Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Особенно важным считал Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Понятная каждому воспитаннику перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.
В практике воспитательной работы М. различал 3 вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящемся на любой стадии развития. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр.
Средняя перспектива, по мнению Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы нужно приложить усилия. Примерами средних перспектив можно назвать подготовку к проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного вечера.
Далекая перспектива – это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цели. Пример наиболее распространенной далекой перспективы – цель успешного окончания школы и последующего выбора профессии.
Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его школьников. Это учитывал Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. «Один за всех и все за одного». В его основе – требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием, по крайней мере, трех сил – воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем, так и опосредованно через актив и коллектив. При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие на него коллектива усиливается. Современная практика школьного воспитания обогатилась новыми примерами применения принципа параллельного действия на ряду с умелым, вдумчивым использованием преимуществ параллельного действия встречаются и непродуманные решения. Так этот принцип используется для коллективного осуждения провинившихся. Если к делу нерадиво отнеслись отдельные ребята, наказание налагается на весь коллектив. Естественно, такое педагогическое действие вызывает резкое осуждение проступка товарищей. Например, из-за того, что кто-то плохо дежурил, классу приходится дежурить целую неделю повторно. Макаренко, советовал пользоваться данным принципом очень осторожно, так как коллектив может наказать провинившихся очень сурово.
Воспитание в коллективе и труде.
Воспитание в коллективе и через коллектив – это центральная идея его педагогической системы.
Под коллективом Макаренко понимал не случайное скопление людей, а объединение их для достижения общих целей в общем труде – объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности.
Веря в огромную роль коллектива, Макаренко не боялся давать серьезные поручения, связанные с материальной ответственностью, даже недавним беспризорникам и правонарушителям. Считается, что история Павлика Морозова, выдавшего своего отца – расхитителя, также является результатом педагогики Макаренко.
Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью.
Макаренко отводил важную роль в жизни коллектива игре. В детском возрасте игра имеет большое значение, и ребенок должен играть, надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Эта сторона жизни коллектива нашла свое яркое выражение во всей структуре и деятельности коллективов колонии и коммуны.
Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов. Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем.
Большого внимания заслуживают указания Макаренко о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, убираться в комнате и т. п.
Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины.
Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом. Он упражнял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии им. Горького воспитанники приучались легко переносить неудобства и трудности.
Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил: «Дисциплина – это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макаренко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом проявляется его натура». Макаренко возражает против этого и требует: «дети должны научиться сдерживать себя, режим должен быть глубоко продуманным, устойчивым, должно всеми строго соблюдаться».
Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории «свободного воспитания», будто «наказание воспитывает раба». Макаренко указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний Макаренко требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.
Воспитание детей в семье.
Антон Семенович Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствует любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Он требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорил Макаренко ведет свое хозяйство, ребенок – член семьи, и следовательно, участник всего семейного хозяйства. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитывается коллективизм, честность, заботливость, бережливость. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.
А.С.Макаренко педагог – новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами. Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него приемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание).
В.А.
Сухомлинский – педагог, полностью
сформировавшийся в условиях советской
действительности - ему не пришлось, как
известным советским педагогам старшего
поколения, перестраивать свое мировоззрение.
Родился
Василий Александрович 28 сентября 1918 года
в селе Васильевке на Херсонщине (теперь
Кировоградская область) в бедной крестьянской
семье. Здесь прошли его детство и юность. Сначала Сухомлинский
подался в медицинский техникум, но вскоре
ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно
закончил его и был принят в педагогический
институт.
С 1935 г. начинается долгий и славный педагогический
путь В.А.
Сухомлинского. В 17 лет он стал учителем
заочной школы недалеко от родного села.
В 1938 г. заочно закончил Полтавский педагогический
институт. После чего Сухомлинский возвращается
в родные места и работает преподавателем
украинского языка и литературы в Онуфриевской
средней школе.
В 1941 году добровольцем уходит на фронт.
В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский
был тяжело ранен, защищая Москву. Только
чудом остался жив. Осколок снаряда остался
в его груди навсегда. После долгого лечения
в госпитале на Урале, его назначили директором
средней школы в Уфе. Как только родные
места были освобождены, он вернулся на
родину. В 1948 году В.А. Сухомлинский становится
директором Павлышевской средней школы
и бессменно руководит ею в течение 22 лет
до конца своих дней. В 1948 году это была
обычная, рядовая школа, к тому же еще и
почти разрушенная за годы войны, знаменитой
ее сделал Сухомлинский.
Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.
1. Отношение к ребенку. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово. Вся система деятельности павлышского учителя проникнута высокими принципами гуманизма, глубоким уважением к личности ребенка. Когда его спрашивали: ”Что самое главное было в его жизни? ”, он отвечал: ”Любовь к детям!” Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя. “Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках.”
В.А. Сухомлинский
- достойный наследник
Павлышевской средней школе воспитание
без наказаний было педагогическим принципом
всего педагогического коллектива. В подходе
к проблеме наказаний в школе имела место
определенная эволюция его взглядов. Вначале
он признавал в принципе целесообразность
наказаний, был убежден, что они в определенных
случаях могут быть эффективным методом
воспитательного воздействия, а в последние
годы своей деятельности решительно отстаивал
следующий тезис: воспитание несовместимо
с наказаниями учащихся. Он имел ввиду
такие виды наказаний, как грубое отчитывание,
высмеивание, выставление из класса, оставление
провинившегося после уроков для выполнения
какой-либо работы, специальные жалобы
в дневнике учителя.
В.А. Сухомлинский
преемник А.С. Макаренко, он воспитывался
и формировался как педагог
под сильнейшим влиянием идей
Макаренко. В.А. Сухомлинский, как и другие
советские педагоги, рассматривал коллектив
как могучее средство коммунистического
воспитания.
Сухомлинский считал, что коллектив –
это всегда идейное объединение, которое
имеет определенную организационную структуру,
четкую систему взаимозависимостей, сотрудничества,
взаимопомощи, требовательности, дисциплины
и ответственности каждого за всех и всех
за каждого. “Детский коллектив – сильнейшее
средство воспитания, такое могучее, что
им надо пользоваться с известной осторожностью.
Дети – не взрослые, они легковозбудимы,
легко поддаются внушению, и никакая крайность
для них не крайность. В детском коллективе
всему мера, все с осторожностью; воспитатель
никогда не должен выпускать из под
контроля детские страсти.
И коллективное мнение, может стать причиной
неисправимых душевных травм у детей”.
Как видно из этого высказывания Сухомлинского,
он справедливо опасался силы общественного
мнения в осуждении личности коллективом,
противопоставлял коллективному осуждению,
тем более наказанию - проявления чуткости,
заботливости, чтобы ребенок переживал
чувство благодарности коллективу, приобретал
в этом нравственный опыт поддержки и
помощи тем, кто в них нуждается.
“Воздействие на не устоявшуюся, легко
ранимую психику ребенка силой морального
осуждения коллектива чаще всего приводит
к тому, что ребенок «ломается», становится
лицемером и приспособленцем, либо, что
не менее страшно, ожесточается в слепой
ненависти против всех.” Однако на этом
основании было бы неверным делать вывод
о том, что В.А. Сухомлинский вообще отрицал
воспитательную роль коллектива. «Коллектив
может стать воспитывающей средой лишь
в том случае, - считал Сухомлинский,- когда
он создается в совместной творческой
деятельности, в труде, доставляющем каждому
радость, обогащающем духовно и интеллектуально,
развивающем интересы и способности.
И при этом надо помнить, что подлинный
коллектив формируется лишь там, где есть
опытный, любящий детей педагог. В атмосфере
сердечности, доброжелательности у детей
растет стремление стать лучше не на показ,
не для того, чтобы тебя похвалили, а из
внутренней потребности чувствовать уважение
окружающих, не уронить в их глазах своего
достоинства.” Рожденная в живом опыте
Павлышской школы методика воспитания
коллектива основывалась не на «организационных
зависимостях», а на развитии духовных
богатств личности, потребности в человеке,
готовности привносить в коллектив плоды
своей «индивидуальной духовной деятельности»
и обогащаться в духовном общении. Как
закономерность воспитания личности в
коллективе воспринимается вывод теоретика-экспериментатора:
«Чем выше интеллектуальный уровень и
глубже, чище нравственные убеждения воспитанника,
тем... богаче должна быть духовная жизнь
коллектива, чтобы личность нашла в нем
источник своего дальнейшего развития».
«Воспитание без наказания - это не узко школьное дело, - говорил В.А.Сухомлинский. - Это одна из важнейших проблем... переустройства общества, его тончайших и сложнейших сфер - человеческого сознания, поведения, взаимоотношений”. И еще один актуальный вывод должны мы усвоить, рассматривая вопрос о сознательной дисциплине. Для В.А. Сухомлинского не было дилеммы: личность или коллектив. “Это две грани, две стороны единого человеческого бытия. Нет, и не может быть воспитания личности вне коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива без личностей”. Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы... Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний... И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников... - воспитывайте детей без наказаний».
Выдающийся педагог Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934гг) начал свою педагогическую деятельность еще в дореволюционный период. Он создал в Москве для детей из бедных семей детские клубы, детский сад, детскую трудовую колонию под Москвой. С 1919 года по 1932 он руководил созданной им Первой опытной станцией по народному образованию. Опытная станция состояла из двух отделений: городского – в Москве и деревенского – в Калужской области. Она представляла собой систему школ, детских садов, внешкольных и научных учреждений, педагогических курсов. Еще в дореволюционные годы С.Т.Шацкий пытался решить задачу всестороннего развития ребенка в процессе его разнообразной деятельности - посильного физического труда, игры, занятий искусством. (В настоящее время в педагогической науке и практике признано, что воспитание детей осуществляется в процессе их жизнедеятельности).
Анализируя опыт своей работы, С.Т. Шацкий делает вывод: «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство – искусство. Повторяет и приспособляет к жизни, повторяет пройденные этапы человечества – игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования – работа ума. Соединение всех этих элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни».