Ответы к экзамену по курсу социологии семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка

Описание работы

Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.

Работа содержит 39 файлов

1, 2.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

12.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

14.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

17.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

18, 20.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

19.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

21, 22.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

23.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

25, 26.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

28.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

29.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

3, 4.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

30, 31.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

33.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

34.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

35.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

36.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

37.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

38.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

39.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

40.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

41 (2).doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

41.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

42,43.doc

— 48.50 Кб (Скачать)


42.               Типы семей по критерию доминирования и лидерства. Противоречивость социальных ролей личности - супружеских, половых, родительских.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет чётко выраженных семейных глав и где преобладает распределение власти между отцом и матерью в соответствии с ситуацией, говорят об эгалитарных семьях.

Однако в зависимости от особенности власти и влияния в семье и совместного либо авторитарного принятия семейных решений возможно выделение большего числа семейных структур. Так, американский социолог Моррис Зельдич, помимо вышеназванных 3-ёх типов, выделяет ещё партнёрскую семью с совместным обсуждением семейных решений, причём если муж имеет большее влияние, то это будет партнёрская семья с доминированием мужа, если жена – то с доминированием жены. Синкретический тип партнерства будет иметь место в случае с равным влиянием супругов. Кроме того, выделяются ещё семьи более чем с одной структурой влияния, тогда при совместном обсуждении решений образуется коллегиальная семья, а принятие решений одним из супругов называется автономной семьёй.

 

Важнейшими понятиями, раскрывающими содержание сексу­ального поведения как социокультурного феномена, являются по­нятия "половая роль", "половая культура", "сексуальный сце­нарий".

Понятие "половая культура" характеризует совокупность зва­ний, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписа­ний, имеющих отношение к различиям между полями и их взаимо­отношениям. Взятое в более узком, специальном смысле, это поня­тие характеризует ту часть совокупности, о которой речь шла выше, которая выполняет регулирующую и нормативную роль по отноше­нию к собственно половой жизни и сексуальному поведению челове­ка. Половую культуру в этом, узком значении слова, часто называют также сексуальной культурой.

Следовательно, когда мы говорим о половой (сексуальной) куль­туре, мы хотим тем самым подчеркнуть социокультурное содержание сексуальных отношений, хотим акцентировать то, что привнесено в них обществом, культурой и что отличает половую жизнь человека от сексуального поведения животных.

Сексуальная культура регулирует сексуальное поведение челове­ка, формирует систему ценностей, запретов и правил, а также образ­цов поведения, которая, будучи усвоенной в процессе социализации, определяет сексуальный сценарий индивида, стиль его взаимоотно­шения с партнером, вводит половую жизнь в социально приемлемые рамки на благо общества, семьи, брака. Разумеется, при этом сте­пень усвоения сексуальной культуры общества индивидом может быть совершенно различной, характеризуя индивидуальную сексу­альную культуру.

Понятие "половая (сексуальная)' культура" тесно связано с поня­тием "половая (сексуальная) роль". Под половой ролью обычно по­нимают совокупность социокультурных норм, определяющих то, ка­кими должны или не должны быть мужчины или женщины, как они должны или не должны себя вести.

Как видно' из этого определения, половая роль является конкре­тизацией понятия "социальная роль", предложенного американс­ким социологом Дж.Мидом, который под социальной ролью понимал отвечающий принятым социокультурным нормам способ поведения людей в системе межличностных отношений, который зависит от их места и позиции в обществе, т.е. от статуса.

( пример: Доминирующим типом у мундугуморов были свирепые стяжатели — мужчины и женщины; нежные же и ласковые мужчины и женщины оказывались париями этой культуры. Женщина, которая проявила бы великодушие, накормив грудью ребенка другой женщины, овдовев, просто не на­шла бы себе нового супруга. Как от мужчин, так и от женщин ожидалось, что они должны быть открыто сексу­альными и агрессивными. Как правило, оба пола не люби­ли детей, а в тех случаях, когда детям позволяли остаться на свете, родители сильно тяготели к детям противопо­ложного пола. У арапешей женщин стремились отстра­нить от работы в огородах, защищая эти огороды, ямсу не нравилось иметь дело с женщинами. У мундугуморов па­ры совокуплялись в чужих огородах, чтобы испортить ямс владельцев. Как у арапешей, так и у мундугуморов я обнаружила сильную унификацию личностной культуры, причем и у мундугуморов считалось, что мужчины и жен­щины должны воплощать единый тип личности. Идея по­веденческих стилей» отличающих мужчин и женщин, была чужда обоим народам.

Мид М. Иней на цветущей ежевике // Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 57.)

Соответственно под половой ролью обычно понимают совокуп­ность норм, порождаемых культурой и обращенных к индивиду, которые говорят ему, какое поведение ожидается от него другими, что он должен и может делать как мужчина или как женщина. Сексуальной же ролью называют тот аспект роли половой, который относится к сексуальным отношениям и который характеризует (и предписывает) ожидания-требования к индивиду со стороны других, общества в сфере половой жизни.

Родительская роль представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально компетентной личности.Родительская роль принципиально отличается от супружеской тем, что при

формировании супружеского союза оба партнера вольны прекратить супружеские

отношения и расторгнуть брак, в то время как родитель – «пожизненно» выполняемая

личностью роль и отменить ее невозможно. Даже в так называемых «отказных»

случаях, когда родители отказываются от своего права и обязанности воспитывать

ребенка, оставляя его в роддоме или детском доме, мать и отец сохраняют

ответственность за свой нравственный выбор, оставаясь родителями, пусть даже

только биологическими.

Супружеская роль- система действий и принимаемых решений  по отношению к другому супругу, и семьи в целом, обусловленная  культурно-историческим контекстом и индивидуальными особенностями. Одно и важнейших проявлений  супружеской роли- лидерство в семье.

 

Ролевая дезорганизация современной семьи заставляет задуматься о сути ролевых конфликтов. Можно выделить как минимум три типа конфликтно-ролевого взаимодействия (основываясь на положении дел в малодетных семьях).

Первый тип - когда родители в силу девальвации материнства и отцовства все сильнее идентифицируют себя при общении со своим ребенком не с родительскими, а супружескими и даже гендерными ролями. Поэтому в отношении <мать-сын> роль матери подменяется ролью <жена> или <женщина>. Отсюда, возникает ролевая путаница: номинально сохраняется формула <мать-сын>, но на самом деле активизируются отношения <жена-сын> или <женщина-сын>. В этой ситуации неизбежны ролевые конфликты, так как сын продолжает относиться к матери исходя из своих ролевых ожиданий (экспектаций).

Второй тип ролевого конфликта связан с отстранением детей от ролей сына-дочери в общении с матерью-отцом. Дети начинают играть по правилам группы сверстников (не <мать-сын>, а <мать-мальчик>).

Третий вид ролевых конфликтов объединяет все остальные разновидности ролевых несоответствий. Во-первых, это несоответствие родительских и супружеских ролей в связи с обесцениванием родительства, это перевес значимости ролей жены и мужа над ролями матери и отца в ролевых связках жена-мать, муж-отец. Во-вторых, это диссонанс ролей <муж-мать>, <жена-отец>, когда в ситуациях, требующих однозначности взаимодействия отец-мать и муж-жена, один из супругов (или обоюдно) начинает путать правила <семейной игры>.

 

43 Потребность в браке и брачном партнере.

Семейное поведение личности реализует наи­более фундаментальные потребности — потребность в браке, сек­суальную потребность и потребность в детях и родительстве, которые в совокупности характеризуют потребность в семье. Семейное пове­дение — в своих конкретных формах брачного, сексуального и ре­продуктивного поведения — реализует и процесс формирования и жизнедеятельности семьи, выполнения ею основных социальных функций.

Брачное поведение — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбо­ром брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным от­бором понимается процесс, в результате которого из совокупнос­ти (пространства) возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем "живут вместе".

Движущей силой брачного поведения становится потребность в браке и брачном партнерше. Доминирование последней над первой означает снижение ценности брака и супружества, поскольку усиливается ценность партнёрства или товарищеско-партнёрского сожительства. Смена брачных партнёров осуществляется легче, чем их перевоспитание. При отождествлении потребности в браке с потребностью в партнёре «неудовлетворенность браком» ведёт к разводу и повторным поискам.

Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, пока­зывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому проис­ходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультур­ном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.

Потребность в семье и ее место в иерархии потребностей А.Маслоу.

Как известно, в динамической концепции потребностей, по Мас­лоу, в основании пирамиды находятся базовые физиологические потреб­ности в питье, пище, сне и т. д., которые наиболее настоятельны и неотложны, — длительное их неудовлетворение ведет к разного рода патологии и, в конечном счете, к смерти. Но как только они насыща­ются на некоем среднем уровне, достаточном для жизнедеятельности организма человека, сразу же актуализируется второй уровень потреб­ностей, менее настоятельных, чем первый уровень, но более настоя­тельный, чем все последующие уровни. По мере их удовлетворения становятся все более активными и ведущими в иерархии потребностей нужды третьего уровня — потребности в принадлежности к социальным группам, в том числе к семье и сферам общения.

 

 



44.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

45.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

46.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

47.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

6.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

7, 12.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

8, 9.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

шпоры по семье-1.doc

— 208.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи