Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Педагог- это не только профессия, суть корой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих питомцев к жизни в будущем, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к делу и социальная активность высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность.
В профессиограмме ведущее место занимает позиция педагога система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру.
Различают социальную и профессиональную позицию педагога. Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Профессиональная позиция – отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.
Наиболее глубокой, фундаментальной характеристикой личности педагога по праву считается убежденность. Лицо педагога определяет гуманистическая позиция, стремление нести знания, нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам, унижающим достоинство человеческой личности, обостренное чувство долга и ответственности; стремление к повышению своей педагогической компетентности и к тому, чтобы стать образцом для воспитанников, способность нести культуру.
Следующая важнейшая
характеристика педагога - направленность
личности. Она является тем каркасом,
вокруг которого компонуются основные
профессионально значимые свойства-
интерес к профессии, педагогическое
призвание, профессионально-
Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам и в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.
Для педагога, имеющего ярко выраженную педагогическую направленность, характерны следование нормам педагогической этики, убежденность в их значимости. Профессионально-педагогическая направленность личности проявляется и в таких качествах, как педагогический долг и ответственность.
В понятии «профессиональный долг» сконцентрированы требования к личности педагога как к профессионалу: осуществлять трудовые функции, правильно строить взаимоотношения с учащимися и их родителями, коллегами по работе, осознавать свое отношение к избранной профессии, своему педагогическому коллективу и обществу в целом.
В содержании
этого понятия находят отражение
нравственные требования не только
к характеру поступков и отношений
в сфере педагогического труда,
но и к личностным качествам
педагога. Такие требования представляют
своеобразный кодекс педагогической
морали.
Слагаемые педагогической технологии: технологии обучения и технологии воспитания.
На практике теория осуществляется с помощью технологии.
Слово «технология» образованное от латинского слова «техне» искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. В производственном процессе технология - это система предложенных наукой алгоритмов, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции и качества. Все современные производства основываются на технологиях.
«Любая деятельность может быть технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке.. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала».Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает месту «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология. Все созданные и используемые сегодня технологии разделяются на два вида: промышленные и социальные.
К промышленным технологиям относятся технологии переработки природного сырья (нефть, руда, древесина и т.п.)
Социальной технологией называют технологию, в которой исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром, который подвергается изменению - одно или несколько его свойств. Классическим примером социальной технологии может служить технология обучения учащихся, построенная на основе компьютерных программных средств.
Одним из новых для педагогики является понятие технология, часто встречающееся в педагогической литературе.
Подходы к пониманию понятия «технология обучения».
Принято считать, что у истоков технологизации педагогики стоял А. С. Макаренко, смело использовавший понятие педагогической техники. Он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике…» И всё же массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов 20 в. И связывают ее с реформированием сначала американской, а затем и европейской школ.
Технологизация учебного и воспитательного процессов в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно – технологический процесс с гарантированным результатом».
Технологией обычно называют процесс переработки исходного материала с целью получения на выходе продукта с заранее заданными свойствами.
В энциклоп. словаре мы находим следующее определение: технология - это совокупность методов обработки, изготовления, изменения, состояния, свойств, формы сырья, материала и полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции».
Однако технология не просто совокупность методов. Методы подобраны не случайно, и все они направлены на одну цель: получение конкретной продукции. Под технологией подразумевается «любое средство преобразования исходных материалов – будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции».
Под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. При таком подходе ключевым звеном любой технологии (промышленной или социальной) является детальной определение конечного результата и точное достижение его.
Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. В такой прогностичности всегда заинтересован учитель.
Педагогическую технологию нельзя осуществлять с применением алгоритмов, ибо действия в ней не могут быть жёстко детерминированы.
Различными авторами приведены различные подходы к пониманию технологии обучения.
«Педагогическая технология – направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, повышающих образовательную эффективность и применения приемов и материалов, а так же посредством оценки применяемых методов» (М.В. Кларин).
Технология обучения представляет собой область применения системы научных принципов. К программированию процессов обучения и использованию их в образовательной практике с ориентацией на цели обучения; она ориентирована в большей степени на учащегося, а не на изучаемый предмет; на проверку сложившейся практики (методов и техники обучения) в ходе анализа используемых средств обучения.
Педагогические технологии – совокупность психолого-педагогических установок определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, способов, приемов, воспитательных средств.
С помощью педагогических технологий происходит предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса.
Технология также является совокупностью процессов, применяемых в обучении.
Технологии воспитания. Школе, как и производству, общество диктует социальный заказ. В ней, как и на производстве , предполагается наличие определенной материальной базы, соответствующей специфике тех задач, которые стоят перед нею. На осуществление этих задач направлен воспитательный процесс- аналог производственного процесса. Основа его - воспитательная деятельность педагогов, связанная с планированием предполагаемого ими результата и способов его достижения, с моделированием этих способов, осуществлением разработанных планов и моделей, управлением деятельностью и поведением людей, реализующих эти планы. При этом управленческая деятельность педагогов, как и производственников, осуществляется на основе информационных потоков, характеризующих состояние системы и эффективность ее функционирования.
В школе, как и на производстве, есть целая система стимулов, используя которые педагоги направляют и корректируют воспитательный процесс. Школе, как и производству, присуща определенная коммуникативная сеть, используя которую педагоги получают информацию (о детях, об эффективности оказываемых на влияний), необходимую для того, чтобы принимать решения по управлению воспитательным процессом и т.д. Эффективность этого процесса в школе(как и на производстве) зависит от окружающей среды, от воздействия различных ее компонентов: семьи, детского сада, внешкольных учреждений, которые оказывают государство и его подрастающее поколение и отдельные его возрастные группы. Эффективность деятельности школы, как и деятельности производства, оценивается по качеству выпускаемой ею «продукции». В школе – это уровень знаний, умений и навыков школьников, их готовность к самостоятельной жизни, труду, продолжению образования, к семейной жизни, разумному проведению досуга. Таким образом, школьная воспитательная система, как и система производства, включает поставленные обществом цели, материальную базу, необходимую для их осуществления, совокупностьпроцессов, направленных на решение учебно-воспитательных задач, коллектив работников , эти процессы организующих и управляющих ими через различную по своему характеру деятельность, а также коммуникационную сеть, обеспечивающую работников необходимой информацией.
Педагогические технологии по определению В. П. Беспалько: