Ответы к экзамену по курсу социологии семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка

Описание работы

Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.

Работа содержит 39 файлов

1, 2.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

12.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

14.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

17.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

18, 20.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

19.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

21, 22.doc

— 36.00 Кб (Скачать)


21. Социальные нормы как регуляторы семейного поведения, как достигалась слитность всех видов семейного поведения?

 

Семейное поведение личности реализует наи­более фундаментальные потребности — потребность в браке, сек­суальную потребность и потребность в детях и родительстве, которые в совокупности характеризуют потребность в семье. Семейное пове­дение — в своих конкретных формах брачного, сексуального и ре­продуктивного поведения — реализует и процесс формирования и жизнедеятельности семьи, выполнения ею основных социальных функций.

 

Брачное поведение — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбо­ром брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным от­бором понимается процесс, в результате которого из совокупнос­ти (пространства) возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем "живут вместе".

правило эндогамии-экзогамии: правило эндогамии следует понимать как предписание (принужде­ние) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов (если они есть). Правило же изогамии запрещает брак внутри собственной семейной группы, т.е.направлено на предотвращение браков между близкими родственниками.

 

Согласно современным представлениям, сексуальное поведение — это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности)

Обособление сексуального и репродуктивного поведения, ставшее результатом радикальных изменений брачно-семейных отноше­ний, технически обосновано доступностью контрацепции и искусственных абортов, а социокультурно — действием социальных норм, разрешающих их использование и даже подталкивающих к нему.

В прошлом для сексуального и репродуктивного поведения в це­лом была характерна их слитность, единство и неразделенность (син­кретизм), обусловленные действием соответствующих социальных норм, запрещавших как предотвращение наступления беременности, так и ее прерывание.

 

Под репродуктивным поведением понимается система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье (а также вне брака).

репродуктивное поведение ограничено определенными рамками. Эти рамки заданы, с одной стороны, физи­ологически, характеризуя исторически конкретный потенциал рож­даемости, максимально возможное число детей, которое может родить женщина в течение своей жизни в заданных условиях

С другой стороны, эти рам­ки заданы системой социального контроля, определяющего, в какой конкретно степени будет реализован этот социально-биологический потенциал рождаемости, какое конкретно число детей будет рождено женщиной.

Социальные мотивы — это мотивы, которые побуждают к рож­дению определенного числа детей в пределах бытующих социокуль­турных норм детности и которые являются индивидуальной реак­цией на эти нормы.

Экономические мотивы рождения детей — это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достига­ются) определенные экономические цели,

свойственное большинству желание жить, "как все", является отли­чительной чертой всякого поведения. Со­циальные мотивы и отражают это стремление, подкрепляемое разно­го рода стимулами морального и социального (престижно-статусно­го) плана.

Психологические мотивы — это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей благодаря тому, что через это достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологи­ческие, как бы внутренние цели личности.

 

Социальные факторы действуют на каждый элемент поведения только сквозь призму диспозиционного взаимодействия элементов. Социальные нормы интернализуются, усваиваются и служат основой индивидуальной системы потребностей, которая характеризует лишь один аспект ценностных ориентации, связанный с лаговым, остаточным влиянием прошлых условий жизни, законсервированных в сохраняющихся нормах. Текущие условия жизни образуют общий фон функционирования семьи, причем семейные ситуации не есть точные копии внешних условий, они одновременно и следствие результатов семейного поведения, активности самой семьи. Барьерами или стимулами к реализации потребностей они становятся не сами по себе, а благодаря критериям оценки ситуаций — ценностным ориентациям, обусловленным ценностями среды и ценностью собственного Я.

 

22. Чем семейная социализация отличается от общей?

 

Социализация — это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация может длиться всю жизнь. В узком смысле — ограни­чивается периодом взросления личности до совершеннолетия.

 

Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны, — как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетен­тной, зрелой личности.

Семья как социально- психологическая целостность оказывает со­циализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния.

 

Механизм социализации, который присущ лишь семье и не наблюдается в действии всех прочих агентов социализации: формирование в семье гибкой переключаемости ребенка с кода поведения «среди своих» на код поведения «среди чужих» и обратно.

 

Чем сплоченнее семья, тем сильнее семейное МЫ, тем отчетливее признаки и атрибуты того, что "мы свои".

 

Социализация в семье может трактоваться и как формирование базовой иерархии индивидуальных потребностей.

 

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, неравные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия — пери­од активного становления индивида как общественного существа — занимает около трети жизни. Вторая стадия — период развития сложившейся лич­ности в ходе ее дальнейшего функционирования в об­ществе.

 

Важный аспект социализации: приобщение детей к будущим взрослым ролям сфокусирован на адаптации детей к предстоящим во взрослом мире социально-профессиональным ролям работника, а также санитарно-гигиеническим ролям, бытовым ролям потребителя, межличностным ролям и т.д.

 



23.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

25, 26.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

28.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

29.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

3, 4.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

30, 31.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

33.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

34.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

35.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

36.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

37.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

38.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

39.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

40.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

41 (2).doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

41.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

42,43.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

44.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

45.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

46.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

47.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

6.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

7, 12.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

8, 9.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

шпоры по семье-1.doc

— 208.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи