Ответы к экзамену по курсу социологии семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 23:05, шпаргалка

Описание работы

Соцфак МГУ, 2010 год. Ответы к экзамену по социологии семьи, преподаватель - Антонов.

Работа содержит 39 файлов

1, 2.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

10.doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

12.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

13.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

14.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

16.doc

— 41.50 Кб (Открыть, Скачать)

17.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

18, 20.doc

— 57.00 Кб (Открыть, Скачать)

19.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

21, 22.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

23.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

24.doc

— 31.50 Кб (Открыть, Скачать)

25, 26.doc

— 55.50 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

28.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

29.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

3, 4.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

30, 31.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

33.doc

— 33.50 Кб (Открыть, Скачать)

34.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

35.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

36.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

37.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

38.doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

39.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

40.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

41 (2).doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

41.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

42,43.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

44.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

45.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

46.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

47.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

5.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

6.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

7, 12.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

8, 9.doc

— 91.00 Кб (Открыть, Скачать)

шпоры по семье-1.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

 

23. Может ли быть семейная политика противосемейной и какие цели делают ее просемейной?

Положение российской семьи сегодня очень сложное. Кризис института семьи проявляется в снижении показателей брачности и рождаемости, в увеличении количества разводов, в росте числа неполных семей, родителей-одиночек, брошенных детей, в утрате воспитательной роли отцовства. Потенциал роста рождаемости у нас есть: более 55% женщин считают идеальным вариантом семью с двумя детьми, а около 20% — хотели бы иметь троих детей. Значит, нужна такая просемейная политика, которая учитывала бы эти «настроения» и закрепляла их. Необходимо добиваться устойчивой мотивации людей на семейный образ жизни.

Вместе с тем должны предлагаться конкретные меры семейной политики: поддержка семей, имеющих трех и более детей: увеличение пособий для неработающих матерей, единовременные крупные пособия при рождении третьего ребенка, беспроцентные кредиты на жилье молодым семьям, гарантии бесплатного образования для детей из многодетных семей и т.д.

Сегодня СМИ пропагандируют культ потребления, культ удовольствий и развлечений, ведут пропаганду несемейного образа жизни и бездетности, т.е.  ведут противосемейную политику. Эти проблемы не могут быть решены только усилиями политического руководства страны. Такого масштаба проблемы требуют участия региональных властей, политических сил и общественных организаций, в конечном счете, всех граждан.

 

24.Есть ли у общества потребность в детях?

Потребность в детях зависит от духовно-нравственного климата в обществе. В секулярном обществе рождаемость выше уровня простого воспроизводства населения просто невозможна. Общество, ставшее на путь модернизации обречено на вымирание.

Потребность в детях у сегодняшних россиян колеблется на уровне малодетности, то есть один-два ребенка, причем доминирует установка на одного ребенка.

В последнее время существует установка части подрастающего поколения на преднамеренную бездетность. Сегодня СМИ пропагандируют культ потребления, культ удовольствий и развлечений, ведут пропаганду несемейного образа жизни и бездетности, т.е.  ведут противосемейную политику. Репродуктивная потребность не является чем-то статичным, она подвижна, и эта подвижность носит негативный характер, то есть она не собирается останавливаться на уровне 1 ребенка или 2-х детей, а продолжает падать.

Существует гипотеза, что в секулярном обществе вообще какой-либо рост рождаемости невозможен. Сложно назвать успешно развивающуюся страну, которая бы сейчас имела положительный показатель воспроизводства населения, будучи при этом не религиозной.

Сейчас Америку приводят в пример, как государство с относительно стабильным демографическим развитием, но это, во-первых, временно, во-вторых, уже не соответствует действительности. В этом году показатель рождаемости, несмотря на массовый приток инокультурных иммигрантов, все-таки упал.

Однако репродуктивную потребность можно повысить целенаправленной государственной политикой. Необходимо, чтобы в области конкуренции человеческих потребностей семья и дети не были вытеснены иными потребностями.

Страна, которая хочет проводить демографическую политику посредством депопуляции — повышения потребности семьи в детях, должна обеспечить соответствующую поддержку семьям. И только после этого нужно проводить социальную политику, направленную на повышение престижа семьи и брака, чтобы люди стремились вступать в семью и обзаводиться детьми, и не одним ребенком, как сейчас, а как минимум тремя.

 

25.Функции семьи по отношению к обществу и личности.

Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

«Ядро» семьи – супружеская пара. Семью создает отношение родители – дети.

Нельзя делить функции семьи на главные и второстепен­ные, все семейные функции — главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.

Специфи­ческие функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. К ним относятся рожде­ние {репродуктивная функция), содержание детей {экзистенциальная функция) и воспитание детей {функция социализации), они остаются при всех изменениях общества.

Неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принуж­денной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Они  связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микрокли­мата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др. Они отражают исторический характер связи между семьей и обществом. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются.

 

26. Социальная поддержка семей и семейная политика - соотношение.

Концепция семейной политики содер­жит план первоочередных мер, но в ней нет ни слова о долгосрочных задачах и мерах. Все это говорит об отсутствии у федеральных властей представле­ний о долгосрочном характере семейной политики, о необходимости системы мер, направленных на укрепление семьи как социального института. Ограничение за­дач политики злобой дня делает их политикой малых дел, малых сумм и малой пользы. Семейная политика — это деятельность государства, политиче­ских партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на внедрение в жизнь той модели семьи с 2 родителями, которая отвечает потребностям личности и общества. Цель СП – укрепление семьи как соц института.

Социальная поддержка семей — это часть (форма) семейной по­литики, целью которой является оказание помощи семьям в преодо­лении разного рода стрессовых ситуаций, в решении проблем, возни­кающих в их жизни, с которыми семьи не в состоянии справиться сами, за счет своих внутренних ресурсов. Социальная же работа с семьями — это деятельность, которая реализует эту социальную поддержку.

 

27.Первичная и вторичная социализация детей, ресоциализация.

Социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзаве­стись в будущем своей семьей.

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, неравные по времени и интенсивности стадии. Первая стадия — пери­од активного становления индивида как общественного существа — занимает около трети жизни. Вторая стадия — период развития сложившейся лич­ности в ходе ее дальнейшего функционирования в об­ществе: 1) в качестве трудоспособного члена общества; 2) и в связи с выходом на пенсию.

Ряд авторов, разделяя первичную социализацию в детстве и вто­ричную, позволяющую уже социализированному индивиду входить в новые секторы общества, например П. Бергер и Т. Лукман, не при­знают традиционную трактовку социализации как подготовку ре­бенка к будущим взрослым ролям. Они говорят, что в этом случае социализация превращается как бы в производство каких-то полу­фабрикатов, дети могут жить с ощущением того, что они какие-то неполноценные, что они как бы еще не люди и все время к чему-то там готовятся. И вот это ощущение, что все впереди, а сейчас ни­чего нет, появляется неизбежно у детей, если целью и задачей со­циализации объявляется подготовка ребенка к будущим взрослым ролям. Детство — составная часть социальной жизни и детские роли име­ют самостоятельное значение. Вместе с тем в процессе вторичной социализации падает значение семьи и усиливается роль  образовательных учреждений.

При спонтанной социализации социологи обращают внима­ние на то, как реально осуществляется воспитание детей в семье. Говоря о социальном воспитании в семье, имеют в виду наличие у родителей каких-либо эталонных моделей поведения, которые они стремятся передать детям. Первичная социализация в семье состоит из этих педагогических усилий родителей и из стихийного усвоения всего того, чем характеризуется семейный образ жизни в отдельных семьях.

Социализа­ция рассматривается как формирование социально-компетентной личности. На каждой данной стадии развития социализируемый индивид обязан демонстрировать ответственность за свои действия.

 

28.Отличие семейной политики от социальной и демографической.

Стратегические цели семейной политики — укрепление семьи как социального инс­титута. Сущность – все воздействия на семью, которые изм её положение в обществе как соц института среди других соц институтов. Д.б. направлена на пешное функционирование семьи.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения.

Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов.

 

29.Перехват специфических функций семьи.

В начале XX столетия социальные институты все более совмещают с семьей и выполнение функций образования и воспитания (школы и детсады), защиты и охраны (полиция и армия), функции питания, одежды, досуга (сферы обслуживания), функции благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд).

У. Огборном все эти факты были обобщены в теории "перехвата" семейных функций, утверждающей "прогрессивный" характер этого процесса.

П. Сорокин видел в уменьшении и сворачивании социокультурных функций семьи негативное воздействие индустриально-урбанистской цивилизации, неизбежно превращающее семью в бездетное сожительство мужчин и женщин. Понятие жизненного цикла фиксирует протяженность семейного общения, основной характеристикой которого является непосредственность контактов. Все семейные разлуки относятся или к разъединению родителей и детей, либо к разделению супругов. В свою очередь каждая из этих подгрупп делится на две части: разлуки добровольные и вынужденные обстоятельствами. Будем называть разлучения родителей и детей депривацией (изоляцией от семьи), а разлуки супругов - разделением. Изучение неполноты цикла охватывает самые существенные для семьи явления. На второй стадии цикла возрастает вероятность разводов - пик приходится на 3-4 годы брака, после рождения ребенка из-за неготовности к новым ролям отца - матери. Вероятность смерти младенца остается еще высокой у нас в сравнении с европейским стандартом, тем не менее, она ниже вероятности развода. На третьей стадии увеличивается вероятность смерти, особенно для мужей, и уменьшается в сравнении с предыдущей фазой вероятность развода. Наконец, на последней стадии, несмотря на небольшой всплеск разводимости пожилых супругов, начинает преобладать вероятность смерти мужей. Разводы и смерти создают на разных стадиях многообразие осколочных форм семьи. Причем события, вызывающие неполноту цикла, могут вести к повторному вступлению в брак или к нерегистрируемым формам брака, либо к одиночному родительству. Эти события включаются, к примеру, американскими социологами и демографами в схемы и таблицы, характеризующие семейный цикл, наряду с новыми феноменами, порождаемыми кризисом ценностей семейного образа жизни (например, беременности подростков - тинейджеров, ведущие к рождению детей либо к абортам). Беременности тинейджеров, так же как первичное вступление в фактический брак (в сожительство при наличии детей или без них) и как вне брака осуществляемое матерью-одиночкой рождение или усыновление ребенка (и тому подобные феномены), нельзя считать производными от той или иной неполноты семейного цикла. Это процессы иного класса, характеризующие индивидуальное обесценивание брака и семейного образа жизни, и потому они должны рассматриваться в рамках жизненного цикла личности, а не семьи.

 

30.В каком случае одна стадия семейного цикла жизни исключает остальные?

Сорокин выделял четыре стадии: - брачная пара в момент образования; с маленькими зависимыми детьми; по крайней мере с одним взрослым ребен­ком; отделения всех детей.

=> есть пять семейных событий (а именно заключение брака, рождение первенца и последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей, смерть одного и другого супру­гов-прародителей). Если взять за основу формирования цикла воз­никновение брачно-репродуктивной пары, то рождение детей будет характеризовать расширение нуклеарной семьи, а отделение взрослых детей — сужение.

На первой стадии супруги готовятся стать родителями и сформировать семью, ибо лишь рождение детей превращает брачную пару в семью, мужа и жену — в отца и мать.

На второй стадии появляется первый ребенок и возможно рож­дение 2-го и последующих детей — в зависимости от потребности семьи в детях. Это - стадия репродуктивного родительства, она мо­жет быть короче или длиннее в связи с числом рождений, но лишь в одном случае она не имеет никакой длительности — когда первый ребенок оказывается и последним.

Вторая стадия дает начало третьей стадии воспитания детей, которая для многих родителей не кончается никогда, но которую следует ограничить или достижением совершеннолетия (требующим выделения новой стадии цикла, что нецелесообразно), или моментом отделения последнего из взрослых детей. Задержка этого от­деления, допустим, из-за отсутствия жилья, продлевает стадию со­циализации взрослых детей на неопределенный период (в течение которого они могут обзавестись своей собственной семьей).

Появление первого внука превращает родителей-основателей в прародителей, в дедушку и бабушку, хотя это не означает прекраще­ния стадии социализационного родительства, так как в семье могут быть еще несовершеннолетние дети. Этот «перехлест» стадий в свя­зи с малодетностью семьи не может быть распространенным, и им также следует пренебречь. Однако в углубленных исследованиях семейного цикла возможно дробление каждой из стадий на более мелкие части, звенья и фазы. Последняя стадия прародительства длится до смерти супругов.

 

31.Брачный выбор и брачный рынок.

Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Это равноправный союз между м и ж, заключенный с целью образования семьи.

Брачный выбор - процесс, в результате которо­го из совокупности возможных брачных партнеров отбирается тот, в каждом данном конкретном случае един­ственный, который и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе», сожительствуют. Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе.

Информация о работе Ответы к экзамену по курсу социологии семьи