Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка
Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.
53. Ф.Ле Пле – основатель альтернативной социологии семьи.
Преобладающей тенденцией западной философии и социальной науки на рубеже XIX - XX вв. было обоснование новых форм зависимости личности от государства. Оппозиционная социологическая "школа", часто называемая "исторической" предложила альтернативный анализ. По словам одного из ее представителей, "имеется огромная разница между документально подтвержденной, исторически конкретной истиной и теоретизированием, преподаваемом в курсах социологии семьи, и эта разница намного больше, чем разрыв между теорией и экспериментальными данными в любой другой научной области". Первым величайшим из этих оппозиционеров был французский академик Фредерик Ле Пле, активно работавший в 70-е и 80-е гг. XIX века.
Он не мог согласиться с тем, что человеческое поведение вытекает из теоретических схем его либеральных и революционных современников. Он установил и объяснил тесную связь между тем, что было названо la famille souche, т.е. "стержневой, или корневой" семьей, и теми примерами устойчивого творческого процветания, которые известны из истории человечества. "Корневая семья" представляет собой нечто большее, чем нуклеарная чета мужа и жены, - охватывая расширенное родство, она являет собой не просто значимую, а зачастую направляющую и ведущую силу человеческого развития. Он утверждал, что эта форма семьи "при значительном покровительстве провидения обладает определенной структурой и благодетельными качествами индивидов и их ассоциаций". Сила семьи основывается на владении земельным участком и всеми необходимыми условиями для автономного домохозяйства: устойчивой привычкой к работе, приобщенностью к наследственным ценностям, внутренней самодостаточностью для преодоления кризисов и устремленностью к рождению и воспитанию детей.
Прежде всего, Ле Пле утверждал, что корневая семья должным образом обеспечивает родительский контроль над базовым образованием детей, которые получали образование дома. Когда же их посылали в школу, там происходило обучение специальным предметам, тогда как формирование характера и профессиональных навыков происходило при совместной работе с родителями. В системе родовой семьи отец и мать выполняли также роль духовных наставников. Представленные должным образом религиозные принципы и правила становились привычным регулятором детского поведения которое не так легко было подорвать скептицизмом. Вместе с тем, индивид, являясь составной частью семейного сообщества, учился полагаться не только на самого себя, но и на свою семью.
Ле Пле обнаружил признаки корневой семьи среди иудеев, древних греков, римлян до времен Империи, и у большинства европейских народов перед подъемом современных национальных государств. Корневая семья сочетала чувство общности с возможностью индивидуального выражения без какого-либо угнетающего воздействия, присущего ригидной патриархальной семье, равно как и без эгоистического атомизма современной либеральной семьи. Организованная таким образом семья действительно была "клеткой" общества, источником стабильности, прогресса и свободы.
Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи