Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка
Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.
16.Невыполнение функции воспитания в связи с кризисом семьи.
Вишневский утверждает, что семья оказалась на пороге нового кризиса, столкнувшись с новыми проблемами, и в значительной степени утратила способность выполнять многие жизненно важные для человека и общества функции, из-за непоследовательности и незавершенности происходящих с семьей перемен. Новый кризис семьи связан с тем, что семейные перемены отставали от обусловивших их закономерных сдвигов в ходе обновления экономической исоциальной структуры. Парадигма кризиса семьи – рассматривает институциональные изменения семьи как исторически конкретные выражения глобального системного кризиса семьи, сформировавшегося не под влиянием каких-то случайных, временных несоответствий и отклонений, негативных явлений и проблемных ситуаций, а под воздействием сущностных черт индустриального рыночной цивилизации. Кризис семьи признается в качестве глобальной проблемы современности. Необходимо проведение активной семейной политики, направленной на укрепление семьи как социального института и возрождение ценностей фамилистической культуры.
17.Теория исторического отмирания многодетности семьи - сводится ли она к теории перехода от "традиционной" семьи к "современной"?
Процесс исторического отмирания многодетности семьи, т.е. отсутствие потребности семьи в 5 и более детях, анализируемый в теории репродуктивного поведения и, будучи связан с отменой табу на контрацепцию, на искусственные аборты и т.п., имеет тенденцию к полному отказу от брака, семейности и деторождения. Можно констатировать отмирание многодетности, ведущее к сокращению рождаемости вплоть до бездетности. Среднедетность и малодетность, однодетность и бездетность — все это условные отметки процесса исторического отмирания многодетности, стремящегося к полной бездетности.
Поэтому бессмысленно говорить о каком-либо «переходе» от «высокой» к «низкой» рождаемости, от «многодетности» к «малодетности», от «традиционной» семьи к «современной» — есть просто процесс разрушения старой системы социальных норм. И в ходе этого разрушения или регресса можно лишь условно констатировать какие-то этапы, фазы, стадии, уровни.
Если общество захочет, то посредством своих инструментов воздействия может добиться торможения кризиса семьи и рождаемости на приемлемом для себя уровне.
Вся сложность проблемы в отсутствии стремления у общества к проведению политики поощрения среднедетности, что является прямым следствием массового распространения малодетного стиля жизни.
Если ценность семьи и детей будет признана приоритетной в европейских странах и в России, тогда крах рождаемости можно будет остановить. В противном случае институт семьи будет деградировать, ведя к дальнейшему устранению полной семьи с несколькими детьми, и к распространению внесемейных форм супружества.
Социолого-демографическая теория снижения рождаемости раскрывает причины исторического отмирания многодетности, констатируя отсутствие в современной социальной системе (пришедшей на смену фамилистическому устройству общества) каких-либо регуляторов, побуждающих к обзаведению семьей и детьми.
Напротив, в схеме демографического перехода, описывающей исторический «переход» от «традиционной, патриархальной» семьи к семье «современной, демократической» предполагается наличие латентного «социального механизма», обеспечивающего «неизменность» малосемейности, расширяющей свободу их выбора личностью.
18.Социальные нормы как регуляторы семейного поведения, - как достигалась слитность всех видов семейного поведения.
Семейное поведение - все те специфические проявления социального поведения, которые делают возможным функционирование супружества – родительства – родства. Это прежде всего брачное, репродуктивное и социализационное поведение. В рамках каждого из них предполагается и негативное развитие событий. Брачное поведение может закончится разводом, репродуктивное – абортом, а воспитание ребенка – полным крахом.
Социальными регуляторами семейного поведения служат выработанные обществом нормы. Они определяют роли мужчин и женщин в семье и обществе, формируют индивидуальные преимущества и властные отношения между полами, диктуют виды трудовой деятельности, которые считают подходящими для женщин и мужчин. СН устанавливаются на различных уровнях социальной структуры и регулируют практически все области брачно-семейных отношений.
Контроль и управление брачно-семейными отношениями осуществляется в основном с помощью моральных и правовых норм. Моральные являются формой выражения общественного мнения. Они выступают элементами нравственного сознания и мотивируют поступки человека. В соответствии с этим в индивидуальном сознании каждая моральная норма носит субъективный характер: правило поведения, общественное требование, заключенное в ней, может существенно видоизмениться, преломиться в сознании индивида в зависимости от его интересов и целей.
В настоящее время отмечается значительное ослабление воздействия ранее установленных в обществе норм и стандартов поведения в семье. Связано это с тем, что в современных условиях исчезли некоторые важные функции, игравшие существенную роль в традиционной семье. Это привело к изменению представлений о сущности брака и задачах семьи как социального института. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.
19.Чем семейная социализация отличается от общей?
Социализация – процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Но главную и решающую роль в социализации играет семья. Социализация, осуществляемая в семье, именуется семейной, базовой или первичной. Вторичная социализация происходит вне семьи – в детских приютах, интернатах, военных училищах и т.д.
Процесс социализации на протяжении всей жизни предлагает две стадии.
Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни.
Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе в качестве трудоспособного члена общества; в связи с выходом на пенсию.
Семейная социализация понимается двояко: с одной стороны – как подготовка к будущим семейным ролям, с другой - как влияние, оказываемое семьей на формирование личности. Чем сплоченнее семья, тем эффективнее нормативное воздействие. Отсутствие сплоченности, дезорганизация семьи открывают двери для внесемейных влияний. Именно семья является первичным источником социализации.
Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне – отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в "бремя".
Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство
20. Неравенство семьи среди других социальных институтов.
Согласно теории модернизации, изменения, происходящие с институтом семьи - процесс прогрессивного развития, на фоне которого все кризисные явления считаются временными и незначительными. Исторический прогресс предполагает последовательную смену одного типа семьи другим — более развитым. Так, «традиционная» семья, следуя за социально-экономическими изменениями в обществе, должна уйти в прошлое и быть заменённой новой формой семьи
Представитель фамилистической школы американской социологии — Роберт Нисбет
выделяет семью из ряда других добровольных ассоциаций и указывает на её особое значение для других сфер общественной жизни. Он утверждает, что изменения, происходящие с институтом семьи — это именно кризис. Дезорганизация института семьи происходит вследствие перехвата семейных функций другими социальными институтами, и, прежде всего, государством.
Идея равенства всегда находится в оппозиции к социальным институтам семьи, потому что «новые эгалитаристы» (сторонники уравнительности, вплоть до полного имущественного равенства ,считают, что равенство есть естественное состояние, и любое отклонение от него должно быть объяснено и оправдано) рассматривают семью в качестве «самого могущественного препятствия на пути перераспределения благ и статусов». Доктрина всеобщего равенства никак не совместима с требованием защищать и сохранять индивидуальную и семейную частную собственность.
Одним из проявлений эгалитаристской доктрины является идеология феминизма, для которой характерно представление об институте семьи, как о главном препятствии на пути к достижению равенства. Феминистическое движение, уже возникнув на почве институционального кризиса семьи, еще более усугубило этот кризис. Кризис семьи выражается также и в ослаблении связи между детьми и родителями, и немалую роль в этом процессе играет борьба за права детей. Но она превращается в нивелирование различий между детьми и взрослыми.
Именно в семье, появился тот вид равенства, который признаёт существование естественных, неизменно существующих различий между людьми — различий по силе, по таланту, по способностям — и не стремится их ликвидировать, а напротив — эффективно их использует.
Реальная помощь, которую государство может оказать тем, кто занимает низкую позицию в системе существующего социального неравенства, должна заключаться в поддержке не отдельных индивидов, а социальных групп (институт семьи, церкви, соседства и т.д). благополучие этих групп служат залогом того, что негативные последствия существования социального неравенства будут сглаживаться. Таким образом, центральным объектом новой формы социального устройства, способной вывести институт семьи и общество в целом из кризисного состояния, должен стать, «не абстрактный индивид, будь то экономический человек или политический человек, а социальная группа».
21.Кризис семьи это упадок - деградация или перестройка - возрождение?
Кризис семьи сопровождается кризисом семейный структур и семейно-родственных ролей, проявляется в конфликтных представлениях о семье и браке мужчин и женщин, подростков и молодежи. Наступает, когда очарование семейности исчезают.
Ценностный кризис семьи - все большее число людей не спешит вступать в брак и обзаводиться детьми. Угасание ролей матери и отца, братьев и сестер, противоречивость представлений о семейных взаимоотношениях супругов.
С другой стороны, это расцвет одиночно-холостяцких форм существования, а также бум безоглядной эмансипации женщин. Феминистическое движениетеще более усугубило этот кризис. Если на первых стадиях своего развития движение за права женщин добивалось бóльших экономических, образовательных и прочих прав для женщин вне семейной сферы, в основном не вмешиваясь в структуру семьи, то в дальнейшем усилия феминисток стали направляться на то, чтобы изменить саму суть семьи.
Кризис семьи выражается также и в ослаблении связи между детьми и родителями, и немалую роль в этом процессе играет борьба за права детей. Но она превращается в нивелирование различий между детьми и взрослыми, в отрицание детства как такового.
В связи с убылью населения и с отказом от просемейной политики произойдет переход к черным моделям манипулирования людьми. Это будет цивилизация массовой технологии клонирования, евгеники, детей из пробирки, воспитанников инкубаторской педагогики, цивилизация "изувечества". (Антонов)
Принято считать, что улучшение условий жизни сразу улучшает условия реализации имеющейся у населения потребности в детях. Но на самом деле это дает лишь небольшой прирост рождаемости. На сегодняшний день у российского населения нет потребности больше чем в двух детях. А повышать эту потребность надо, изменяя положение института семьи в сравнении с государственными институтами.
22.Фамилизм и феминизм - различие подходов к семейной политике.
Феминизм исходит из убеждения в том, что отношение общества к женщинам нарушает их право на свободу, равенство и препятствует развитию их навыков и способностей. Основной причиной этого является дискриминация женщин, коренящаяся в иррациональных предрассудках и стереотипах в отношении женщин.
Например, право на контрацепцию, аборты, государственное обеспечение ухода за детьми даст возможность женщине стать свободной и реализовать свои устремления.
Фамилистика ставит семью как институт в центр социального мира, где наивысшее значение по сравнению с остальными благами жизни придается семье и детям.
Фамилистика альтернативна феминизму сконцентрированному на конфликте и на таком его разрешении, когда женщины занимают положение мужчин. Фамилизм и феминизм как две альтернативные парадигмы предлагают два противоположных решения современной конфликтности социокультурных ролей женщины и мужчины. Фамилизм предлагает равноправие институтов личности-общества и семьи. Феминизм настаивает на борьбе женщин с миром, устроенном мужчинами для мужчин; с семьей, воспитывающей детей в духе неравноправия мужских и женских ролей; с ассиметрией полов, искусственно конструируемой мужской культурой на основе физиологического превалирования мужчин над женщинами. Оба подхода ориентированы на радикальное преобразование общества, но один сосредоточен на перестройке отношений между социальными институтами, а другой - на перемене точки отсчета.
Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи