Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Вечером полезно приобщить детей к домашнему труду. Но самое главное – уложить вовремя спать, чтобы ребенок утром проснулся бодрым.
Спорным сегодня является вопрос о посещении детей на дому. Положительное - на поверхности: лучше узнать условия в которых живет ребенок. По возможности повлиять на их улучшение. Отрицательное тоже на поверхности: вторжение в личную жизнь семьи. Поэтому такую форму оказания помощи в семейном воспитании в каждом конкретном случае будут использовать с учетом специфики ситуации. Однако учителю, классному руководителю следует соблюдать следующие условия:
-не приходить в семью без предупреждения, чтобы не поставить в неловкое положение семью или чтобы не оказаться самому в таком положении
- по возможности этот визит не планировать более чем на 5-10 минут. Опытному педагогу этого времени достаточно, чтобы разобраться в обстановке, для родителей этот визит не будет обременительным.
- не вести эту беседу стоя у входа, в верхней одежде. Если родители растерялись, не догадались пригласить раздеться, пройти, нужно самим прийти на помощь следующими словами: «Разрешите раздеться. Где у Вас можно присесть, поговорить».
- нельзя вести беседу в агрессивных тонах, если даже такая форма общения навязывается родителями. Профессионализм учителя поможет перевести агрессивные интонации в наиболее интеллигентную форму общения.
Еще одна тонкость в беседе с родителями на дому: вести ли беседу в присутствии ребенка или без него? В прежние времена все рекомендации сводились к одному: беседу вести без ребенка, чтобы не травмировать его. Но в последнее время стали нередко случаи, когда родители, пересказывая содержание беседы ребенку искажали ее с умыслом в свою пользу, представляя учителя в невыгодном для него веете. Учитывая это, лучше провести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание.
В связи с изменениями, произошедшими в стране, появился новый тип семьи, относящиеся к разряду высокообеспеченных и сверхобеспеченных семей. Но именно в таких семьях родители испытывают страх за свое будущее, за свою жизнь и жизнь детей. В этих условиях они на минуту не отпускают от себя детей, опасаясь их похищения. По этой причине дети из этих семей учатся в частных школах, куда их сопровождают телохранители. Своеобразно складываются отношения в подобных семьях между родителями. Жены, как правило, в таких семьях не работают. В голове у них беспокойная мысль, где пропадает супруг, с кем он, потому как главы семейств домой не торопятся, предпочитая свой досуг проводить в кругу друзей. Социологи и психологи фиксируют наивысший кризис в семейных отношениях в подобных семьях. Таким образом, материально обеспеченная семья, в которой есть и мать и отец, попадает в разряд неблагополучных для формирования личности ребенка. Тот же итог – неблагополучные условия для развития ребенка – наблюдается в семьях с очень низким материальным уровнем, с маленькими доходам, не обеспечивающий прожиточный минимум. Количество таких семей возрастает. С этими обстоятельствами приходиться считаться в школе и учителям, строя свои отношения семьей ученика.
Во все времена прогрессивные педагоги прошлого и настоящего в основу теории семейного воспитания закладывали идеи гуманистической педагогики: доброту и доверие, мягкость и родительскую ласку, любовь и уважительное отношение. Любовь к детям, основанная на справедливости, труд как форма саморазвития и помощи другим, интеллект как постоянная разумная осмысленность поступка, основанная на глубине познаний культуры – это три добродетели, которые выдвинул К.Д. Ушинский и следовал им. В воспитании собственных детей он был требовательным, сдержанным в проявлении чувств, однако заботился о том, чтобы у детей как можно больше было счастливых минут. По мнению К.Д. Ушинского, наука о воспитании - это наука о том, как сделать человека счастливым.
В наши дни наиболее ярко гуманистическую направленность воспитания выразил В.А.Сухомлинский, который с уверенностью писал, что только гуманностью, лаской добротой можно воспитать настоящего человека.