольных   учреждений, которые оказывают  государство  и его подрастающее   поколение  и  отдельные  его возрастные  группы. Эффективность деятельности   школы, как  и деятельности  производства,   оценивается  по качеству  выпускаемой  ею «продукции». В школе – это уровень  знаний,  умений  и навыков  школьников,   их готовность   к самостоятельной жизни, труду, продолжению    образования, к семейной жизни, разумному   проведению  досуга. Таким образом,   школьная  воспитательная система, как и система производства, включает  поставленные  обществом   цели, материальную  базу, необходимую  для  их  осуществления,   совокупностьпроцессов, направленных на  решение   учебно-воспитательных   задач, коллектив  работников , эти процессы  организующих  и  управляющих  ими  через   различную  по  своему   характеру  деятельность, а  также  коммуникационную  сеть, обеспечивающую  работников  необходимой  информацией.

Педагогические  технологии по определению В. П. Беспалько:

  1. содержательно – операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса;
  2. совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;
  3. рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей пед. Процесса.

 

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"