Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Духовный
человек – человек
в первую очередь, для самых близких.
На
долю современной молодежи выпало серьезное
испытание: жить в эпоху перемен,
тем не менее, среди жаждущих власти
и сытого, благополучного бытия «здесь
и теперь», среди расчетливых и бездушных,
среди отчаявшихся и запутавшихся, среди
аполитичных и безразличных к судьбам
родного языка и культуры есть настоящие
носители национальной духовности. Сегодняшняя
вера в будущее, в успех преобразований,
в свою надежду и опору – молодые силы
– вырастает не на пустом месте, потому
что чистые духом и телом, добрые и сильные,
романтичные и целеустремленные молодые
люди – они всегда были и будут в нашем
обществе. Они «не плывут по течению»,
как все, не пытаются раствориться в безликой
толпе, теряя свое «Я», свою индивидуальность,
не изменяют своим духовным принципам,
податливо прогибаясь под чужими авторитетами
и приспосабливаясь к моде – к моде на
чужое (западное, американское и т.д.), на
чрезмерную свободу, граничащую с безответственностью,
на естественность, больше напоминающую
беспринципность и аморализм. Эти молодые
люди живут, учатся, работают, воспитывают
детей. Это одухотворенные натуры, устремленные
к социально-позитивным, гуманистическим
ценностям, использующие свой душевный
заряд, мировоззренческий потенциал и
знания не только для обеспечения собственной
достойной и обеспеченной жизни, но и для
блага других, своего народа. Они активны,
деятельны, умеют трудиться, нравственно
здоровы и эстетически просвещены, способны
ориентироваться в сложном современном
мире, безошибочно отличать истину от
заблуждений, добро от безобразного, подлинно
художественное от фальши и подделок,
вечное от преходящего и временного. Их
мироотношение и поведение направляет
духовность – одна из самых загадочных
и трудно определяемых составляющих человеческой
природы: эмоционально-рационально-
Как говорил отечественный философ М. К. Мамардашвили, человек – это всегда «возможный человек», это всегда возможность быть, стать настоящим человеком. Преодоление социального и духовного кризиса, в котором оказалось современное общество, формирование из «возможного» человека духовной личности – это многогранный и сложный процесс, включающий в себя целый комплекс организационных, социальных, экономических, просветительских, педагогических и других мер на общегосударственном уровне, объединяющий деятельность всех организаций и институтов (семьи, системы образования, молодежных движений и др.), заинтересованных в позитивных переменах в личной и общественно-национальной жизни. Слова известного современного чилийского философа Дарио Саласа Соммэра звучат как никогда актуально как стратегическая программа организации жизни современного индивида и общества: «Мы избежали бы многих проблем, если бы поняли, что наши человеческие качества даются нам при рождении, но в латентном состоянии и высшую человечность мы должны завоевать самостоятельно, путем усилий и самопожертвования». Этим и объясняются различия в духовном развитии людей. Мы рождаемся равными, но постепенно приобретаем различия, обусловленные личным совершенствованием, если оно вообще имело место. Мы рождаемся незавершенными, и если мы остаемся такими, то это … должно побуждать к самореализации. Обществу следует поддерживать нас в этом, поскольку именно оно пожинает лучшие плоды, обретая людей, достигших совершенства» .
Духовное формирование, профессиональный рост, осознание своей сопричастности к жизненно важным, судьбоносным проблемам своего народа – итог не только собственных усилий и целенаправленной работы с молодежью, опирающейся на соответствующую экономическую, социальную и культурную политику, но и образования. Главная задача сегодня – создание эффективной и гибко реагирующей на запросы современного общества системы отечественного образования – обучения и воспитания, ориентирующейся на ключевую образовательную парадигму «от образования качественного – к образованию конкурентоспособному», формирующая не только профессионалов, но и духовную личность. Современная жизнь демонстрирует судьбоносную аксиому: интеллект без опоры на нравственность – это ум без духа и души, знания, не одухотворенные высшими моральными добродетелями - ответственностью и терпимостью.