Ответы к экзамену по курсу социологии семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка

Описание работы

Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.

Работа содержит 39 файлов

1, 2.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

12.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

14.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

17.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

18, 20.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

19.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

21, 22.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

23.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

25, 26.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

28.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

29.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

3, 4.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

30, 31.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

33.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

34.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

35.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

36.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

37.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

38.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

39.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

40.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

41 (2).doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

41.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

42,43.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

44.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

45.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

46.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

47.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

6.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

7, 12.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

8, 9.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

шпоры по семье-1.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

 

43.Число и структура интеракций в семьях с 5 детьми, и с 5 внутрисемейными ролями

5 ролей может быть только в малодетной семье размером в 3 человека. Тогда к = 4 (отец-ребёнок, мать-ребёнок, родители-ребёнок, отец-мать). В семьях с 5 детьми k = 120 (1 между супругами, между детьми 26 и между детьми – родителями 93)

 

44. Типы семей по критерию доминирования и лидерства. Противоречивость социальных ролей личности - супружеских, половых, родительских.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет чётко выраженных семейных глав и где преобладает распределение власти между отцом и матерью в соотвествии с ситуацией, говорят об эгалитарных семьях.

Однако в зависимости от особенности власти и влияния в семье и совместного либо авторитарного принятия семейных решений возможно выделение большего числа семейных структур. Так, американский социолог Моррис Зелдич, помимо вышеназванных 3-ёх типов, выделяет ещё партнёрскую семью с совместным обсуждением семейных решений, причём если муж имеет большее влияние, то это будет партнёрская семья с доминированием мужа, если жена – то с доминированием жены. Синкратический тип партнерства будет иметь место в случае с равным влиянием супругов. Кроме того, выделяются ещё семьи более чем с одной структурой влияния, тогда при совместном обсуждении решений образуется коллегиальная семья, а принятие решений одним из супругов называется автономной семьёй.

 

45.Потребность в браке и брачном партнере.

Дивжущей силой брачного поведения становится потребность в браке и брачном партнёрве. Доминирование последней над первой означает снижение ценности брака и супружества, поскольку усиливается ценность партнёрства или товарищеско-партнёрского сожительства. Смена брачных партнёров осуществляется легче, чем их перевоспитание. При отождествлении потребности в браке с потребностью в партнёре «неудовлетворенность браком» ведёт к разводу и повторным поискам.

 

46.Каковы структуры интеракций в семьях с 8 и 12 семейными ролями?

Число взаимодействий в семье, взаимных контактов, или интеракций можно рассчитать по формуле: K = 2n – n – 1, где n – численность группы, k – число двухсторонних контактов или интеракций. 5 ролей может быть только в малодетной семье размером в 3 человека. Тогда к = 4 (отец-ребёнок, мать-ребёнок, родители-ребёнок, отец-мать). 8 ролей может быть как в малодетной семье размером в 4 человека, так и в среднедентой семье размером в 5 и 6 человек и в многодетной семье размером в 7 человек, где будет по 3,4, 5 однополых детей соответсвенно. В семье из 4 человек число интеракций равно 11 (9 контактов между родителями и детьми (отец - ребенок 1, мать-ребёнок 1, родители - ребёнок 1, отец - ребенок 2, мать-ребёнок 2, родители - ребёнок 2, оба ребенка - отец, оба ребенка – мать, оба ребёнка-родители), по 1 контакту внутри супружеской пары и внутри пары детей). В семье из 5 человек число контактов 26 - в основном за счет роста контактов между родителями и детьми (21), т.е. за счет усложнения структуры связей и общения родителей и детей. Оставшиеся 5 контактов подразделяются на 1 контакт внутри брачной пары и 4 контакта внутри трехдетной группы детей. В семье из 6 человек число интеракций достигает 57, в том числе между родителями и детьми 45 ( из оставшихся 12 контактов 1 контакт относится как всегда к супружеской паре и 11 - к контактам между детьми). В семье из 7 человек число интеракций составит 120. 52. Семья как малая группа, как социально-символическое единство. Семья как малая группа обладает определёнными благами, достоинствами, которые могут быть привлекательными в глазах людей. Семья как межличностное объединение существует исключительно из-за внутренних сил сцепления. Состояние внутрисемейных отношений позволяет преодолевать конфликты и внешние препятствия к семейному единению, к эффективному выполнению семейных ролей и совместной семейной деятельности. Как бы ни отличались своей уникальностью отдельные семьи в разные эпохи, при различиях в строе жизни и культуре, взятые как первичные группы они характеризуются одними и теми же свойствами своего возникновения и распада на всём протяжении их существования.  В социологии и соц. психологии известен эффект воздействия группы, групповго «климата» на результаты групповых действий и на поведение её членов. Позитивный климат, сплочённость группы, взаимопонимание в группе и степень идентификации личности с ней – все это оказывает мощное благотворное влияние. Нет ни одного индикатора социальной жизни, где бы члены счастливых семей не обнаржуивали своё преимущество перед одиночками-холстяками, на которых распространяется вся социальная паталогия. В новых условиях распространения малодетности семьи эти различия сглаживаются, тем не менее ещё сохраняются различия между членами разных семейных структур. Разводимость в семьях с несколькими детьми в несколько раз меньше, чем в двухдетных и однодетных семьях. Если сравнивать продолжительность жизни мужчин и женщин без учёта семейности,то и тогда большая идентиикация женщины с ребёнком и с семьей в силу её функции материнства удлиняет срок жизни женщин в сравнении с мужчинами на несколько лет. Этот эффект вляиния различий в структуре групп на общие и индивидуальные результаты групповой деятельности был назван Р. Зайонком социальной фасилитацией. Таким образом, семья есть малая социальная группа, «естественного» происхождения с рядом индивидуальных и социетальных функций, имеющая свою историю, протяженность во времени, обладающая закономерной сменой различных этапов и состояний.

С 12 семейными ролями – в семьях размером 6 и 7 человек (в первом случае 2 сына, 2 дочери, а во втором 3 сына 2 дочери и 3 дочери 2 сына). K(6)= 57 (45 между родителями и детьми и 1 между супругами, сын 1- сын2, дочь 1- дочь 2,сын1-дочь1,сын1-дочь2, сын2-дочь1, сын2-дочь2, оба сына-обе дочки, дочь1-оба сына, дочь2-оба сына, обе дочки – сын1, обе дочки – сын2 и т.д.)  K (7)=120 (1 между супругами, между детьми 26 и между детьми – родителями 93)

 

47.Назовите 4 основных разновидности семейного поведения.

1. Брачное –  система действий и отношений, ведущих к заключению брака (брачный выбор), или собственно супружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, вступившим в брак и ставшим родителями; или характеристика конфликтности супружесокого поведения, которая ведёт к разводу.

2. репродуктивное – система действий и отношений, опосредующих рождение определённого числа детей в семье

3. социализационное (родительское) – система действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально компетентной личности. В социологии семьи акцент делается на исследовании фактически используемых родителями приёмов заботы о детях, организации их учебного и свободного времени, участия в домашней работе и семейных делах.

4. Самосохранительное (экзистенциональное) – система действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течении полного жизненного цикла, на продление срока жизни в пределах этого цикла.

 

48.Семья как социальный институт - три критерия эффективности.

Институт должен обладать аттракцией, притяжением, привлекательностью для всех членов семьи, эффективность предполагает выполнение основополагающих функций по отношению к общ-ву (рождение, содержание и социализация детей) и по отношению к личности (удовлетворение базисных потребностей индивида в социальном, психологическом и физическом сохранении Я).

 

49.Сколько нуклеарных позиций в современной семье?

Самыми распространенными в современном обществе являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и детей, т.е. из 2 поколений. В нуклеарной семье имеется не более 3 нуклеарных позиций: отец-муж, мать-жена, ребенок –сын или дочь. Если их меньше 3 – это крах нуклеарной семьи, а следовательно крах семьи как таковой – образование осколочных форм семьи.

 

50.Будущее семьи с точки зрения "прогрессистского" и "кризисного" подходов.

В объяснении сути семейных изменений в истории существует 2 парадигмы:

1. «либерально-прогрессистская», утверждающая возникновение на обломках старой, традиционалистской семьи новых альтернативных семейных структур. Семья в ходе своего исторического развития  приобретает те формы, которые наиболее всего соответствуют развитию общества на данном этапе; развитие семьи идет по пути  от наиболее отсталых форм к более развитым.

2. «консервативно-кризисная», предупреждающая о возможности исчезновения семейного образа жизни и необходимости в связи с этим укрепления семейных основ. Семейные ценности постепенно утрачиваются, и на данном этапе институт семьи переживает глубочайший кризис, который, если не принять срочных мер, может привести к гибели института семьи как такового.

(Согласно немного упрощающему научную ситуацию мнению У.Гуда, в основе этого раздвоения больше эмоций, чем науки, это как различие между оптимизмом и пессимизмом…Обе парадигмы исходят из стереотипа, из идеализированной семьи времен аграрного домохозяйства, но одни, наблюдая изменения семьи и общества, говорят, что мы прогрессируем, а другие – что деградируем )

 

51.Проанализировать аргументацию тех ученых, которые утверждают, что в истории человечества не было многодетных семей. Действительно ли семья всегда была малодетной?

 

52.Если все супруги станут профессиональными психотерапевтами, исчезнут ли разводы.

Брачные отношения, как и сам брак , зависят оттого могут ли супруги чувствовать друг  друга, могут ли они понимать и разделять точки зрения другого человека, если же все супруги станут психотерапевтами , то ,возможно, ряд проблем связанных с недопониманием исчезнет, но останутся те, которые не поддаются чисто научному обьяснению, т.е. те проблемы или конфликтные ситуации которые нельзя обьяснить исходя только из «голой» теории. Проблема разводов наше время очень актуальна, поэтому любые способы для предотвращения появления разводов или ,хотя бы ,к уменьшению их числа , будет очень актуальна, но решение проблему не сводится к знанию психотерапевтических способов ее избежания, многое основывается на самом человеке , если люби не созданы друг для друга , то тут уже не помогут никакие науки и никакие навыки в психологии человека. Возможно , если оба супруга станут лучше разбираться в психологии человека , то они станут понимать друг друга намного лучше , но это никогда на сто процентов не ограничит нас от возможности появления очередного развода.

 

 



Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи