Лекции по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций

Описание работы

Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".

Работа содержит 27 файлов

А.С.Макаренко.doc

— 53.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вводная лекция.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Взаимодействие школы, семьи, учреждений доп. образования.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания (2).doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Коллектив как средство воспитания.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 1.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция 2.doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

лекция.doc

— 47.00 Кб (Открыть, Скачать)

Личность ребенка как субъект и объкт воспитания.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

Деятельность  как фактор развития

      Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором – деятельностью личности. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет». «Человек – сам кузнец своего счастья», «кто рано встает, тому Бог дает». Чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области.

      Основные  виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая деятельность. Особый вид деятельности – общение.

      Деятельность может быть активной и пассивной. Таким образом, ставить подрастающего человека в позицию акт. деятеля, раскрывать его потенциальные возможности – таковы функции воспитателя, разумно направляющего процесс развития личности.

Неравномерность развития

Исследования  в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Практическая педагогика опирается на закономерности физического развития.

    1. В более молодом возрасте физ. развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человекк становится старше, темп развития замедляется
    2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие – медленнее
    3. Каждый орган чел. тела развивается в своем темпе; в целом части тела развивается неравномерно и непропорционально.

      С физическим неразрывно связано духовное развитие. Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей.

    1. Между возрастом человека и темпами дух. развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп дух. развития; с возрастом темп дух. развития замедляется.
    2. Дух-ное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных условиях псих. ф-ции и св-ва личности, лежащие в основе дух. качеств, не находятся на одном и том же уровне развития
    3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов псих. деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называется синзетивными. (Выготский, Леонтьев, В.А. Крутецкий). Причины синзетивности – неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могли формироваться на основе уже сформировавшихся свойств. (Почему не овладели нормальной чел. речью дети – Маугли? Ответ ясен – был упущен синзетивный  период, отведенный природой для формирования этого качества. Если ребенок к определенному времени (обычно к 1,5 – 2,5 годам) не овладел речью, то с каждым днем наверстывать упущенное будет все труднее. Сенситивные периоды развития очень хорошо изучены. Под пристальным контролем педагоги должны держать периоды формирования интеллекта, социальных, качеств (мл. и ср. шк. возрасты). Недавно американские психологи установили, что возраст от 6 до 12 лет – это синзетивный период для развития навыков решения проблем. Упущен этот период – и человеку будет очень трудно овладеть приемами творческого мышления на высоком уровне.)
    4. По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство.
 

Особенности воспитания обучаемых  различных возрастных групп

      Младший шк. возраст (6-10 лет). В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Ведущей деятельностью становится учение. В биологическом отношении идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти позволяется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.

      Восприятие  мл. школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью. Мл. шк. возраст может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «Р».

      Заметным  своеобразием отличается нравст. развитие мл. школьников. Оно происходит преимущественно под влиянием побуждения их к соблюдению установленных в школе и правил поведения и тех императивов, которые содержатся в повседневных требованиях и указаниях учителя. Причем при оценке поведения сверстников они чаще исходят из того, что нельзя делать, и стремятся обо всем докладывать учителю. Их действия и поступки  во многом имеют подражательный хар-р. Большое значение имеют упр-ния в выработке и закреплении устойч. форм поведения. (соблюдение тишины на уроке, спок. выход из класса на перемену и т.д.)

      Средний возраст (10-15) этот возраст иногда называют переходным от детства к юности, а подростка квалифицируют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физ. и дух. сил; как полуребенок он еще ограничен в своих возможностях. Этим и объясняется сложность и противоречивость их характера , поведения и развития, за что этот возраст в педагогическом отношении иногда считается трудным.

      В физ. развитии – интенсивное развитие костной системы, рост мышечной массы.

      Интенсивное физическое развитие и диспропорции в развитии сердечно-сосудистой системы вызывают возрастание энергии, стремление к подвижности и активной деятельности, а отсутствие необходимого опыта часто гасит эту энергию и приводит к тому, что не завершив одного дела, подростки принимаются за другое.

      Процесс нравственного формирования происходит иначе, чем в мл. классах. Внешняя регуляция поведения их уже тяготит. Превыше всего они ценят искренность и соблюдение мор. требований в жизни и деятельности человека. Большой отклик у них находят такие приемы, как обсуждение, нравственные дискуссии, которые способствуют зарождению мировоззрения.

      Старший школьный возраст (15-18)

      Со  стороны физического развития у них сглаживаются те диспропорции, которые наблюдаются у подростков. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Упрочивается костная система, что повышает физ. работоспособность. В основном завершается половое созревание.

      Достаточно высокого уровня развития достигает нервно-психическая и интеллектуально-познавательная деятельность.

      Весьма  актуальным и сложным для старшеклассников является вопрос о выборе профессии, о жизненном самоопределении. Наконец юности всегда присуще стремление к новизне, к последним веяниям в одежде, поведении, лит-ре, музыке и т.д.  

Учет  индивидуальных. особенностей

      В человеческом развитии проявляются общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллект-х, волевых, социальных и др. черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род : на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей.

      Должны  ли мы в воспитании и обучении учитывать инд. особенности?

      Казалось  бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия: массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые порции учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивого, одаренных и неспособных. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятом в данном заведении.

      Отечест. пед-ка стоит на иных позициях – воспитаниее должно максимально опираться на индивидуальность. Индив-ный подход как важный принцип пед-ки заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания образования и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление методов и форм педагогического  воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень человеческого развития. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

      Социализация  - от  лат. общественный,  развитие  человека   на  протяжении  всей  жизни,  в  процессе  усвоения   и  воспроизводства  культуры   общества.

Сущность  социализации  состоит  в  сочетании  приспособления (адаптации)  и  обособления   человека  в  условиях  конкретного  общества.

Объективно  содержание  процесса  социализации определяется  заинтересованностью  общества в  том, чтобы его  члены успешно  овладели  ролями  мужчины  или  женщины (полоролевая  социализация), стали   субъектами    экономической   жизни (профессиональная  с-ция), создали  семью (семейная  с-ция), были законопослушными   гражданами (политическая  с-ция). Таким  образом,  человек  рассматривается, в  первую  очередь  как   объект  социализации.

Однако  человек  становится  полноценным  членом  общества,  будучи   и  субъектом   соц-ции., усваивающим  социальные  нормы    и  культурные ценности   в  единстве    с    реализацией   своей  активности   и  саморазвитием. Это  субъективный  процесс, т.к.  на  каждом  возрастном   этапе  перед  человеком   встают  задачи (естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические)  для  решения  которых   он  осознанно, а чаще неосознанно  ставит  перед  собой  соответствующие цели, т.е  проявляет  свою  субъективность. Задачи, не  решенные  на  каком  либо  возрастном  этапе,  могут  стать    в дальнейшем  причиной  задержки  развития  личности.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается  на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без  проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

В отечественной  науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно  в трудовой деятельности. В зависимости  от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два  более или менее самостоятельных  периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

трудовая - охватывает период зрелости человека. Однако демографические  границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М.Андреева).

Отмечая, что  социализация - процесс непрерывный, длящийся в течение всей жизни, нельзя не признать особую важность для становления личности трудовой стадии, когда закладываются основные базисные ценности, формируются самосознание, ценностные ориентации и социальные установки личности.

нравст воспит..doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Педагогическое творчсество и мастерство учителя.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

Развитие личности.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

Содержание воспитаня школьников.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

Теория дидактики.doc

— 73.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения (2).doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Технология педагогичсекого общения.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Формы организации обучения.doc

— 62.50 Кб (Открыть, Скачать)

Цели воспитания.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Я.А.Коменский.doc

— 57.50 Кб (Открыть, Скачать)

Классификация педагогических технологий.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

методы обучения.doc

— 67.00 Кб (Открыть, Скачать)

На печать.doc

— 951.50 Кб (Скачать)

Образование как соц явлен.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Система методов воспитания.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Обучение в системе целостного педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Сущность педаг. процесса.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Педагогике"