Ответы к экзамену по курсу социологии семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка

Описание работы

Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.

Работа содержит 39 файлов

1, 2.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

12.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

14.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

17.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

18, 20.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

19.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

21, 22.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

23.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

25, 26.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

28.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

29.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

3, 4.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

30, 31.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

33.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

34.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

35.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

36.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

37.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

38.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

39.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

40.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

41 (2).doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

41.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

42,43.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

44.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

45.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

46.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

47.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

6.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

7, 12.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

8, 9.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

шпоры по семье-1.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

 

9.Фамилизм и посредническая роль семьи.

Слово «фамилистический» производно от латинского familia — семья и является синонимом всего семейного. Термин «фамилизм» употребляется для характеристики просемейных систем ценностей, где наивысшее значение по сравнению с остальными благами жизни придается семье и детям.

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества - родительства - родства позволяет говорить о семье как таковой в ее строгой форме.

Семья  обычно  выполняет  роль  главного передатчика  культурных  норм.  Семья  выполняет  посреднические  функции  в процессе социализации, связывая индивида с «большим» миром.

Семья выступает в посреднической роли - связывает отельного человека с социальной структурой. Общество не может существовать, если его потребности, такие как производство и распределение благ, обеспечение детей  и стариков, социализация подрастающих поколений и др. не будут удовлетворяться.  Значимость посреднической роли семьи образует специфику социологического подхода к изучению семьи. Общество способно существовать лишь в том случае, если индивиды через посредничество семьи мотивируются к удовлетворению общественных потребностей. Семья способна осуществлять посредническую роль при условии поддержки со стороны общества. Исследование посреднической роли института семьи в массе социальных проявлений составляет предмет макросоц. семьи.

 

10.Репродуктивные установки и их измерения.

Потребность в детях состоит из репродуктивных установок и мотивов, раскрывающих интенсивность побуждений к рождению детей. Репродуктивная установка – психическое состояние личности, обуславливающее взаимную согласованность разного рода действий, характеризующих положительным или отрицательном отношением к рождению определенного числа детей. Репродуктивные установки характеризуют психическую предрасположенность, готовность к определенному результату репродуктивного поведения, т.е. отношение к рождению детей. О наличии репродуктивных установок можно говорить, если имеется нормальная плодовитость. Среди репродуктивных установок выделяются установки на число детей, установки на пол ребенка, установки к беременности и благополучному её исходу, а так же установки на интервалы между рождениями… Установки на число детей измеряются обычно с помощью показателей идеального числа («сколько лучше всего вообще иметь детей в семье»), желаемого числа («сколько хотелось бы иметь детей в семье, если бы для этого имелись условия») и ожидаемого числа («сколько детей всего Вы собираетесь иметь»).

Установки на интервалы между рождениями детей изучаются, но редко – наилучшим интервалом считается рождение первенца через 2-3 года после вступления в брак, между рождениями – 3-4 года. Изучение установок контрацептивного поведения осуществляется широко в рамках «планирования семьи» в целях пропаганды ограничения рождаемости в развивающихся странах.  Проблема формирования репродуктивных установок. Основным источником этих формирований являются репродуктивные нормы, принятые в микросреде и более широких соц группах и ассоциациях.  Изучение установок на пол ребенка не обнаружило явного предпочтения какому-либо полу, хотя немного проявилась тенденция, предпочитать собственный пол. Период формирования репродук установок происходит в отрочестве, до момента вступления в брак. Социально-символическая функция репродуктивной установки указывает на то, что само наличие репродук установок, совпадающих с общепринятыми взглядами является ценностью.

 

11.Полиандрия, полигиния, полигамия - как соотносятся между собой.

Для россиян, англичан или американцев существует только один вид цивилизованной формы супружества - моногамия, т.е. брак одного мужчины с одной женщиной. Однако в развитии большинства обществ практиковалась полигамия, т.е. формы брака, при которых существует более одного партнера в супружестве.

Теоретически возможны три формы полигамии

*групповой брак - несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях («шведская семья»). Еще сравнительно недавно эта форма брака была широко распространена, она существует и сейчас, например, на Маркизских островах. В групповом браке роль мужа играет мужской коллектив, а роль жены - женский. Фрагментация на пары отсутствует.

*полиандрия - женщина имеет несколько мужей. Одним из таких редких примеров служат некоторые общества Южной Индии и Тибета. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе. Полиандрия в семьях Южной Индии стала понятной, когда в результате анализа демографической ситуации выяснилось, что в этих регионах мужское население значительно превосходит по своей численности женское.

*полигиния, или многоженство. Мнение представителей современной Европы и Северной Америки о многоженстве также в значительно степени этноцентрично. Многие в нашем обществе, например, считают, что культивирование такой формы брака ведет к деградации женщины, к превращению ее в рабыню. Однако факты говорят об обратном. Трудно сказать, в каком обществе женщина имеет более высокий статус - в обществе с полигамной или моногамной формой брака. Во-первых, даже в обществах, где широко распространена полигамная семья, браки обычно являются моногамными. Только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Во-вторых, обязанности между женами четко распределены, а первая жена очень часто оказывает решающее влияние на поведение мужа. Жизнь всех жен в достаточной степени обеспечена, и они, как правило, не желают для себя другой доли.

 

12.Генеалогический метод и геносоциограмма.

Задача семейной генеалогии заключается в построении <дерева> линий родства, идущих от общих предков, причем в центр всей системы отсчета помещается не ЭГО какого-либо члена семьи, а та прародительская семья, о предшественниках которой нет никаких сведений. Цель генеалогического исследования состоит в восстановлении прошлого семьи, в изображении жизненного пути семейных поколений, связанных линиями происхождения по прямому родству.

Генеалогическое исследование семьи в социологии семьи обретает статус самостоятельного направления, где главной задачей становится наблюдение посредством генеалогических данных за самой историей сохранения и длительного существования семейного рода, фамилии, межсемейной преемственности.

Построение генеалогического древа семей устанавливают среднюю для тех или иных категорий семей длительность семейной памяти о предках (например, ограниченную двумя-тремя, либо семью - десятью степенями или <коленами> происхождения). Одновременно, выявляются условия адаптации семей к окружающим условиям. Генеалогический метод оказывается как бы новым измерением семейного цикла жизни целого ряда семей, связанных общим происхождением. Схемы родословных способны наглядно продемонстрировать, например, влияние процессов нуклеаризации и сокращения рождаемости на протяжении 100-150 лет и 4-5 поколений.

В некоторых семьях прослеживается повторяемость определенных событий, трудных ситуаций, несчастий - своего рода <синдром годовщины>. Часто люди заболевают раком в том же возрасте и на том же этапе своей жизни, что и близкий им человек, погибший от этой болезни. Иными словами, проявляется определенная семейная структура, или сценарий – Геносоциограмма. Обнаружив много <синдромов годовщины> у раковых больных, стали развивать метод геносоциограммы, чтобы исследовать невидимые связи.

Геносоциограмма представляет собой классическое семейное древо, дополненное важными жизненными событиями. Это картина жизни 3-5 поколений с рождениями детей браками, смертями и их причинами, серьезными болезнями, травмами, несчастными случаями. Она включает сведения об образовании, профессиях, местах проживания и переездах, всех важных жизненных событиях, романах, дружбах, расставаниях, потерях. Указываются также члены семьи и родственные линии, информация о которых отсутствует. Она учитывает наследственность семьи в нескольких поколениях и помогает каждому человеку осознать свой <жизненный сценарий>, выбор в профессиональной и личной жизни. Она выявляет некоторые бессознательные тенденции в жизни семьи, включая дальних родственников, раскрывает различные роли, семейные мифы и секреты, повторения в выборе супругов, профессий, стиля жизни, мировоззрения, а также закономерности в заболеваниях, травмах, смертях.

Позволяет также избавиться от идентификации с тем родственником, чье имя человек носит - помогает пациенту преодолеть чувство внутреннего холода, собственной ненужности, отсутствия права на существование.

 

13. Социология семьи в России.

З периода:

- середина 19в-1917

- начало 20х гг – середина 50х гг

- середина 50х гг – по наст время.

Деятели:

1. Ковалевский. Анализ брачно-семейных отношений в древности. Подверг сомнению бытовавшие в то время утверждения о царивших на ранних этапах истории беспорядочных взаимоотношениях полов. Регуляция половых отношений – в силу наличия родства по линии матери. Семья – не только союз лиц, связанных браком или общим родством – это члены общины, живущие под одной кровлей.

2. Сорокин.  Семья интересовала как основная ячейка и основ­ной индикатор общества, но, подобно многим ученым, его мировоз­зрение складывалось под влиянием "легального марксизма" и "науч­ного социализма". Он публикует статью "Кризис современной семьи" в "Ежемесячном журнале для всех".В ней дает глубокий анализ кризисных явлений традиционной семьи как социального института, излагая ряд при­чин ослабления союза супругов, союза родителей и детей, а также союза родственников. "Интересы современной семьи... сталкиваются с интересами общества и являются тормозом для проявления более высоких альтруистических порывов и поступков. И чем далее, тем это столкновение интересов семьи и общества растет... И нет сомнения, что в этом... единоборстве семьи и общества, интересов первого и второго... организация современной семьи будет разбита: общественные интересы — с одной стороны, и интересы личности (обратная сторона общечеловечности) — с другой, победят и фактически уже побеждают. Расширившийся ...альтруизм... и теперь уже требует... большего простора, чем узкие границы семейного альтруизма".

 

14.Интертильность, инфантицид, лактация, контрацепция - какой термин лишний?

Инфертильность - бесплодие, обусловленное невынашиванием беременности, отсутствие рождений у женщины в течение всего или части репродуктивного периода. Может быть также следствием искусственного прерывания беременности, а также полного отсутствия сексуальных отношений на протяжении всего репродуктивного периода или какой-то его части (из-за отсутствия брака, длительного разделения супругов или контрацептивного воздержания).

Инфантицид – принесение детей в жертву богам и духам, оставление их на съедение зверям, отсутствие ухода за больными и слабыми малышами и периодическое ритуальное истребление. Ритуальный инфантицид бытовал повсюду — как в первобытных племенах, так и в развитых обществах Европы, Китая, Индии вплоть до XIX века.

Лактация - образование молока в молочных железах и периодическое выведение его. Лактация начинается после родов под действием гормонов.

Контрацепция - предупреждение беременности механическими, химическими и другими средствами и способами. (+++++Инфертильность— бесплодие, обусловленное невынашиванием беременности; неспособность к оплодотворению при нормальном половом акте. Инфертильность, то есть неспособность иметь потомство, является тяжелым состоянием, нарушающим социальную и психологическую адаптацию человека, влияющим на его здоровье и качество жизни. В силу этого бесплодие в семье остается одной из важнейших медицинских и государственных проблем. Инфертильность— отсутствие рождений у женщины в течение всего или части репродуктивного периода.

Инфантицид – убийство матерью собственного ребёнка;  умерщвления новорожденного.

Лактация – вскармливание грудью; образование молока в грудных железах.

Контрацепция - предупреждение беременности; предохранения от нежелательной беременности приобретают все большую актуальность, в связи с общей тенденцией к падению рождаемости в развитых странах мира. Под стерильностью при условии нормальной половой жизни понимают неспособность к зачатию. При этом различают стерильность постоянную и временную; естественную, искусственную (контрацептивную) и патологическую,  абсолютную и относительную. Искусственная стерильность обусловлена применением контрацепции. Бесплодие является одним из факторов инфертилъности, т. е. отсутствия рождений. Инфертильность может быть также следствием искусственного прерывания беременности, а также полного отсутствия сексуальных отношений на протяжении всего репродуктивного периода или какой-то его части (из-за отсутствия брака, длительного разделения супругов или контрацептивного воздержания).Инфертильность вместе с возможными случаями смерти детей является фактором бездетности, т. е. отсутствия детей в семье. )

 

Лишний термин из этого списка – лактация, поскольку остальные 3 термина относятся к способам планирования рождаемости, а лактация - это процесс при котором численность детей не уменьшается и это единственный процесс которые не препятствует возникновению и дальнейшему существования человека.

 

15.Разрушение социальных норм многодетности семьи.

Отмирание социальных норм многодетности включает в себя не только уменьшение репродуктивных установок, но и исчезновение значимых различий в ориентациях на пол ребенка. Установка максимум на 1-2 детей в семье предполагает безразличие к полу ребенка: родителей интересует не сын или дочь, а ребенок. Точнее говоря, ориентации на сыновей и дочерей распределены в целом равномерно и статистически как бы <гасят> друг друга. В итоге, вторичное соотношение полов не претерпевает радикальных деформаций, слегка увеличиваясь лишь под влиянием снижения внутриутробной смертности. Эта картина свойственна всем развитым странам, в том числе и России. На вопрос, сколько рожать детей, можно ответить по-разному. Зависит от точки зрения. Для простого воспроизводства населения каждая пара должна иметь в среднем трех детей – с запасом: ведь есть одинокие и бесплодные. Так сказать, за себя и за того парня (соответственно и за ту девицу). Репродуктивные нормы – детерминированные социальной системой принципы и образцы подобающего поведения, относящегося к рождению определенного числа детей, и принятые в тех соц группах, к которым принадлежит или хотел бы принадлежать индивид. Социальные нормырождаемости можно подразделить на 2 группы: на нормы детности  (малодетности, среднедетности и многодетности) и нормы, регулирующие наступление беременности и деторождения. «Лаговый эффект»: длительное сохранение норм детности, после изменений вызванных условиями жизни и обстоятельствами. Многодетность в развивающихся странах является хорошим примером подобного «лага.» По сохранившимся нормам многодетности можно судить о вызвавших эти нормы формах семейного образа жизни, о круге функций семьи и условиях жизни, породивших эти нормы

Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи