Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Деятельность как фактор развития
Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором – деятельностью личности. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет». «Человек – сам кузнец своего счастья», «кто рано встает, тому Бог дает». Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области.
Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая деятельность. Особый вид деятельности – общение.
Деятельность может быть активной и пассивной. Таким образом, ставить подрастающего человека в позицию акт. деятеля, раскрывать его потенциальные возможности – таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности.
Неравномерность развития
Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития.
С физическим неразрывно связано духовное развитие. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей.
Особенности воспитания обучаемых различных возрастных групп
Младший шк. возраст (6-10 лет). В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Ведущей деятельностью становится учение. В биологическом отношении идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти позволяется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.
Восприятие мл. школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью. Мл. шк. возраст может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «Р».
Заметным своеобразием отличается нравст. развитие мл. школьников. Оно происходит преимущественно под влиянием побуждения их к соблюдению установленных в школе и правил поведения и тех императивов, которые содержатся в повседневных требованиях и указаниях учителя. Причем при оценке поведения сверстников они чаще исходят из того, что нельзя делать, и стремятся обо всем докладывать учителю. Их действия и поступки во многом имеют подражательный хар-р. Большое значение имеют упр-ния в выработке и закреплении устойч. форм поведения. (соблюдение тишины на уроке, спок. выход из класса на перемену и т.д.)
Средний возраст (10-15) этот возраст иногда называют переходным от детства к юности, а подростка квалифицируют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физ. и дух. сил; как полуребенок он еще ограничен в своих возможностях. Этим и объясняется сложность и противоречивость их характера , поведения и развития, за что этот возраст в педагогическом отношении иногда считается трудным.
В физ. развитии – интенсивное развитие костной системы, рост мышечной массы.
Интенсивное физическое развитие и диспропорции в развитии сердечно-сосудистой системы вызывают возрастание энергии, стремление к подвижности и активной деятельности, а отсутствие необходимого опыта часто гасит эту энергию и приводит к тому, что не завершив одного дела, подростки принимаются за другое.
Процесс нравственного формирования происходит иначе, чем в мл. классах. Внешняя регуляция поведения их уже тяготит. Превыше всего они ценят искренность и соблюдение мор. требований в жизни и деятельности человека. Большой отклик у них находят такие приемы, как обсуждение, нравственные дискуссии, которые способствуют зарождению мировоззрения.
Старший школьный возраст (15-18)
Со стороны физического развития у них сглаживаются те диспропорции, которые наблюдаются у подростков. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Упрочивается костная система, что повышает физ. работоспособность. В основном завершается половое созревание.
Достаточно высокого уровня развития достигает нервно-психическая и интеллектуально-познавательная деятельность.
Весьма
актуальным и сложным для старшеклассников
является вопрос о выборе профессии, о
жизненном самоопределении. Наконец юности
всегда присуще стремление к новизне,
к последним веяниям в одежде, поведении,
лит-ре, музыке и т.д.
Учет индивидуальных. особенностей
В человеческом развитии проявляются общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллект-х, волевых, социальных и др. черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род : на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей.
Должны ли мы в воспитании и обучении учитывать инд. особенности?
Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия: массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые порции учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивого, одаренных и неспособных. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятом в данном заведении.
Отечест. пед-ка стоит на иных позициях – воспитаниее должно максимально опираться на индивидуальность. Индив-ный подход как важный принцип пед-ки заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания образования и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление методов и форм педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень человеческого развития. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.
Социализация - от лат. общественный, развитие человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.
Объективно содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), стали субъектами экономической жизни (профессиональная с-ция), создали семью (семейная с-ция), были законопослушными гражданами (политическая с-ция). Таким образом, человек рассматривается, в первую очередь как объект социализации.
Однако человек становится полноценным членом общества, будучи и субъектом соц-ции., усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности и саморазвитием. Это субъективный процесс, т.к. на каждом возрастном этапе перед человеком встают задачи (естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические) для решения которых он осознанно, а чаще неосознанно ставит перед собой соответствующие цели, т.е проявляет свою субъективность. Задачи, не решенные на каком либо возрастном этапе, могут стать в дальнейшем причиной задержки развития личности.
Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.
В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
дотрудовая, включающая
весь период жизни человека до начала
трудовой деятельности. Эта стадия,
в свою очередь, разделяется на два
более или менее
трудовая - охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;
послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М.Андреева).
Отмечая, что социализация - процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.