Ответы к экзамену по курсу социологии семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка

Описание работы

Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.

Работа содержит 39 файлов

1, 2.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

12.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

14.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

17.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

18, 20.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

19.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

21, 22.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

23.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

25, 26.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

28.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

29.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

3, 4.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

30, 31.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

33.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

34.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

35.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

36.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

37.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

38.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

39.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

40.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

41 (2).doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

41.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

42,43.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

44.doc

— 43.00 Кб (Скачать)


44. ВИДЫ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ

А) БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Брачное поведение -- это поведение, целью которого является
удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от
экономических, социальных, социокультурных и других условий,
существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны:

1. Пространство возможных выборов. Здесь все культуры различаются по тому, допускаются или нет в них повторные браки. Если повторные браки допускаются, если допускается «серийная моногамия» , то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и состоящих в браке.
Напротив, в культурах, где повторные браки не допускаются, в культурах традиционной, жесткой моногамии, пространство возможных выборов не включает в себя тех, кто уже состоит в браке.
2. Степень свободы индивидуального выбора. В некоторых культурах, а в прошлом практически повсюду преобладают браки, организуемые родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся молодые люди. В других доминирует «свободный» выбор, когда основными его «агентами» являются сами вступающие в брак.

 

Б) РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Рождаемость - один из главных компонентов воспроизводства населения. Показатели рождаемости в сильной степени зависят от репродуктивного поведения и мотиваций людей.

Репродуктивное поведение - это действия людей и отношения между ними, возникающие в связи с рождением ребенка или отказом от рождения. Часто термин репродуктивное поведение используют, когда говорят о намерении родить ребенка, о желаемом количестве детей и т.д. Часто в качестве синонимов используются понятия прокреативное поведение или генеративное поведение. Когда же речь идет об отказе от рождения, то это явление описывают в терминах планирования семьи и говорят о «регулировании рождаемости», «внутрисемейном контроле над рождаемостью», а в качестве синонима употребляют понятие «контрацептивное поведение».

Репродуктивное поведение в значительной степени определяется уровнем потребности в детях. Различают три основных типа репродуктивного поведения: - многодетное (потребность в 5 и более детях); среднедетное (потребность в 3-4 детях); малодетное (потребность в 1-2 детях).

Существует определенный стереотип мышления, который связывает ориентацию на многодетную семью с экономической и культурной отсталостью, «стихийностью размножения», а малодетною - с «высоким» уровнем культуры и «сознательным ограничением рождаемости». Это, конечно, очень схематичное представление, не учитывающее индивидуальных потребностей людей.

Если число детей в семье соответствует потребностям супругов в детях, то никакое улучшение экономической ситуации не способно привести к рождению новых детей. Лишь в тех случаях, когда данная потребность не удовлетворена, улучшение условий жизни дает прибавку семьи, да и то не всегда. Аналогичная картина наблюдается и в случае ухудшения экономической ситуации.

Условия жизни прошлых лет определяют уровень индивидуальной потребности в детях, которая обычно остается неизменной на протяжении жизни человека, так как потребность в детях является результатом усвоения определенной модели репродуктивного поведения и связана с устоявшимися нормами и правилами в обществе. Нормы многодетности или малодетности часто закрепляются в обычаях и традициях. Таким образом, потребность в детях - это самая консервативная часть репродуктивного поведения людей.

Несмотря на всю консервативность, репродуктивное поведение также подвержено изменениям. В средние века репродуктивное поведение было ориентировано на максимальное число рождений. В аграрном обществе большие семьи обладали лучшими возможностями достижения благополучия.

При переход к индустриальному обществу со многодетность постепенно утратила свою экономическую роль, для удовлетворения психологической потребности в детях, родителям было достаточно и небольшого количества детей. В результате произошел массовый переход к малодетному репродуктивному поведению во всех развитых странах.

В современном постиндустриальном обществе снижение детской смертности, изменение функций семьи, применение контрацепции, усиление внесемейной ориентации женщин на личные достижения и успех уменьшают потребность в детях и постепенно приводят к повсеместному распространению модели 1-2-х детной семьи. Одновременно, это способствует росту понимания ценности детей. Дальнейший анализ опирается на гипотезу, что: «идеальное» число детей отражает господствующую в обществе социальную норму репродуктивного поведения; «желаемое» - свидетельствует о готовности иметь определенное число детей при наличии всех необходимых условий; «ожидаемое» - говорит об оценках современной жизненной ситуации и ближайших перспективах изменения семьи.

 

В) СОЦИАЛИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Социализационное или родительское поведение представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально-компетентной личности. В социологии семьи акцент делается на исследовании фактически используемых родителями приемов заботы о детях, организации их учебного и свободного времени, участия в домашней работе и семейных делах.

В области исследований социализации множество познавательных средств, относящихся к потребности в воспитании, к конечным итогам воспитания и остальным элементам диспозиционной системы, но мало попыток обобщить это все в единой системе взаимодействия диспозиций. Однако самым сложным является измерение иерархии жизненных ценностей и места в ней ценности семьи и детей. Исследование ценностей обзаведения детьми связано с предположением, что высокая ценность их сопровождается сильной любовью к ним, которая есть главный механизм воспитания.

По мнению многих ученых, в социологических теориях воспитания и социализации решающая роль отводится социальной среде, ролевым взаимодействиям и формированию собственного Я.

 

Г) САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ

В социологии самосохранительное поведение определяется как система действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление срока жизни в пределах этого цикла.

Те или иные стратегии самосохранительного поведения проявляют себя не сразу, а в течение длительного времени, т.е. последствия поведения отдалены во времени от «причин» и поэтому не связываются обыденным сознанием в единую цепочку детерминации.

Поведение родителей в отношении собственного здоровья и жизни их детей, а также соответствующее поведение детей по отношению к родителям, так же как и поведение медицинского персонала в отношении пациентов и т.д., не входят по определению в самосохранительное поведение.

Потребность в индивидуальном самосохранении является частью общей иерархии потребностей. В терминах динамической концепции потребностей А. Маслоу она относится к уровню потребности в безопасности, но если интерпретировать ее как разновидность «комплекса» потребностей в здоровье, сохранении целостности тела и самой жизни. Однако можно постулировать многослойный характер потребности в самосохранительное поведение, и тогда придется признать, что вся система потребностей сводится в потребности самосохранения. В самом деле, высший уровень иерархии потребностей - социальный - можно рассматривать как потребность личности в социальном самосохранении, сохранении социального статуса и лица. Резкое изменение социального положения, интерпретируемое как понижение, падение, крах, может привести к отказу от телесного существования. Потребность личности в психологическом самосохранении, сохранении определенности Я при контактах с другими людьми - это потребности в уважении Я общении и принадлежности к себе подобным. Наконец, третий уровень самосохранения Я как телесного существа описывается потребностью в сохранении жизни, целостности организма, потребностью в здоровье на всех стадиях жизненного цикла и потребностью в связи с этим в длительном сроке жизни, позволяющем пройти все этапы жизненного цикла личности. Вот этот уровень и образует движущую силу самосохранительного поведения личности.

 

Д) СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Сексуальное поведение — это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности)

Характерной чертой сексуального поведения человека является множественность, неоднородность целей, достижению которых служит вступление в сексуальные отношения. Сексуальное поведение может удовлетворять целый ряд других (кроме сексуальной) потребностей, радикально меняя свой личностный смысл для человека и его мотивацию, свое, следовательно, символическое значение для индивида. Согласно современным представлениям, целями сексуального поведения могут быть3:

— релаксация, снятие полового напряжения;

— деторождение, удовлетворение потребности в зачатии и в акте рождения;

— чувственное наслаждение как самоцель (гедонизм);

—  познание, удовлетворение полового любопытства. Эта цель особенно значима для начинающих половую жизнь, в первую очередь подростков;

—  коммуникация, обретение чувства психологической личностной интимности, полного слияния с другим человеком.

—  сексуальное самоутверждение, получение наглядных и убе­дительных доказательств собственной сексуальной состоятельности, потенции. Эта цель также является исключительно значи­мой для подростков, хотя и не только для них. Мотивирующая Сила стремления к сексуальному самоутверждению чрезвычайно высока;

— внесексуалъные цели, т.е. цели, внешние по отношению к собственно сексуальному поведению. Таковыми могут быть какие-либо материальные блага и выгоды, а также любые в принципе безличные социальные ценности, к приобретению которых может стремиться человек. Сюда же относится и поддержание определенного ритуала или привычки. Например, сексуальные отношения в браке могут одновременно и поддерживать стабильность супружеских взаимоотношений и символизировать ее;

—  компенсация, замена, возмещение каких-то иных, дефицитных для индивида в силу каких-то причин, видов и форм деятельно­сти или способов эмоционального удовлетворения.



45.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

46.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

47.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

6.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

7, 12.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

8, 9.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

шпоры по семье-1.doc

— 208.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи