Ответы к экзамену по курсу социологии семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка

Описание работы

Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.

Работа содержит 39 файлов

1, 2.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

12.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

14.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

17.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

18, 20.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

19.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

21, 22.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

23.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

25, 26.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

28.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

29.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

3, 4.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

30, 31.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

33.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

34.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

35.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

36.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

37.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

38.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

39.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

40.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

41 (2).doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

41.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

42,43.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

44.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

45.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

46.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

47.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

6.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

7, 12.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

8, 9.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

шпоры по семье-1.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Факторы бранного выбора –

1)культуро­логические факторы (правило эндогамии-экзогамии – исключение из поля возможных выборов тех, кто не может быть брачным партнером, правило экзогамии - запрещает брак внутри собственной семейной группы, правило эндогамии - предписание выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов).

2) социологические факторы (гомо­гамия - браки между индивидами со сходными индиви­дуальными характеристиками являются более вероятными, чем браки между индивидами, чьи характеристики сильно отличаются друг от друга, близость - пространственная близость, проживание по соседству, работа в одной организации или учеба).

Еще одной теоретической интерпретацией процесса брачного отбора является теория обмена. Она основана на модели социаль­ного взаимодействия Дж. Хоманса, согласно которой базисом воз­никновения нормативного порядка в обществе является взаимная полезность людей, выгоды, которые они получают в результате обмена между собой разного рода благами (не обязательно мате­риальными). В основе брачного выбора лежит процесс оценивания качеств (лич­ностных и социальных) возможного партнера и определения того, кто из возможных партнеров может принести больший выигрыш при меньших затратах.

 

32.Статья Питирима Сорокина "Кризис современной семьи"

П.Сорокина семья интересовала как основная ячейка и основ­ной индикатор общества, но, подобно многим ученым, его мировоз­зрение складывалось под влиянием "легального марксизма" и "науч­ного социализма". Он публикует статью "Кризис современной семьи" в "Ежемесячном журнале для всех".В ней дает глубокий анализ кризисных явлений традиционной семьи как социального института, излагая ряд при­чин ослабления союза супругов, союза родителей и детей, а также союза родственников. "Интересы современной семьи... сталкиваются с интересами общества и являются тормозом для проявления более высоких альтруистических порывов и поступков. И чем далее, тем это столкновение интересов семьи и общества растет... И нет сомнения, что в этом... единоборстве семьи и общества, интересов первого и второго... организация современной семьи будет разбита: общественные интересы — с одной стороны, и интересы личности (обратная сторона общечеловечности) — с другой, победят и фактически уже побеждают. Расширившийся ...альтруизм... и теперь уже требует... большего простора, чем узкие границы семейного альтруизма".

 

33.Критерии много и малодетности.

В малодетной среде (а к ней принадлежит не только большинство населения в нашей стране и в других так называемых развитых странах, но и практически все исследователи репродуктивного по­ведения), так вот, в малодетной среде очевиден факт постоянного применения контрацепции. Отказ от нее возможен лишь в тече­ние весьма краткого периода времени (пока не родится первый или, реже, второй ребенок), что обусловливает возникновение проч­ной психологической сцепленности сексуального поведения в браке с контрацептивным поведением, с вмешательством в репродуктив­ный цикл. Современные малодетные супруги постоянно помнят, что они "должны" непрерывно ограничивать свою плодовитость, предотвра­щать зачатия или рождения, чтобы не допустить рождения детей сверх того их числа, которое диктуется их потребностью в детях. Отсюда и возникает тенденция здравого смысла рассматривать малодетное репродуктивное поведение как "сознательное", при­том именно как "сознательное ограничение", а многодетность — как выражение нецивилизованности, культурной отсталости и ди­кости. В действительности же малодетность ничуть не более "сознатель­на", чем многодетность, а в последней "сознания" ровно столько же, сколько и в малодетности. Ибо и та, и другая — это результат действия соответствующих социокультурных норм детности, опреде­ляющих различную по величине потребность в детях.

 

34.В чем различие позитивистского и феноменологического подходов к изучению семьи?

Феноменологический подход к изучению семейного цикла фикси­рует внимание на преемственности, повторяемости шаблонов (образ­цов, паттернов) обыденных интерпретаций при смене семейных поко­лении Другими словами, это то, что называют семейными традиция­ми, но сюда надо добавить не только семейные ритуалы разного рода, но также стереотипы, предания, были, мифы и т.п. Следует подчерк­нуть, что все неспецифические для семейного цикла аспекты образа жизни (т.е. внесемейные), но так или иначе связанные с циклом се­мьи, не подлежат анализу. Тем более не относятся к семейному циклу индивидно-возрастные регулярности (нельзя отождествлять с семей­ным индивидуальный цикл жизни, даже учитывающий семейную фазу бытия) Склонность к объективизму, к инструменталь­но-позитивистскому взгляду на мир семейности не сопровождалась феноменологическим осознанием роли представлений в формирова­нии теорий разводимости, заключения брака, планирования семьи и т п. По свидетельству Д. Томаса и Джин Уилкос — соавторов тысяче­страничной энциклопедии по СС в США, — «в то время как в философии и социологии науки совершился переворот от объек­тивистского подхода к теории, теория семьи парадоксальным образом продолжала двигаться в противоположном направлении».

 

35.Потребность в семье и ее место в иерархии потребностей А.Маслоу.

Как известно, в динамической концепции потребностей, по Мас­лоу, в основании пирамиды находятся базовые физиологические потреб­ности в питье, пище, сне и т. д., которые наиболее настоятельны и неотложны, — длительное их неудовлетворение ведет к разного рода патологии и, в конечном счете, к смерти. Но как только они насыща­ются на некоем среднем уровне, достаточном для жизнедеятельности организма человека, сразу же актуализируется второй уровень потреб­ностей, менее настоятельных, чем первый уровень, но более настоя­тельный, чем все последующие уровни. По мере их удовлетворения становятся все более активными и ведущими в иерархии потребностей нужды третьего уровня — потребности в принадлежности к социальным группам, в том числе к семье и сферам обшения.

 

36.Сколько интеракций в двухдетной семье?

Число взаимодействий в семье, взаимных контактов, или же интеракций, можно рассчитать по формуле K = 2^n - n - 1,

где n — численность группы, K — число двусторонних интеракций. В семье из 4 человек число интеракций (k4) равно 11 (9 контактов между родителями и детьми, по одному контакту внут­ри супружеской пары и внутри пары детей).

37.Семейная политика России в 20 веке.

 

38.Социализация детей в семье - формирование Я-концепции

Именно в семье закладываются основы умения быстро переклю­чаться со "своего" на "чужое" и обратно. Не принадлежность детей к "плохим" или "хорошим" семьям делает их самих "плохими" или "хорошими", а неспособность семьи (благополучной или неблагопо­лучной) привить детям умение отменять там, где надо, общечеловеческое или ущемлять исконно свое. Именно поэтому важно изучать роль социальной структуры в этом процессе, социальные факторы подобного влияния семьи на социализацию личности, характеризую­щейся гибкостью или ригидностью механизма самоконтроля. Нуклеарная семья является той изначальной социальной матри­цей, внутрь которой уходят корни личности и откуда берутся ее истоки Я. Семья ориентирует ребенка прежде всего на членов семьи                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             и других родственников и лишь затем — на социальное окружение в общество в целом. Для социолога важно знать, как именно в семье индивид (в момент рождения — еще только предпосылка и предусло­вие человека) делается личностью. Социализация в семье может трактоваться и как формирование базовой иерархии индивидуальных потребностей. Если выделить три основных уровня потребностей — потребности в физическом, психо­логическом и социальном самосохранении, то в принципе каждый из них может быть высшим и соответственно определять ту или иную направленность личности. Вместе с тем указанная последователь­ность этих потребностей раскрывает их изначальную иерархию — прежде чем ломать голову над смыслом бытия и стремиться оберегать свое Я в общении с другими, надо быть хотя бы относительно сытым и одетым. В повседневности все взаимосвязано и та или иная направ­ленность личности обнаруживается лишь как тенденция в массе по­вторяющихся ситуаций. Среди потребностей социального уровня — в образовании, труде, творчестве — выделим и потребности в браке и семье. Важно выяс­нить их значимость для социального самосохранения личности, то, какую роль они играют для сохранения и повышения социального статуса индивида, а также для творческого самосовершенствования личности, для ее полноценной самореализации

39.Каково число интеракций в семье с 5 и 8 внутрисемейными ролями, проанализируйте структуры их?

Число взаимодействий в семье, взаимных контактов, или интеракций можно рассчитать по формуле: K = 2n – n – 1, где n – численность группы, k – число двухсторонних контактов или интеракций. 5 ролей может быть только в малодетной семье размером в 3 человека. Тогда к = 4 (отец-ребёнок, мать-ребёнок, родители-ребёнок, отец-мать). 8 ролей может быть как в малодетной семье размером в 4 человека, так и в среднедентой семье размером в 5 и 6 человек и в многодетной семье размером в 7 человек, где будет по 3,4, 5 однополых детей соответсвенно. В семье из 4 человек число интеракций равно 11 (9 контактов между родителями и детьми (отец - ребенок 1, мать-ребёнок 1, родители - ребёнок 1, отец - ребенок 2, мать-ребёнок 2, родители - ребёнок 2, оба ребенка - отец, оба ребенка – мать, оба ребёнка-родители), по 1 контакту внутри супружеской пары и внутри пары детей). В семье из 5 человек число контактов 26 - в основном за счет роста контактов между родителями и детьми (21), т.е. за счет усложнения структуры связей и общения родителей и детей. Оставшиеся 5 контактов подразделяются на 1 контакт внутри брачной пары и 4 контакта внутри трехдетной группы детей. В семье из 6 человек число интеракций достигает 57, в том числе между родителями и детьми 45 ( из оставшихся 12 контактов 1 контакт относится как всегда к супружеской паре и 11 - к контактам между детьми). В семье из 7 человек число интеракций составит 120. 52. Семья как малая группа, как социально-символическое единство. Семья как малая группа обладает определёнными благами, достоинствами, которые могут быть привлекательными в глазах людей. Семья как межличностное объединение существует исключительно из-за внутренних сил сцепления. Состояние внутрисемейных отношений позволяет преодолевать конфликты и внешние препятствия к семейному единению, к эффективному выполнению семейных ролей и совместной семейной деятельности. Как бы ни отличались своей уникальностью отдельные семьи в разные эпохи, при различиях в строе жизни и культуре, взятые как первичные группы они характеризуются одними и теми же свойствами своего возникновения и распада на всём протяжении их существования.  В социологии и соц. психологии известен эффект воздействия группы, групповго «климата» на результаты групповых действий и на поведение её членов. Позитивный климат, сплочённость группы, взаимопонимание в группе и степень идентификации личности с ней – все это оказывает мощное благотворное влияние. Нет ни одного индикатора социальной жизни, где бы члены счастливых семей не обнаржуивали своё преимущество перед одиночками-холстяками, на которых распространяется вся социальная паталогия. В новых условиях распространения малодетности семьи эти различия сглаживаются, тем не менее ещё сохраняются различия между членами разных семейных структур. Разводимость в семьях с несколькими детьми в несколько раз меньше, чем в двухдетных и однодетных семьях. Если сравнивать продолжительность жизни мужчин и женщин без учёта семейности,то и тогда большая идентиикация женщины с ребёнком и с семьей в силу её функции материнства удлиняет срок жизни женщин в сравнении с мужчинами на несколько лет. Этот эффект вляиния различий в структуре групп на общие и индивидуальные результаты групповой деятельности был назван Р. Зайонком социальной фасилитацией. Таким образом, семья есть малая социальная группа, «естественного» происхождения с рядом индивидуальных и социетальных функций, имеющая свою историю, протяженность во времени, обладающая закономерной сменой различных этапов и состояний.

40.Семья как малая группа, как социально-психологическая ценность.

 

41. Семейная политика ДНК - что это?

Это семейная политика (доходов-налогов-кредитов), которая поощряет семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцким, беразводную семью в сравнении с многоразводной и среднедетный стиль родительского поведения в сравнении с малодетным: Доходы. В семьях, где профессионально заняты и муж и жена, обеспечить семейную надбавку при рождении второго и следующих по очерёдности детей пропорционально общесемейному доходу одному из супругов по их выбору. В семьях с 2 и более детьми ввести надбавку тому из обоих работающих супругов, кто занят в системе надомного труда. В однодоходных семьях ввести надбавку к зарплате работающего вне семьи родителя пропорционально увеличению числа детей в семье, начиная со второго; также обеспечить льготы по организации надомного труда и реализации продукции.

Налоги. Определить часть зарплаты, не облагаемую подоходным налогом, в зависимости от числа детей и в процентах от получаемой зарплаты. Ввести дифференцированный подоходный налог в зависимости от числа детей в семье – чем детей больше, тем налог меньше на 1 или 2%.

Кредиты. Обязать ЦБ РФ предусмотреть льготы для тех банков, кто предоставляет кредиты полной семье с несколькими детьми для общесемейной деятельности в семейном жилище. Эти кредиты не для индивидов, а на семью в целом – в случае развода сроки выплат их размеры пересматриваются. Также создать разветвлённую сеть кредитов для молодой семьи (со стажем брака до 5 лет и с возрастом супругов до 25 лет и имеющих ребёнка в данном первом браке) – кредиты для обзаведения жильём – по рыночным ценам. Кредит погашается по частям – при рождении второго третьего и четвертого ребёнка.

 

42.Семейный цикл жизни - полный и частичный.

Полный цикл: Определяется стадиями  родительства и начинается с предродительства – периода от заключения брака и до рождения первенца. Затем наступает стадия репродуктивного родительства – период между рождениями первого и последнего из детей. Эта стадия частично пересекается (а в случае единственного ребёнка – полностью совпадает) со стадией социализационного родительства, т.е. периодом от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка. Завершается семейный цикл стадией прародительства – периодом от рождения первого внука до смерти одного из прародителей. Этот полный цикл может в любой момент стать неполным из-за выпадения одной из его стадий или прерваться из-за развода или из-за смерти одного из супругов. Также к неполному семейному циклу приведёт развод супругов, ведущий к депривации детей от родительства, разлука супругов (добровольная или вынужденная).

Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи