Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка
Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.
Факторы бранного выбора –
1)культурологические факторы (правило эндогамии-экзогамии – исключение из поля возможных выборов тех, кто не может быть брачным партнером, правило экзогамии - запрещает брак внутри собственной семейной группы, правило эндогамии - предписание выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов).
2) социологические факторы (гомогамия - браки между индивидами со сходными индивидуальными характеристиками являются более вероятными, чем браки между индивидами, чьи характеристики сильно отличаются друг от друга, близость - пространственная близость, проживание по соседству, работа в одной организации или учеба).
Еще одной теоретической интерпретацией процесса брачного отбора является теория обмена. Она основана на модели социального взаимодействия Дж. Хоманса, согласно которой базисом возникновения нормативного порядка в обществе является взаимная полезность людей, выгоды, которые они получают в результате обмена между собой разного рода благами (не обязательно материальными). В основе брачного выбора лежит процесс оценивания качеств (личностных и социальных) возможного партнера и определения того, кто из возможных партнеров может принести больший выигрыш при меньших затратах.
32.Статья Питирима Сорокина "Кризис современной семьи"
П.Сорокина семья интересовала как основная ячейка и основной индикатор общества, но, подобно многим ученым, его мировоззрение складывалось под влиянием "легального марксизма" и "научного социализма". Он публикует статью "Кризис современной семьи" в "Ежемесячном журнале для всех".В ней дает глубокий анализ кризисных явлений традиционной семьи как социального института, излагая ряд причин ослабления союза супругов, союза родителей и детей, а также союза родственников. "Интересы современной семьи... сталкиваются с интересами общества и являются тормозом для проявления более высоких альтруистических порывов и поступков. И чем далее, тем это столкновение интересов семьи и общества растет... И нет сомнения, что в этом... единоборстве семьи и общества, интересов первого и второго... организация современной семьи будет разбита: общественные интересы — с одной стороны, и интересы личности (обратная сторона общечеловечности) — с другой, победят и фактически уже побеждают. Расширившийся ...альтруизм... и теперь уже требует... большего простора, чем узкие границы семейного альтруизма".
33.Критерии много и малодетности.
В малодетной среде (а к ней принадлежит не только большинство населения в нашей стране и в других так называемых развитых странах, но и практически все исследователи репродуктивного поведения), так вот, в малодетной среде очевиден факт постоянного применения контрацепции. Отказ от нее возможен лишь в течение весьма краткого периода времени (пока не родится первый или, реже, второй ребенок), что обусловливает возникновение прочной психологической сцепленности сексуального поведения в браке с контрацептивным поведением, с вмешательством в репродуктивный цикл. Современные малодетные супруги постоянно помнят, что они "должны" непрерывно ограничивать свою плодовитость, предотвращать зачатия или рождения, чтобы не допустить рождения детей сверх того их числа, которое диктуется их потребностью в детях. Отсюда и возникает тенденция здравого смысла рассматривать малодетное репродуктивное поведение как "сознательное", притом именно как "сознательное ограничение", а многодетность — как выражение нецивилизованности, культурной отсталости и дикости. В действительности же малодетность ничуть не более "сознательна", чем многодетность, а в последней "сознания" ровно столько же, сколько и в малодетности. Ибо и та, и другая — это результат действия соответствующих социокультурных норм детности, определяющих различную по величине потребность в детях.
34.В чем различие позитивистского и феноменологического подходов к изучению семьи?
Феноменологический подход к изучению семейного цикла фиксирует внимание на преемственности, повторяемости шаблонов (образцов, паттернов) обыденных интерпретаций при смене семейных поколении Другими словами, это то, что называют семейными традициями, но сюда надо добавить не только семейные ритуалы разного рода, но также стереотипы, предания, были, мифы и т.п. Следует подчеркнуть, что все неспецифические для семейного цикла аспекты образа жизни (т.е. внесемейные), но так или иначе связанные с циклом семьи, не подлежат анализу. Тем более не относятся к семейному циклу индивидно-возрастные регулярности (нельзя отождествлять с семейным индивидуальный цикл жизни, даже учитывающий семейную фазу бытия) Склонность к объективизму, к инструментально-
35.Потребность в семье и ее место в иерархии потребностей А.Маслоу.
Как известно, в динамической концепции потребностей, по Маслоу, в основании пирамиды находятся базовые физиологические потребности в питье, пище, сне и т. д., которые наиболее настоятельны и неотложны, — длительное их неудовлетворение ведет к разного рода патологии и, в конечном счете, к смерти. Но как только они насыщаются на некоем среднем уровне, достаточном для жизнедеятельности организма человека, сразу же актуализируется второй уровень потребностей, менее настоятельных, чем первый уровень, но более настоятельный, чем все последующие уровни. По мере их удовлетворения становятся все более активными и ведущими в иерархии потребностей нужды третьего уровня — потребности в принадлежности к социальным группам, в том числе к семье и сферам обшения.
36.Сколько интеракций в двухдетной семье?
Число взаимодействий в семье, взаимных контактов, или же интеракций, можно рассчитать по формуле K = 2^n - n - 1,
где n — численность группы, K — число двусторонних интеракций. В семье из 4 человек число интеракций (k4) равно 11 (9 контактов между родителями и детьми, по одному контакту внутри супружеской пары и внутри пары детей).
37.Семейная политика России в 20 веке.
38.Социализация детей в семье - формирование Я-концепции
Именно в семье закладываются основы умения быстро переключаться со "своего" на "чужое" и обратно. Не принадлежность детей к "плохим" или "хорошим" семьям делает их самих "плохими" или "хорошими", а неспособность семьи (благополучной или неблагополучной) привить детям умение отменять там, где надо, общечеловеческое или ущемлять исконно свое. Именно поэтому важно изучать роль социальной структуры в этом процессе, социальные факторы подобного влияния семьи на социализацию личности, характеризующейся гибкостью или ригидностью механизма самоконтроля. Нуклеарная семья является той изначальной социальной матрицей, внутрь которой уходят корни личности и откуда берутся ее истоки Я. Семья ориентирует ребенка прежде всего на членов семьи
39.Каково число интеракций в семье с 5 и 8 внутрисемейными ролями, проанализируйте структуры их?
Число взаимодействий в семье, взаимных контактов, или интеракций можно рассчитать по формуле: K = 2n – n – 1, где n – численность группы, k – число двухсторонних контактов или интеракций. 5 ролей может быть только в малодетной семье размером в 3 человека. Тогда к = 4 (отец-ребёнок, мать-ребёнок, родители-ребёнок, отец-мать). 8 ролей может быть как в малодетной семье размером в 4 человека, так и в среднедентой семье размером в 5 и 6 человек и в многодетной семье размером в 7 человек, где будет по 3,4, 5 однополых детей соответсвенно. В семье из 4 человек число интеракций равно 11 (9 контактов между родителями и детьми (отец - ребенок 1, мать-ребёнок 1, родители - ребёнок 1, отец - ребенок 2, мать-ребёнок 2, родители - ребёнок 2, оба ребенка - отец, оба ребенка – мать, оба ребёнка-родители), по 1 контакту внутри супружеской пары и внутри пары детей). В семье из 5 человек число контактов 26 - в основном за счет роста контактов между родителями и детьми (21), т.е. за счет усложнения структуры связей и общения родителей и детей. Оставшиеся 5 контактов подразделяются на 1 контакт внутри брачной пары и 4 контакта внутри трехдетной группы детей. В семье из 6 человек число интеракций достигает 57, в том числе между родителями и детьми 45 ( из оставшихся 12 контактов 1 контакт относится как всегда к супружеской паре и 11 - к контактам между детьми). В семье из 7 человек число интеракций составит 120. 52. Семья как малая группа, как социально-символическое единство. Семья как малая группа обладает определёнными благами, достоинствами, которые могут быть привлекательными в глазах людей. Семья как межличностное объединение существует исключительно из-за внутренних сил сцепления. Состояние внутрисемейных отношений позволяет преодолевать конфликты и внешние препятствия к семейному единению, к эффективному выполнению семейных ролей и совместной семейной деятельности. Как бы ни отличались своей уникальностью отдельные семьи в разные эпохи, при различиях в строе жизни и культуре, взятые как первичные группы они характеризуются одними и теми же свойствами своего возникновения и распада на всём протяжении их существования. В социологии и соц. психологии известен эффект воздействия группы, групповго «климата» на результаты групповых действий и на поведение её членов. Позитивный климат, сплочённость группы, взаимопонимание в группе и степень идентификации личности с ней – все это оказывает мощное благотворное влияние. Нет ни одного индикатора социальной жизни, где бы члены счастливых семей не обнаржуивали своё преимущество перед одиночками-холстяками, на которых распространяется вся социальная паталогия. В новых условиях распространения малодетности семьи эти различия сглаживаются, тем не менее ещё сохраняются различия между членами разных семейных структур. Разводимость в семьях с несколькими детьми в несколько раз меньше, чем в двухдетных и однодетных семьях. Если сравнивать продолжительность жизни мужчин и женщин без учёта семейности,то и тогда большая идентиикация женщины с ребёнком и с семьей в силу её функции материнства удлиняет срок жизни женщин в сравнении с мужчинами на несколько лет. Этот эффект вляиния различий в структуре групп на общие и индивидуальные результаты групповой деятельности был назван Р. Зайонком социальной фасилитацией. Таким образом, семья есть малая социальная группа, «естественного» происхождения с рядом индивидуальных и социетальных функций, имеющая свою историю, протяженность во времени, обладающая закономерной сменой различных этапов и состояний.
40.Семья как малая группа, как социально-психологическая ценность.
41. Семейная политика ДНК - что это?
Это семейная политика (доходов-налогов-кредитов), которая поощряет семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцким, беразводную семью в сравнении с многоразводной и среднедетный стиль родительского поведения в сравнении с малодетным: Доходы. В семьях, где профессионально заняты и муж и жена, обеспечить семейную надбавку при рождении второго и следующих по очерёдности детей пропорционально общесемейному доходу одному из супругов по их выбору. В семьях с 2 и более детьми ввести надбавку тому из обоих работающих супругов, кто занят в системе надомного труда. В однодоходных семьях ввести надбавку к зарплате работающего вне семьи родителя пропорционально увеличению числа детей в семье, начиная со второго; также обеспечить льготы по организации надомного труда и реализации продукции.
Налоги. Определить часть зарплаты, не облагаемую подоходным налогом, в зависимости от числа детей и в процентах от получаемой зарплаты. Ввести дифференцированный подоходный налог в зависимости от числа детей в семье – чем детей больше, тем налог меньше на 1 или 2%.
Кредиты. Обязать ЦБ РФ предусмотреть льготы для тех банков, кто предоставляет кредиты полной семье с несколькими детьми для общесемейной деятельности в семейном жилище. Эти кредиты не для индивидов, а на семью в целом – в случае развода сроки выплат их размеры пересматриваются. Также создать разветвлённую сеть кредитов для молодой семьи (со стажем брака до 5 лет и с возрастом супругов до 25 лет и имеющих ребёнка в данном первом браке) – кредиты для обзаведения жильём – по рыночным ценам. Кредит погашается по частям – при рождении второго третьего и четвертого ребёнка.
42.Семейный цикл жизни - полный и частичный.
Полный цикл: Определяется стадиями родительства и начинается с предродительства – периода от заключения брака и до рождения первенца. Затем наступает стадия репродуктивного родительства – период между рождениями первого и последнего из детей. Эта стадия частично пересекается (а в случае единственного ребёнка – полностью совпадает) со стадией социализационного родительства, т.е. периодом от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка. Завершается семейный цикл стадией прародительства – периодом от рождения первого внука до смерти одного из прародителей. Этот полный цикл может в любой момент стать неполным из-за выпадения одной из его стадий или прерваться из-за развода или из-за смерти одного из супругов. Также к неполному семейному циклу приведёт развод супругов, ведущий к депривации детей от родительства, разлука супругов (добровольная или вынужденная).
Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи