Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка
Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.
1.Предмет социологии семьи.
СС – социологическая наука о семье. Рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культуры действующей малой группы людей (семьи). СС имеет дело с групповыми, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанный родственными отношениями. СС фокусирует внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи. СС изучает семейно-родственные формы совместной жизни малой группы людей. СС сосредоточивает своё внимание на настоящем, на функционировании семьи как подсистемы общества и обращается к прошлому, чтобы точнее определить тенденции изменения семьи и вероятность их действия в будущем. Изучение роли семьи воспроизводстве населения явл неотъемлемой частью одновременно демографии и сс. СС наряду с исследование эффективности выполнения семьёй репродуктивной функции интересуется так же эффективностью социализации детей в семье. Предмет сс очерчивается выяснением всех обстоятельств успеха или неудач семьи как соц. института, реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию, и социализации детей, благодаря притягательным сторонам семейного образа жизни, прочности межличностных взаимодействий в семье и устойчивости мотивации личности к вступлению в брак и обзаведению неск детьми. Семья рассматривается как источник социальной принадлежности в системе статусов и престижа, в стратификационной структуре.
2.Комплектность социокультурных внутрисемейных ролей.
При рассмотрении семейного цикла нужно обращаться к структуре внутрисемейных ролей нуклеарной моногамной семьи. Имеется четкий критерий определения полного комплекта внутрисемейных ролей, определения комплектности нуклеарной семьи. Исходя из сути семьи как целостности <супружества - родительства - родства>, следует представить все связанные с этим триединством роли. Тогда супружество дает социокультурные роли мужа-жены, родительство - отца-матери, а родство образует в нуклеарной семье в зависимости от числа рожденных детей большее или меньшее число ролей. В эпоху сплошной малодетности именно двухдетная семья не может не оказаться исходной моделью при изучении ролевых структур. Поэтому к выделенным четырем ролям мужа-жены, отца-матери обычно добавляют еще четыре роли, обусловленные кровным родством родителей и детей, - роли сына-дочери и роли брата-сестры.
Именно эти 8 ролей фигурируют как конечный и максимальный набор внутрисемейных ролей нуклеарной семьи. Состав и число внутрисемейных ролей в зависимости от числа имеющихся детей формируют всё разнообразие ролевых структур, каждая из которых отличается специфическим <качеством> ролевого общения в семье. Увеличение числа ролей не просто увеличивает число интеракций - оно обогащает и разнообразит семейное общение. Вместе с тем неизбежно наличие <пустых>, бессодержательных контактов и конфликтных интеракций.
3.Функции семьи: специфические и неспецифические.
Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социетальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все они главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Согласно Харчеву, спец. фун. Семьи, вытекают из сущности семьи и отражают её особенности как социального явления, тогда как неспец. – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной ил приспособленной в определенных историч. Обстоятельствах.
Спец функ семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества. Неспец функ семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я и каждого и др. – все эти функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, раскрывают исторически происходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.
4. Гомогамные-гомогенные и гетерогамные-гетерогенные семьи.
Типология семейных структур. Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства. Моногамное супружество — это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем полигамия — брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами; полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встречающийся брак). Если одновременно при структурировании семейных групп учитываются и система супружества, и система родства, то возникают такие экзотические формы брака (полигамии), как фратернальная полиандрия (брак нескольких братьев с одной женой) и сороральная полигиния (брак нескольких сестер с одним мужем). Экзогамные браки относятся к групповым, где супругов выбирают вне данной группы, среди членов другого рода. Эндогамные браки заключаются внутри племени, состоящего из двух экзогамных родов.
Далее, по социальному положению супругов или родителей супругов, либо родственников, семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широкой характеристики семей и браков по социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, образованию и т.д., и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социально-демографическим индикаторам.
Одна из них — типологизация семей, предложенная американским социологом Мэрреем Строссом по двум критериям — степени функциональности семьи (число и важность выполняемых семьей функций), и по способности решать семейные проблемы в зависимости от преимущественно ситуативного или нормативного принятия решений.
Полифункциональная семья, использующая весь потенциал расширенной семьи для решения конкретных ситуаций, теоретически является самой эффективной моделью семьи (тип В), тогда как малофункциональная семья (тип С) не способна к адекватному разрешению семейных ситуаций (это бездетные и однодетные семьи, особенно с одним родителем).
5. Преимущества и недостатки применения методов опроса и контент анализа к измерению семейных феноменов?
В микроСС изучаются семейные структуры и процессы применительно к жизненному циклу семьи, внутрисемейным взаимоотношениям и семейному поведению. В социологическом исследовании при разработке теоретического раздела программы выбирается тип взаимодействия <условий и объекта наблюдения>(УН-ОН), а не определяются ОН и независимо от него УН. В социологии, как отмечалось выше, невозможно получить ОН как <объект в себе>. Вместе с тем проблема неполноты описания системы УН-ОН решается, как это и положено в социологии, благодаря применению статистических методов, адаптированных к вероятностному поведению социальных систем. Отказ от количественного подхода, как указывалось выше, лишает социологию фундамента и по сути ликвидирует её как самостоятельную науку. Собственно говоря в социологии интерес к качественным методам сопровождался заботой о статистической определенности <качественного> содержания. Так и возник <контент-анализ>, направленный на выявление частоты тех или иных смысловых единиц текста, на интерпретацию наиболее часто встречающихся единиц как значимых, репрезентирующих ценности разного рода, определенное <содержание>. Только статистический характер описания данных говорит о статистической же их воспроизводимости, хотя в социологии к тому же сама вероятностная природа интеракций социальных систем требует адекватного этой природе объяснения.
Сравним типы взаимодействия при анализе документов и опросе. Социолог не создает документы, например, письма солдата родителям и сестрам, и их письма к нему, но он разрабатывает схему считывания, кодирования текста. Поэтому он как бы приспосабливается к специфике документа, в этом смысле текст сам влияет на него, на изощренность применяемых шифров и кодов. Это схематически изображается так: СН<=>(УН<--ОН) (1), т.е. ОН влияет на УН и СН.Теперь возьмем изучение семейных отношений методом анкетирования. Разработка инструментария для проверки гипотез - это непрерывный процесс уточнений, когда приходится менять индикаторы и теорию, поэтому обратное воздействие на СН идет от всего блока, так как ОН еще не в контакте с анкетой: СН?(УН?ОН) ибо будущее поведение ОН неизвестно, и хотя схема (как и анкета) <навязывает> уже направленность ситуаций (ответов), тем не менее, нет еще ситуации наблюдения (или опроса). Это делает программу наблюдения гибкой, как бы настроенной заранее на непредвиденные моменты ОН. Разработка схем наблюдения напоминает сочинение анкет - тут уже конструируется сама ситуация наблюдения, составляется ее сценарий и от будущего акта наблюдения ожидается, как на сцене от актеров, следование расписанным ролям. При подготовке к анализу документов социолог вступает в непосредственный контакт с документами, и в этой <игре> один игрок пытается раскрыть карты другого. Взаимодействие (2) более удобно для социолога: он как бы творит все, что хочет, с инструментарием. Но беда в том, что конструируемый им объект не может оказать никакого сопротивления произволу творца. Напротив, метод документов тем и хорош, что специфика материала постоянно довлеет над социологом. Документ не просто сопротивляется желанию исследователя <объять необъятное>. Он заставляет исследователя в процессе разработки сети по выуживанию <золотой рыбки> приспосабливать <на ходу> УН и рабочую теорию к языку ОН. Популярность опроса в сравнении с анализом документов связана также и с трудоемкостью последнего, хотя экономически опросы населения - более дорогое удовольствие (так как созданная в регионах сеть интервьюеров требует постоянно <подпитки>, всё новых и новых опросов). Анализ документов уменьшает потенциальное искажение данных благодаря сопротивлению самого материала, и отсутствию живого контакта между исследователем и исследуемыми. Напротив, метод опроса удваивает и даже утраивает деформацию результатов.
6."Планирование семьи" и степень реализации потребности семьи в детях.
Иссякание потребности в детях вынуждает всех ограничиваться одним-двумя детьми, и большую часть своей жизни применять ту или иную контрацепцию. Отсутствие института семейных врачей мешает качественной реализации медицинского подхода к рекомендациям относительно контрацепции в зависимости от стадии жизненного цикла семьи. В России число искусственных абортов снижается благодаря более эффективному применению методов контрацепции. Имеет значение ассортимент и доступность контрацепции, степень информированности населения об эффективности и негативных последствиях применения тех или иных противозачаточных средств.
Известно негативное влияние производства искусственных абортов на здоровье, но менее известен риск для здоровья и жизни малодетных женщин, связанный с практикой контрацепции.
Фамилистический подход к контрацепции и абортам в отличие от феминистского ориентирован на такой дифференцированный подход, когда поощряется отказ от предупреждения и прерывания беременности до рождения первенца и до появления того числа детей, что полностью соответствует имеющейся у семьи потребности в детях. В случае наступления зачатия среди не состоящих в браке, в т.ч. среди несовершеннолетних, желательно рождение детей, а не производство аборта.
Надо признать, что антисемейная пропаганда в рамках идеологии "планирования семьи" влияет даже на замужних женщин с детьми.
Репродуктивное здоровье населения, связанное со всеми обстоятельствами рождения детей в семье определяется в первую очередь своевременным началом репродуктивного периода жизни и рождением нескольких детей в семье. Это позволяет в первое десятилетие брачной жизни избежать всех возможных отрицательных последствий применения контрацепции и искусственных абортов.
Всем участникам борьбы за "контрацептивно-абортные" права следует знать научные достижения в области репродуктивного поведения. Ожесточенное противостояние сторонников «планирования семьи» и «права на жизнь» может быть сглажено, если будет понята теми и др научная истина. А она состоит в том, что запрет абортов не решает проблемы потребности в 1-2 детях – при неизбежном сохранении таковой табу на аборты загоняет их в подполье, но не ведет к более полной реализации потребности в детях, и тем более не увеличивает саму потребность в детях.
7.Понятие семьи: различие дефиниций в зависимости от теоретических подходов.
Различие позиции фамилистов и «модернистов» четко проявляется в том, какие чаще всего ими используются показатели в исследованиях.
Для модернистов характерны исследования удовлетворенности в основном партнерскими, сексуальными отношениями в браке, выдаваемыми за показатели стабильности семьи, а для фамилистов – измерение полноты реализации имеющего уровня потребности семьи в детях. Фамилисты постоянно расширяют и углубляют в контексте стадий жизненного цикла семьи, систему индексов, за счет структур диспозиционной регуляции всего многообразия видов семейного поведения. В моделях семьи модернистов упорно обходится молчанием число детей, воплощающих этот самый «детоцентризм». Модернисты не устают приводить в своих статьях «высокий» процент респондентов, считающих малоденую семью первой ценность в иерархии жизненных благ, как аргумент и факт против теории снижения ценности семьи вообще.
Так же радикалы и модернисты говорят о возникновении новых форм семьи, которые именуются альтернативными по отношению к традиционной семье формами брака, родительства и родства. Феминистки рассматривают семью исключительно с индивидуалистических позиций, борясь за «права женщин». Радикальные феминистки положительно относятся к тенденции упадка семьи, т. к семейно-домашнее устройство жизни препятствует не только гендерному, но и сексуальному разнообразию, а так же расовому и классовому плюрализму.
8.Макро- и микросоциология.
Макро- и микросоциология - два уровня социологического анализа, социологических обобщений.
Макросоциология - уровень социологического анализа целых обществ, социальных структур и систем, фундаментальных социальных закономерностей и процессов (структурный функционализм, эволюционизм, теория конфликтов и др.). Базовые понятия этого уровня - общество, социальная система, класс, власть и т.п.
Макросоциология семьи изучает семью как социальный институт
Микросоциология - уровень социального анализа, основанный на изучении непосредственных межличностных взаимодействий повседневного уровня, на отношениях в группе (символический интеракционизм, этнометодология и др.). Базовые понятия этого уровня - социальная группа, групповая динамика, лидерство и т.п.
Микросоциология семьи изучает семью как малую социальную группу.
+++++++Разграничение особенностей семей как института или как группы позволяет рассматривать осуществление посреднической роли на макро и микроуровнях анализа. Одним из вариантов интеграции микро и макрогруппового подходов является работа в направлении анализа семьи как системы. Формально это предполагает изучение системных свойств семьи: целостности, связей с внеш-ми и внут-ми системами, структуры, уровней и т. д. Изучении семьи как института в ряду других институтов общества находится на макроуровне, тогда как исследование структуры и динамики отдельных семей относится к микроуровню сс. Макросоц семьи изучает социальные изменения, фокусируя внимание на социальном институте семьи, на вкладе институциональных изменений семьи в общесоциальную динамику. Макросоц семьи пытается понять социальную дифференциацию, индустриализацию и урбанизацию. Исследование посреднической роли института семьи в массе соц проявлений составляет предмер макросоц. Макросоц семьи не стремится понять законы развития и историю отдельной семьи. Она ищет принципы, раскрывающие суть изменения и движения всей массы семей в социальном пространстве и времени при взаимодействии с остальными элементами макроструктуры. Напротив, микросоц семьи сосредотачивается на жизненном цикле семьи, на возникновении-
Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи