Ответы к экзамену по курсу социологии семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка

Описание работы

Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.

Работа содержит 39 файлов

1, 2.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

12.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

14.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

17.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

18, 20.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

19.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

21, 22.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

23.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

25, 26.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

28.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

29.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

3, 4.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

30, 31.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

33.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

34.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

35.doc

— 36.50 Кб (Скачать)


35. Цели семейной политики в модернистских концепциях.

В современной науке не существует единства мнений относительно сложившейся семейно-демографической ситуации, высказываются противоречивые суждения о политике государства в этой сфере и перспективах ее развития. В рамках научной полемики наиболее выделяются два концептуально противоположных подхода — парадигма «институционального кризиса семьи» и «прогрессистская» теория.

Среди социологов прогрессисткого толка (А.Г. Вишневский, А.Г. Волков, СИ. Голод, Л.Е. Дарский и др.), происходящие изменения семьи рассматриваются как позитивные процессы, связанные с демократической эволюцией общественных отношений. Тенденции падения рождаемости, роста разводов и неполных семей считаются неопасными и временными, расцениваются как «неизбежный атрибут современной семейной системы», которая претерпевает прогрессивные модернизационные изменения. «Семья безусловно трансформируется, но ошибочно принимать изменения за разрушение» . С позиций модернистов государственная политика не расценивается как фактор семейных изменений и не предполагается необходимость какого-либо противодействия «объективному процессу» деградации семьи. Задача институционального укрепления семьи и возрождения ценностно-нормативных основ фамилистической культуры в принципе не рассматривается, поскольку считается, что для упрочнения семьи «ориентиром не может служить идеальный образ старой, крепкой семьи..., для которой сейчас нет ни экономической, ни социальной базы». Весь спектр социальных проблем, возникающих в результате кризисных деформаций семьи чаще всего сводится прогрессистами к недостаточности социально-экономической поддержки семьи, с развитием которой отождествляются все задачи семейной политики государства.

В противовес модернистской позиции, сторонники кризисного подхода - А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.М. Медков, А.Б. Синельников и др., считают, что глубокий упадок, в котором находится семья, необходимо оценивать как ценностно-институциональный кризис, который можно охарактеризовать по аналогии с категориями социологии риска8 как одну из глобальных проблем современной цивилизации, способной привести к катастрофическим последствиям. В рамках кризисной парадигмы сложившаяся семейно-демографическая ситуация рассматривается как результат изменения общественной системы, а также как следствие антисемейной политики государства. По мнению А.И.Антонова и В.М.Медкова, российская семья «оказалась полем гигантского эксперимента по насильственной и ускоренной реализации социалистических идей».

Сторонники кризисной концепции убеждены, что политика государства оказала решающее влияние на скорость развития дестабилизирующих семью процессов, последствия которых проявились практически во всех сферах общественной жизни. «Наш современный социальный кризис, - по заключению А.Карлсона, - итог намеренного политического вмешательства». Подобные выводы основываются на глубоких историко-социологических исследованиях семейной политики государства. Теоретический интерес представляют работы О.В.Дорохиной «Исследование политики государства в отношении семьи» и «Партийно-государственная идеология социалистических преобразований семьи в послереволюционной России», в которых представлен фамилистический анализ идеологии советского государства, исследуются стратегические основы его семейной политики и ее влияние на характер развития брачно-семейных процессов. О.В.Дорохина справедливо отмечает, что «значение идеологического фактора, как определяющего всю государственную политику, особенно велико. В текущем столетии идеология оказала доминирующее (зачастую негативное и резко отрицательное) влияние на развитие большинства общественных институтов, в том числе и института семьи».

 

Анализ стратегии современной семейной и демографической политики российского государства наиболее полно представлен в работах А.И.Антонова «Стратегия фамилистических исследований и политика «семейной приватизации», А.И. Антонова С.А.Сорокина «Судьба семьи в России XXI века» (М. 2000 г.), А.И.Артюхова «Российская семья в период реформ 90-х годов», В.М.Медкова «Бомба депопуляции: опыт России - итоги и уроки». В этих публикациях подробно проанализированы правовые механизмы и экономические принципы семейной и демографической политики российского государства, рассмотрены его основные стратегические ориентиры в социальной сфере. Особое внимание заслуживают выводы о необходимости качественного реформирования государственного подхода к семье, которое расценивается как объективная потребность современного общества. «Пришло время признать, что семья - незаменимая основа общества, и признание этого должно быть положено в основу государственной политики». В связи с этим отмечается, что проблема преодоления семейно-демографического кризиса должна решаться государством на институциональном уровне в рамках долговременной и целенаправленной просемейной политики, стратегически ориентированной на возрождение ценностей семейного образа жизни. Однако решение этой задачи рассматривается в основном в общегосударственном контексте, а потенциал различных политических сил и общественных институтов несколько недооценивается и практически не исследуется. В целом, специальных работ, посвященных изучению этого общественного ресурса, в том числе фамилистическому анализу позиций российских политических партий (их оценок семейно-демографической ситуации и взглядов на соответствующую отраслевую политику государства), в отечественной социологии семьи не обнаруживается.



36.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

37.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

38.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

39.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

40.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

41 (2).doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

41.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

42,43.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

44.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

45.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

46.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

47.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

6.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

7, 12.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

8, 9.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

шпоры по семье-1.doc

— 208.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи