Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка
Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.
42. Типы семей по критерию доминирования и лидерства. Противоречивость социальных ролей личности - супружеских, половых, родительских.
По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного государства, и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет чётко выраженных семейных глав и где преобладает распределение власти между отцом и матерью в соответствии с ситуацией, говорят об эгалитарных семьях.
Однако в зависимости от особенности власти и влияния в семье и совместного либо авторитарного принятия семейных решений возможно выделение большего числа семейных структур. Так, американский социолог Моррис Зельдич, помимо вышеназванных 3-ёх типов, выделяет ещё партнёрскую семью с совместным обсуждением семейных решений, причём если муж имеет большее влияние, то это будет партнёрская семья с доминированием мужа, если жена – то с доминированием жены. Синкретический тип партнерства будет иметь место в случае с равным влиянием супругов. Кроме того, выделяются ещё семьи более чем с одной структурой влияния, тогда при совместном обсуждении решений образуется коллегиальная семья, а принятие решений одним из супругов называется автономной семьёй.
Важнейшими понятиями, раскрывающими содержание сексуального поведения как социокультурного феномена, являются понятия "половая роль", "половая культура", "сексуальный сценарий".
Понятие "половая культура" характеризует совокупность званий, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписаний, имеющих отношение к различиям между полями и их взаимоотношениям. Взятое в более узком, специальном смысле, это понятие характеризует ту часть совокупности, о которой речь шла выше, которая выполняет регулирующую и нормативную роль по отношению к собственно половой жизни и сексуальному поведению человека. Половую культуру в этом, узком значении слова, часто называют также сексуальной культурой.
Следовательно, когда мы говорим о половой (сексуальной) культуре, мы хотим тем самым подчеркнуть социокультурное содержание сексуальных отношений, хотим акцентировать то, что привнесено в них обществом, культурой и что отличает половую жизнь человека от сексуального поведения животных.
Сексуальная культура регулирует сексуальное поведение человека, формирует систему ценностей, запретов и правил, а также образцов поведения, которая, будучи усвоенной в процессе социализации, определяет сексуальный сценарий индивида, стиль его взаимоотношения с партнером, вводит половую жизнь в социально приемлемые рамки на благо общества, семьи, брака. Разумеется, при этом степень усвоения сексуальной культуры общества индивидом может быть совершенно различной, характеризуя индивидуальную сексуальную культуру.
Понятие "половая (сексуальная)' культура" тесно связано с понятием "половая (сексуальная) роль". Под половой ролью обычно понимают совокупность социокультурных норм, определяющих то, какими должны или не должны быть мужчины или женщины, как они должны или не должны себя вести.
Как видно' из этого определения, половая роль является конкретизацией понятия "социальная роль", предложенного американским социологом Дж.Мидом, который под социальной ролью понимал отвечающий принятым социокультурным нормам способ поведения людей в системе межличностных отношений, который зависит от их места и позиции в обществе, т.е. от статуса.
( пример: Доминирующим типом у мундугуморов были свирепые стяжатели — мужчины и женщины; нежные же и ласковые мужчины и женщины оказывались париями этой культуры. Женщина, которая проявила бы великодушие, накормив грудью ребенка другой женщины, овдовев, просто не нашла бы себе нового супруга. Как от мужчин, так и от женщин ожидалось, что они должны быть открыто сексуальными и агрессивными. Как правило, оба пола не любили детей, а в тех случаях, когда детям позволяли остаться на свете, родители сильно тяготели к детям противоположного пола. У арапешей женщин стремились отстранить от работы в огородах, защищая эти огороды, ямсу не нравилось иметь дело с женщинами. У мундугуморов пары совокуплялись в чужих огородах, чтобы испортить ямс владельцев. Как у арапешей, так и у мундугуморов я обнаружила сильную унификацию личностной культуры, причем и у мундугуморов считалось, что мужчины и женщины должны воплощать единый тип личности. Идея поведенческих стилей» отличающих мужчин и женщин, была чужда обоим народам.
Мид М. Иней на цветущей ежевике // Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 57.)
Соответственно под половой ролью обычно понимают совокупность норм, порождаемых культурой и обращенных к индивиду, которые говорят ему, какое поведение ожидается от него другими, что он должен и может делать как мужчина или как женщина. Сексуальной же ролью называют тот аспект роли половой, который относится к сексуальным отношениям и который характеризует (и предписывает) ожидания-требования к индивиду со стороны других, общества в сфере половой жизни.
Родительская роль представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально компетентной личности.Родительская роль принципиально отличается от супружеской тем, что при
формировании супружеского союза оба партнера вольны прекратить супружеские
отношения и расторгнуть брак, в то время как родитель – «пожизненно» выполняемая
личностью роль и отменить ее невозможно. Даже в так называемых «отказных»
случаях, когда родители отказываются от своего права и обязанности воспитывать
ребенка, оставляя его в роддоме или детском доме, мать и отец сохраняют
ответственность за свой нравственный выбор, оставаясь родителями, пусть даже
только биологическими.
Супружеская роль- система действий и принимаемых решений по отношению к другому супругу, и семьи в целом, обусловленная культурно-историческим контекстом и индивидуальными особенностями. Одно и важнейших проявлений супружеской роли- лидерство в семье.
Ролевая дезорганизация современной семьи заставляет задуматься о сути ролевых конфликтов. Можно выделить как минимум три типа конфликтно-ролевого взаимодействия (основываясь на положении дел в малодетных семьях).
Первый тип - когда родители в силу девальвации материнства и отцовства все сильнее идентифицируют себя при общении со своим ребенком не с родительскими, а супружескими и даже гендерными ролями. Поэтому в отношении <мать-сын> роль матери подменяется ролью <жена> или <женщина>. Отсюда, возникает ролевая путаница: номинально сохраняется формула <мать-сын>, но на самом деле активизируются отношения <жена-сын> или <женщина-сын>. В этой ситуации неизбежны ролевые конфликты, так как сын продолжает относиться к матери исходя из своих ролевых ожиданий (экспектаций).
Второй тип ролевого конфликта связан с отстранением детей от ролей сына-дочери в общении с матерью-отцом. Дети начинают играть по правилам группы сверстников (не <мать-сын>, а <мать-мальчик>).
Третий вид ролевых конфликтов объединяет все остальные разновидности ролевых несоответствий. Во-первых, это несоответствие родительских и супружеских ролей в связи с обесцениванием родительства, это перевес значимости ролей жены и мужа над ролями матери и отца в ролевых связках жена-мать, муж-отец. Во-вторых, это диссонанс ролей <муж-мать>, <жена-отец>, когда в ситуациях, требующих однозначности взаимодействия отец-мать и муж-жена, один из супругов (или обоюдно) начинает путать правила <семейной игры>.
43 Потребность в браке и брачном партнере.
Семейное поведение личности реализует наиболее фундаментальные потребности — потребность в браке, сексуальную потребность и потребность в детях и родительстве, которые в совокупности характеризуют потребность в семье. Семейное поведение — в своих конкретных формах брачного, сексуального и репродуктивного поведения — реализует и процесс формирования и жизнедеятельности семьи, выполнения ею основных социальных функций.
Брачное поведение — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности (пространства) возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем "живут вместе".
Движущей силой брачного поведения становится потребность в браке и брачном партнерше. Доминирование последней над первой означает снижение ценности брака и супружества, поскольку усиливается ценность партнёрства или товарищеско-партнёрского сожительства. Смена брачных партнёров осуществляется легче, чем их перевоспитание. При отождествлении потребности в браке с потребностью в партнёре «неудовлетворенность браком» ведёт к разводу и повторным поискам.
Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.
Потребность в семье и ее место в иерархии потребностей А.Маслоу.
Как известно, в динамической концепции потребностей, по Маслоу, в основании пирамиды находятся базовые физиологические потребности в питье, пище, сне и т. д., которые наиболее настоятельны и неотложны, — длительное их неудовлетворение ведет к разного рода патологии и, в конечном счете, к смерти. Но как только они насыщаются на некоем среднем уровне, достаточном для жизнедеятельности организма человека, сразу же актуализируется второй уровень потребностей, менее настоятельных, чем первый уровень, но более настоятельный, чем все последующие уровни. По мере их удовлетворения становятся все более активными и ведущими в иерархии потребностей нужды третьего уровня — потребности в принадлежности к социальным группам, в том числе к семье и сферам общения.
Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи