Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка
Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.
10. Дефиниции семьи в фамилистической и модернистской парадигмах.
Можно выделить 2 противоположных лагеря раскрывающие понятие семьи с разных сторон.
Первая парадигма – фамилистическая – рассматривает семью как исходный элемент общества. Фамилистика ставит семью как институт в центр социального мира, где наивысшее значение по сравнению с остальными благами жизни придается семье и детям.
Среди приверженцев данной парадигмы можно выделить школу альтернативной социологии. Эта школа противостоит всем остальным подходам как социология семьецентристская, берущая за исходную первоэлемент и отправную точку анализа семью, а не индивида.
Ле Пле положил начало собственной социологии семьи и был первый, кто восстал против либерально-демократической идеологии индивидуализма, эмансипирующей индивида от семьи и превращающей его в строительный блок государства. Ле Пле является родоначальником интеллектуальной традиции: Ле Пле – Циммерман – Сорокин – Р. Нисбет, рассматривающую семью как исходную «клеточку» социума относя семейные изменения к важнейшему фактору социальной истории.
К, Циммерман и П. Сорокин написали книгу «Принципы сельско-урбанистской социологии », где рассматривается различие между сельским и городским семейным укладом.
Среди представителей новой альтернативной школы необходимо выделить А. Карлсона Б. Бергер, Д. Попеное
Главная идея социологии Бриджит Бергер заключается в том, что семья в своей нуклеарной форме способствовала становлению, не только рыночной экономики, но и либеральной демократии.
А. Карлсон разрабатывает теорию естественной семьи. (Этот термин следует понимать в смысле массовой и привычной в прошлом формы безразводной семьи с несколькими детьми.)
Вторым «лагерем» является группа некоторых модернистских теорий,
Отличие этих идей состоит в том, что они принимают за первоэлемент общества индивида. Приверженцы данной парадигмы определяют семью как институт, оказывающий наибольшее влияние на формирование личности, в процессе социализации. Среди таких теорий можно выделить теории конфликта, и структурного функционализма(Т Парсонс. Традиционные половые роли. ), символический интеракционизм, этнометодологию, теорию обмена , психоаналитическую теорию и мореновскую социометрию.
Применение этих концепций к изучению семьи обнаруживает ряд особенностей, которые появляются в постановке проблем, выборе методов исследования и, конечно, в анализе собираемых научных данных.
В отличие от фамилистической концепции(С.И. Голод. А.Г. Вишневский, М.С. Мацковский, Т.А. Гурко и др.), модернистские и феминистские фиксируют внимание на пассивной роли семьи в общественном развитии,
С точки зрения феминисткой парадигмы, семья рассматривается, во-первых, как институт социализации и формирования гендерной идентичности (М.М. Малышева, О.А. Воронина, Н.М. Римашевская, СИ. Голод и другие), во-вторых, как сфера функционирования гендерных стереотипов (О.М. Здравомыслова, М.Ю. Арутюнян, НА. Китай и другие); в-третьих, как сфера возможного доминирования женщин (СИ. Голод, СВ. Дармодехин). Проблемы семьи отдельных исследователей выводят на проблему домашнего насилия (НА. Ажгихина, О.М. Здравомыслова, и другие).
Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи