Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка
Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.
37. Семейная политика в России XX века.
Выделяются следующие этапы семейной политики: период форсированного наступления на семью (1917 – 1921гг); период компромиссов и противоречивых воздействий на семью (1921 – 1929гг); период репрессивных мер семейной политики (1929 – середина 1950х гг); период ценностно-институционального кризиса семьи и политики материальной помощи семье (1950е – середина 80х гг); период углубления кризиса семьи и перехода к рыночной экономике (вторая половина 80х – 90е гг).
Первый этап. Еще накануне Октябрьской революции динамика брачно-семейных процессов свидетельствовала о необходимости политики, направленной на нейтрализацию кризисных тенденций семейных изменений. Однако радикальное реформирование семьи, осуществленное после 1917 года, фактически сделало этот институт жертвой социального эксперимента, осуществленного в соответствии с идеологическими установками.
В первое постреволюционное десятилетие реформирование брачно-семейных отношений осуществлялось практически в полном соответствии с марксистско-ленинской идеологией, предполагавшей полную ликвидацию политического, экономического и социального неравенства, обобществление экономики и быта, постепенную ликвидацию таких социальных институтов как государство и семья.
Идеологические установки на борьбу с традиционными семейными ценностями и нормами, на ослабление институтов семьи и брака отразились в развитии брачно-семейного и всего социального законодательства Советской республики. В течение первого года советской власти были приняты декреты «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния», «О разводе» а так же новый Семейный кодекс (1918г). В них провозглашались: свобода брака и развода, полное устранение вмешательства церкви в сферу регламентации брачно-семейных отношений и признание юридической силы только за зарегистрированным в органах загса браком, уравнение в правах брачных и внебрачных детей, отменялись институты частной собственности, наследования и усыновления и др.
Официальной идеологией семья рассматривалась как основа угнетения женщин, и поэтому условием их освобождения провозглашалось разрушение устоев традиционной семьи и выведение женщин за рамки домашнего хозяйства.
Активно насаждались новые формы быта (общежития, коммуны, общественные столовые и т.д.), пропагандируемые как достойная альтернатива традиционному семейному укладу. Широкое распространение получили теории раскрепощения полов и свободной любви.
В эти годы наблюдался рост внебрачной рождаемости, увеличилось число разводов, колоссально выросла брачность.
Второй этап. В годы нэпа государство признало семью в качестве одной из основных хозяйственных единиц. Признание необходимости сохранения и институциональной стабилизации семьи было обусловлено потребностью использования ее потенциала для решения важнейших социально-экономических задач.
В годы нэпа власть не отказалась от идеи деинституционализации семьи, а лишь перенесло ее на дальнейшую перспективу из-за отсутствия возможностей и условий ее реализации.
Советское законодательство создавало правовые механизмы, способствующие безграничному росту спекуляций в сфере брачно-семейных отношений.
Девальвация ценностей семьи и брака отразилась на динамике основных социально-демографических процессов, в которых стали преобладать негативные тенденции (дестабилизация брака и рост добровольного безбрачия, падение рождаемости и распространение массовой средне- и малодетности, распад расширенных домохозяйств и нуклеаризация семьи).
Третий период. В период сталинского правления произошла некоторая корректировка идеологических установок, что отразилось на изменении задач и методов управления социально экономическими процессами. В сфере брачно-семейных отношений изменение идеологических установок отразилось достаточно ярко и выразилось в отказе от идеи отмены института семьи и в декларировании курса на укрепление семьи – новой советской семьи, адекватной требованиям социалистического государства. Задачи укрепления семьи рассматривались исключительно с позиций самого государства, относящегося к семье практически только как к поставщику трудовых ресурсов, без учета выполнения ею специфических функций. В течение двух десятилетий были законодательно преобразованы и строго регламентированы все основы семьеобразующих отношений родительства-супружества-
Курс на форсированную индустриализацию означал практически полную ликвидацию семейной экономики и минимализацию хозяйственно-производственной функции семьи.
В июне 1936 г. было принято постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских ясель и детских садов, услении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Запретительные меры привели к возрождению практики подпольных абортов, спровоцировавших в качестве последствий ухудшение здоровья женщин, рост женского вторичного бесплодия и смертности.
Все провозглашенные законом благие цели были ограничены полумерами и стали лишь очередной декларацией власти.
Кроме того, фактические браки лишались правового статуса и существенно ограничивалась свобода развода, усложнялась и бракоразводная процедура. Указом от 8 июля 1944 года узаконивалась дискриминация внебрачных детей.
Интересы семьи, права и свободных граждан были принесены в жертву идеологической доктрине государства.
Четвертый этап. Основные аспекты в политике государства начали смещаться в сторону поддержки семьи с детьми в связи с сокращением рождаемости, приводящим к обострению проблемы дефицита трудовых ресурсов. Эта политика сводилась главным образом к мерам экономической поддержки определенных категорий семей с детьми. Однако в большинстве случаев государственная помощь семье была чисто формальной.
Пятый этап. В условиях проведения радикальных общественных реформ государство не позаботилось о создании действенных механизмов защиты семьи, что и привело к резкому ухудшению семейной ситуации в стране.
Принятые в середине 1990х гг новый Семейный кодекс и Концепция государственной семейной политики ориентированы в основном на дальнейшую демократизацию семейных отношений, на решение краткосрочных задач, связанных с развитием системы всепомоществования семье.
Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи