Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:31, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по дисциплине "Педагогика".
Необходимым фактором воспитания в пед. системе М. является труд. В воспитательной работе труд д.б. одним из самых основных элементов. М. правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем.
Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в его учреждениях. Начав в колонии им. Горького с простейших видов с/х труда, в основном для нужд своего колл-ва, М. затем перешел к организации производственного труда воспитанников в кустарных мастерских.
Большого внимания заслуживают указания М. о трудовом воспитании детей в семье. Он советует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы, с тем, чтобы дети длительное время несли ответственность за порученную им работу. Дети могут поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, убираться в комнате и т. п.
Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, хар-ра и дисциплины.
Каждый член колл-ва обязан сознавать и чувствовать свой долг перед колл-ом. Он упражнял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии им. Горького воспитанники приучались легко переносить неудобства и трудности.
Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. М. говорил: «Дисциплина – это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». Рассматривая дисциплину как результат воспитания, М. различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что режим является важным средством воспитания. Педагоги часто говорят: «Ребенок д. кричать, в этом проявляется его натура». М. возражает против этого и требует: дети д. научиться сдерживать себя, режим д.б. глубоко продуманным, устойчивым, должно всеми строго соблюдаться.
Отвергая неправильное утверждение педагогов, находившихся под влиянием теории «свободного воспитания», будто «наказание воспитывает раба». М. указывал, что, применяя наказания, можно воспитать и раба и свободную, полную человеческого достоинства сильную личность. Все дело в том, какие наказания и как применять. Телесные наказания, конечно, недопустимы. В отношении прочих наказаний М. требовал, чтобы они были продуманными, не назначались сгоряча и бессистемно, чтобы они имели индивидуализированный характер, соответствовали бы проступку, не были частыми, пробуждали бы в наказанном сознание справедливости наказания и переживание собственной вины, чтобы коллектив признавал справедливость этих наказаний. Такие же подробные указания дает он и относительно поощрений.
Воспитание детей в семье.
Антон Семенович Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Главнейшим условием семейного воспитания М. считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствует любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Он требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Каждая семья, говорит М, ведет свое хозяйство, ребенок – член семьи, и следовательно, участник всего семейного хозяйства. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитывается коллективизм, честность, заботливость, бережливость. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.
А.С.Макаренко
педагог – новатор, обогативший
сов. Педагогику ценными пед. идеями,
методами и приемами. Он дал новое
толкование ряду пед. вопросов и детально
разработал выдвинутые ранее, но недостаточно
разработанные до него приемы (воспитание
в коллективе, семейное воспитание).