Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Также в систему пед. наук входят многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам: методики преподавания языкам, литературы, истории, физики…
Педагогика не может развиваться изолированно от других наук о человеке. Именно на стыке пед. науки с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Рассмотрим связи пед-ки с другими науками. Пед-ка органически связана с психологией. Психология изучает законы развития психики человека. Пед-ка разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание детей и взрослых есть не что иное как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деят-сти)
Пед-ка тесно связана с физиологией. Физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка.
Многообразны взаимосвязи пед-ки с социологией. Будучи наукой об обществе как целостной системе, об отдельных составляющих ее компонентах, социология захватывает и область образования, воспитания, науку о них.
Пед-ка тесно связана с философией. Здесь наука о воспитании находит прежде всего опорные методолог. положения. Существенная связь содержится с медицинскими науками. Нервные расстройства, инфекционные заболевания, токсикомания, наркомания – недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед пед-кой – разработать спец. систему обучения и воспитания хворающих. Больных школьников.
Под методами исследования понимаютмя способы решения научно-исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения ученого в глубину исследуемых объектов. Чем богаче арсенал методов той или иной науки, тем выше успехи деят-сти ученых.
Рассмотрим основные методы пед. исследований в порядке их значимости и традиционности.
Метод наблюдения. Он определяется как непосредственное восприятие исследователем изучаемых пед-ких явлений, процессов. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуется и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям. Например, ведутся наблюдения за результатами эксперимента по возбуждению познавательной активности учащихся. В этом случае одним из показателей сдвигов служит успеваемость школьников, зафиксированная в формах оценок, темпов освоения учебной информации.
Различаются несколько видов наблюдений. Непосредственное и опосредованное, где действуют или исследователи или ассистенты, или, факты фиксируются по нескольким косвенным показателям.
Исслед. наблюдение организуется с трех позиций: нейтральной, с позиции руководителя пед. процесса и при включении исследователя в реальную естест. деят-сть. Например, ученый ведет наблюдение за спадом и подъемом интеллект. инициативы учащихся во время уроков по гуманитарным и негуманитарным школьным дисциплинам. В этом случае он располагается в классе так чтобы держать в поле зрения всех, но самому при этом оставаться незаметным. Идеально, когда его присутствие ни учителем, ни учащимися не ощущается. Наблюдение же со второй позиции предполагает, что исследователь сам ведет урок, сочетая практические с исследовательскими задачами. Наконец, третья позиция предполагает включение исследователя структуру действия испытуемых рядовым исполнителем всех познавательных операций вместе с учащимися для самоиспытания в ней последних.
К разновидностям научных наблюдений в пед-ке относят и такие, как открытое и конспиративное наблюдения. Первое означает, что испытуемым известен факт их подконтрольности, а деят-сть исследователя воспринимается визуально. Конспиративное наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемых
Опросные методы сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра. Они применяются в социологии, демографии, политологии, других науках.
В пед-ке используются 3 общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, анкетирование, интервьюирование. Беседа– диалог иссл-ля с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам использования беседы относятся выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых, формулировка вариаций вопросов и т.д.
Близок к методу исследов-кой беседы метод интервью. Здесь исследователь как бы задает тему для выяснения точки зрения и оценок испытуемого по изучаемому вопросу. Правила интервьюирования включают создание условий, располагающих к искренноси испытуемых. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициальных контактов, симпатий. Лучше. Если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводиться позже по памяти исследователя. Не допускается в пед. науке оба опросных метода, смахивающих на допрос.
Анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможности получения и обработки информации. Существует несколько видов анкетирования. Контактное анкетирование осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных внкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемыми. Заочное анкетирование организуется посредством корреспондентских связей. Анкеты с инструкциями рассылаются по почте, возвращаются таким же способом в адрес исследоват. организации. прессовое анкетирование реализуется через анкету, размещенную в газете. После заполнения таких анкет редакция оперирует полученными данными в соответствии с целями научного или практического замысла опроса.
Известны 3 типа анкет. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора ответы. Наконец, смешанная анкета содержит элементы той и другой. В ней часть ответов предлагается на выбор и в то же время оставляются свободные строки с предложением сформулировать ответ, выходящий за пределы предложенных вопросов.
Педагогический эксперимент относят к основным методам иссл-ния в пед. науке. Эксперимент – в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы. По масштабу эксперименты бывают глобальные, т.е. охватывающие значительное число испытуемых, локальные и микроэксперименты, проводимые с минимальным охватом учащихся. В качестве организаторов крупных экспериментов могут выступать гос. правит. научные учреждения и органы управления образованием. (например, в истории отечест. образования в свое время был осуществлен глобальный экспер-нт, в котором проверялась гипотеза по проверке модели общего образования детей с шестилетнего возраста. В результате вся страна затем перешла на обучение детей именно с этого возраста.
Сложились определенные правила проведения экспериментов. К ним относятся такие, как недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых, гарантии от нанесения вреда для их самочувствия. Разновидности экспер-та –естественный и лабораторный. Естест. экспер-нт осуществляется посредством ввода опытной конструкции в обыденные сценарии учебного процесса. Лабораторный же предполагает создание искусственных условий, где проверяется выдвинутая автором иссл-ния рабочая гипотеза.
В последние годы в пед-ке все большее распространение получают терминологические методы иссл-ний. Сущность этих методов в том, что ученые идут к анализу пед. явлений не от практики, а от того, что уже закреплено в языке теории педагогики, ее лексическом фонде. Неразвитый словарь описания той или иной области педагогики означает ее неизученность и свидетельствует о дефиците научных знаний.
Среди
методов пед. исследований большое
распространение имеют социомет
Особое
место в системе методов иссл-
Наиболее
развитой считается америк. отрасль
тестологической индустрии. Различают
тесты для выявления
Таков состав наиболее распространенных методов пед. исследования. Сравнительно реже применяются заимствованные из других наук: методы контекстанализа, рейтинга, провокаций, моделирования, документального анализа, математические методы, методы парного сравнения, Дельфи и т.д.
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы иссл-ния. Поэтому, методология –это учение о принципах построения, формах и способах научно-познават. деят-сти. Т.е. в пед-ке – это совокупность теор-ких положений о пед. познании и преобразовании действительности.
Отнести пед-ку к сфере науки можно по следующим признакам:
Теперь рассмотрим пед. исследование в его движении, в динамике. Для этого придется пользоваться некоторыми весьма общими категориями, в первую очередь главными: цель, средства, результат.
Движение
начинается с постановки цели. Цель
– это представление о
Первый шаг в отображении пед. действительности – эмпирическое описание. В эмпирическом описании отражаются факты. Это м.б. знания о фактах эффективности или неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают учащиеся при изучении учебных материалов.
Затем на основе знаний из области пед-ки, философии, психологии и др. наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте. (теорет. модель) Далее исследователь переходит к созданию нормативной моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки пед. действит-сти, усовершенствованная пед. деят-сть.
Наконец,
как итог всей работы, предлагается
проект будущей пед. деят-сти, в который
входят конкретные материалы и указания
для практики.
Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей в себе данные всех естест. и общест. наук о ребенке, законах развития воспитательных общест.отношений, влияющих на соц. становление подрастающего поколения.
Во взглядах ученых на пед-ку как в прошлом, так и в настоящем времени сущ-ет 3 концепции.
Представители первой из них считают, что пед-ка – междисциплинарная область чел.знания. Однако такой подход фактически отрицает пед-ку как самост.теорет.науку, т.е. как область отражения пед.явлений.
Представители второй концепции отводят пед-ке роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных у других наук (психологии, естест-нии, соц-гии и т.д.).При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования пед.практики.
Продуктивной для науки и практики является только третья концепция, согласно которой пед-ка – это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.