Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка
Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.
25.Фамилизм и феминизм- различия подходов в семейной политике.
Основная цель семейной политики- постоянно упрочение семейного образа жизни и создание многообразных альтернатив семейного поведения посредством укрепления семейной собственности и производства, домохозяйства, переориентации деятельности всех социальных институтов и индивида-одиночки на семью с повышением ее престижа в обществе.
Фамилизм. Взаимосвязь, когда благополучие каждого определяется благополучием всей семьи, и есть основа фамилизма — как характеристики образа жизни, основанного на "семьецентризме".Формулировка целей семейной политики в контексте фамилистической социологии семьи исходит из исторически существовавшей модели полной семьи с несколькими детьми как наилучшим образом удовлетворяющей потребностям общества в воспроизводстве и социализации поколений.
Этот теоретичекий подход подвергается критике не из-за сложности методологической конструкции, а в связи с противоположностью парадигмальных оценок роли семьи в обществе.
Фамилистика, ставящая семью как институт в центр социального мира, альтернативна феминизму, сконцентрированному на гендерном конфликте и на таком разрешении его, когда женщины занимают положение мужчин. Отсюда, <просемейная> (в смысле <за>, а не <против>) социология семьи должна располагаться среди объективистских (т.е. не <про-женских> или <про-мужских>) теорий радикально-преобразовательного плана. Очевидная заостренность на конфликте института семьи с остальными институтами и государством, разрешается в фамилистической социологии через просемейную политику, устраняющую подчиненное положение семьи в обществе. Радикально-преобразовательный импульс тут не менее мощный, чем в феминистической теории. Однако, отсутствие индивидно-гендерной субъективности в лоне самой теории подчеркивает объективистский взгляд фамилизма, ориентацию на радикальное преобразование социума.
Феминизм.Феминистская мысль сегодня не сложилась как систематическая, логически связанная единой теорией. Она не имеет единого теоретика, идеолога, взгляды которого определили бы всю феминистскую мысль в целом. Так, американская феминистская мысль тяготеет к Дж.С. Миллю, Д. Дьюи, М. Веберу , Маркузе и Троцкому . А французская - к С. де Бовуар, Лакану , Деррида . Феминистическая парадигма смещает интерес на конфликт полов и конструирует политику «справедливости» для индивидов, находящихся в менее выигрышном положении (для феминного гендера). Семья рассматривается радикальными феминистками как источник угнетения женщины. Поэтому ими предлагается либо упразднение разделения труда в семье, либо упразднение самой семьи.
Феминистские теории, учитывая их внимание к социетальным факторам скорее всего должны быть отнесены к радикальной социологии. Однако, аксиоматическое восприятие реальности как проекции мужской картины мира и отсюда, конвенциальное требование перестройки всего на женский лад, заставляет учесть эту гендерно - индивидную революционность, и отнести феминизм к группе критической социологии. Критическо-наступательный дух феминизма столь силен, что отодвигает на второй план его объяснительную (с позиции индивида-женщины), интерпретационную функцию.
Различия 2ух парадигм:
С одной стороны, феминистическая социология эксплицирует <одногендерную> интерпретацию социального мира и в идее равноправия полов находит стимул к переподчинению, потенциально таящему сохранение прежнего строя жизни. С другой стороны, фамилистическая социология провозглашает вне-индивидный и вне-гендерный (ни женский, ни мужской) взгляд на устройство социума с его неблагоприятными для личности, семьи и всего общества тенденциями. Социология семьи видит причины их в подчиненном положении семьи среди социальных институтов. Равноправие всех институтов, в результате семейной политики общества (не только государства) означает ликвидацию ущемления интересов семьи, и благодаря этому- интересов личности (женщин-мужчин, стариков-детей, больных-здоровых, и т.д.), а также интересов самого общества.
Таким образом, фамилизм и феминизм как две альтернативные парадигмы предлагают два противоположных решения современной конфликтности социокультурных ролей женщины и мужчины. Фамилизм предлагает равноправие институтов в качестве средства от нереспонсивности личности и общества, личности-общества и семьи. Феминизм рекомендует борьбу женщин с миром, устроенном мужчинами для мужчин; с семьей, воспитывающей детей в духе неравноправия мужских и женских ролей; с ассиметрией полов, искусственно конструируемой мужской культурой на основе якобы физиологической андрогинности человеческого тела.
По-видимому, надежду на устранение противостояния феминизма и фамилизма, можно обрести, если методологический анализ этих парадигм обнаружит их различную теоретическую природу, принадлежность к разнокачественным классам теорий. В классификации теоретических подходов к изучению семьи, предложенной американским специалистом по феминистской социологии Мэри Осмонд феминизм относится к субъективистским теориям, а фамилизм - к объективистским. Оба подхода ориентированы на радикальное преобразование общества, но один сосредоточен на перестройке отношений между социальными институтами, а другой - на перемене точки отсчета или опоры.
26.Может ли семейная политика быть противосемейной и какие цели делают ее просемейной.
Источник-Социология семьи под ред.А.И.Антонова ,2005 год
Семейная политика — это деятельность государства, политических партий, общественных организаций, групп интересов, направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утраченной на длительном историческом пути фамилистической культуры общества, возвращение семье органически присущих ей социальных функций, направленная, говоря социологическим языком, на укрепление семьи как социального института. Это политика, ориентированная на изменение всего строя современной цивилизации, по существу антисемейной, враждебной семье, невосприимчивой к ее проблемам и болезням. Только просемейная реформа общества выведет семью из кризисного состояния, возродит ее социальные функции.
Просемейная политика является единой на всей территории России и результаты ее достигаются посредством усилий государства и общественных организаций. Усиление потребности в детях и повышение доли семей с тремя детьми происходит не сразу, для этого требуется не менее 30 лет, поскольку лаговый эффект (промежуток времени с момента принятия решения правительством относительно той или иной меры экономической политики до появления ее результатов) социальных норм ослабевает через одно демографическое поколение как минимум.
Увеличение репродуктивных норм требует укрепления посреднической роли семьи в отношениях государства и личности, приватизации семейной жизни и возврата ряда перехваченных у семьи другими социальными институтами функций, повышения автономности семьи в экономической и социальной деятельности. В связи с этим необходим закон о просемейной политике по укреплению семьи с несколькими детьми в качестве приоритетной деятельности государства.
В целях правовой защиты интересов семьи-придание государственного статуса фамилистической экспертизе на всех уровнях федерального устройства;
Заключение общественного договора между институтом семьи и институтом государства, при том,семья-единственный институт по воспроизводству населения и полнокровной социализации подрастающих поколений;
Уравнивание деятельности иинститута семьи с профессиональной деятельностью в остальных отраслях народного хозяйства;
Всемерное расширение форм соединения семьи и работы, семьи и образования, семьи и рекреации(отдыха) на компьютерной основе посредством укрепления совместной деятельности родителей и детей;
В целях расширения семейной собственности и переориентации рыночной экономики на семью необходимо разработать в специальных исследовательских центрах государственную политику соединения роста уровня жизни с ростом размера семьи посредством увязки доходов семьи со льготными налогами и кредитами.
Ориентация общества и государства на усиление ценности семьи с детьми означает приоритетность фамилизма в ряду других жизненных благ. Системная организация деятельности по осуществлению просемейной политики (единой по целям и централизованной) связана с достижением согласованности всех управленческих звеньев-государственных, политических, образовательных, коммерческих, общественных и д.р. Эта согласованность лучше всего достигается, если взамен обычной работы по реализации отдельных рекомендаций создаются на основе семейно-демографических программ проекты типа нормативных прогнозов- что именно, как и когда должно быть сделано для осуществления конкретных целей и задач политики.
Основными принципами семейной политики является:
1. принцип суверенности
2. принцип свободы выбора семьей любого образа жизни
3. принцип общественного договора
4. принцип единства целей федеральной и региональной политики
5. принцип социального участия.
1.Принцип суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения и на любой образ и стиль жизни, в том числе и на тот, который с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм рассматривается как девиантный, отклоняющийся (лишь бы он не был криминальным с точки зрения норм правовых).Принцип суверенности означает, что и любые типы взаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимы от государства. Как семья суверенна по отношению к обществу и государству, так и они суверенны по отношению к семье. Любое ограничение принципа суверенности семьи, обосновываемое интересами общества или государства (например, регулирование производства абортов) должно вводиться и регулироваться законодательно или конституционно. Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора.
Считается, что спонтанное ("естественное") развитие, не связанное с "искусственным" воздействием со стороны общества и государства, решает свободу выбора личностью и семьей из упомянутого выше "набора альтернативных моделей". Эта свобода связана с периодом, когда быстрое снижение смертности сделало ненужной высокую рождаемость и, следовательно, обусловило распад системы социокультурных норм многодетности, отмирание табу на применение контрацепции и абортов. Этот распад нормативной системы многодетного родительства привел в итоге к широкому распространению норм малодетности, когда нонконформистским и даже девиантным считается наличие трех и более детей в семье. Массовым же, модальным, стандартным, нормативным стало одно-двухдетное родительство. Вся же свобода выбора свелась к выбору между семьей с одним или двумя детьми, между однодетностыо и двухдетностыо,
2. Принцип свободы выбора семьей любого образа жизни. Этот принцип наоборот- означает наличие в обществе подлинной альтернативы и возможности действительно выбирать любой тип семьи и семейного поведения. Семейная политика и должна быть ориентирована на создание подлинной свободы выбора, на создание возможности реализовать любую альтернативу.
Принцип свободы выбора предполагает последовательное и равное применение его и в отношении семьи и личности, и в отношении общества, государства. Он не должен истолковываться односторонне как привилегия только семьи, а фактически только индивидума.
3.принцип общественного договора развивает и конкретизирует описанные выше принципы суверенности и свободы выбора. Он означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства. Семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе эксплицируются и формулируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними. Этот принцип особенно важен в условиях нашей страны, когда предпринимаются усилия преодолеть наследие тоталитаризма. Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого "продукта семейного производства" социальная система не может функционировать.
4.принцип единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории — части одного и того же государства. Этот принцип исходит из того, что отмирание многодетности является глобальным процессом, отражающим фундаментальные изменения экономических, социальных и демографических условий жизни общества.
5.принцип социального участия. В настоящее время как цели семейной политики, так и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни — семьи как малой группы, осуществляющей свою жизнедеятельность в конкретных социально-экономических условиях и преследующей свои собственные цели и интересы; разного рода социальных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных , государства в лице его специализированных органов (федеральных, региональных и локальных), в чью компетенцию входят разработка и осуществление социальной политики, в том числе семейной.
Семейная политика должна быть ориентирована на создание условий, в которых семьи и их члены могли бы сами и притом эффективнее, чем прежде, извлекать доходы из своей экономической деятельности и использовать их для поддержания того образа жизни, который они считают приемлемым для себя. Следовательно, основным средством реализации семейной политики является ориентированная на нескольких детей политика доходов семьи, налоговая и кредитная политика: ДОХОДЫ — НАЛОГИ — КРЕДИТЫ.
Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи