Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Открыть, Скачать)

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

5. Ответственность  за нарушение валютного  законодательства 

    Субъектами  ответственности за нарушение валютного  законодательства являются резиденты, включая уполномоченные банки.

    Взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том  числе по представлению агентов  валютного контроля, с юридических лиц - в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном.

    Следует особо отметить следующее обстоятельство. Согласно подп."а" п.1 ст.14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, резиденты, включая уполномоченные банки, несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу Закона сделкам. При этом права на бесспорное взыскание указанных сумм органам валютного контроля Законом не предоставлено, взыскание возможно только в исковом порядке через арбитражный суд (если ответчиком является юридическое лицо или гражданин-предприниматель). На это обстоятельство обращается внимание в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 1993 г. N С-13/ОСЗ-5.

    При повторном совершении перечисленных  правонарушений, а также за невыполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

    а) взыскания в доход государства  сумм, указанных в таблице, а также  штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм;

    б) приостановления действия или лишения  резидентов (включая уполномоченные банки) и нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений.

    В дополнение к изложенному отметим, что законодательством предусмотрена  также ответственность за несоблюдение требования таможенного режима экспорта об обязательном зачислении в установленном порядке на счета в уполномоченных банках всей валютной выручки от экспорта товаров в определенные сроки исполнения текущих валютных операций. Данный вид ответственности регламентирован ст. 273 Таможенного кодекса РФ и принятыми в его развитие приказами ГТК РФ от 2 августа 1994 г. N 391-дсп и от 24.07.95 N 467.

    Валютным  законодательством установлены  также меры ответственности за нарушения  порядка проведения экспортно-импортных  операций.

    Ответственность экспортера регламентирована в разд. IV и V инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ от 12 октября 1993 г. N 19, 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров". В частности, экспортер за непредставление в банк информации о внесении в контракт, положенный в основу подписанного паспорта сделки (ПС), дополнений и/или изменений, затрагивающих данные ПС (для оформления дополнительного листа ПС), за непредставление в банк копии ГТД в установленные сроки или за непредставление в указанные в Инструкции сроки запрашиваемой банками информации несет ответственность в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. за каждый день просрочки сверх установленных сроков представления указанной информации в банк, но не свыше суммы по контракту, по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Указанные штрафы взыскиваются главными территориальными управлениями Банка России в бесспорном порядке (посредством списания сумм штрафов со счетов экспортера в иностранной валюте или в рублях по курсу Банка России на дату списания суммы штрафа на основании распоряжения начальника соответствующего главного территориального управления Банка России) по результатам как самостоятельных проверок, в том числе по представлению банков, так и проверок, проведенных таможенными, налоговыми органами, Федеральной службой валютного и экспортного контроля РФ.

    Что касается импортера, то ранее уже  были указаны основные меры ответственности, которые могут применяться к  нему при наличии соответствующих  оснований. Помимо этого, основываясь  на нормах Закона о валютном регулировании и валютном контроле, Банк России в п.10.4 Инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ от 26 июля 1995 г. N 30, 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" (далее - Инструкция) установил порядок применения финансовых санкций за правонарушения, указанные в п. 2 ст. 14 названного Закона. Меры ответственности, установленные в этом пункте Инструкции, применяются только за несвоевременное представление в банк импортера ксерокопии ГТД.

    Если  при применении к предприятию каких-либо мер ответственности органами, налагающими санкции, были нарушены нормативно-правовые предписания действующего законодательства, оно вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением (ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Нельзя не признать, что данное правило, касающееся законодательно предоставленной возможности судебного обжалования неправомерных решений государственных органов, является важнейшей гарантией соблюдения прав и законных интересов всех субъектов предпринимательских отношений.

    Кроме всего перечисленного должностные  лица юридических лиц-резидентов, в  том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, виновные в нарушении валютного  законодательства, несут уголовную  и административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    Остановимся кратко на нормах КоАП и УК об ответственности за нарушения валютного законодательства.

    Статьи  Кодекса об административных правонарушениях, прямо предусматривающие указанную  ответственность, скорее касаются нарушения правил ведения текущих валютных операций (ст. 153 и 154 КоАП).

    К операциям, связанным с движением  капитала, применима ответственность, предусмотренная ст. 187 КоАП ("Контрабанда"). В качестве состава такого правонарушения в ней указаны ввоз или получение из-за границы грузов, хотя бы при наличии установленных разрешений и с уплатой пошлины, если ввоз или получение этих грузов связаны с незаконным вывозом, переводом или пересылкой за границу валюты СССР, валютных ценностей, платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту, ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий; незаконные вывоз, ввоз, пересылка и перевод за границу и из-за границы валюты СССР, валютных ценностей, платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту, ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий. Названные правонарушения влекут за собой наложение штрафа на граждан в размере до 1/2 минимального размера оплаты труда и на должностных лиц - до одного минимального размера оплаты труда с конфискацией предметов контрабанды, а также перевозочных и других средств, предназначенных для перемещения предметов контрабанды через государственную границу.

    Следует отметить, что в законодательстве, регулирующем ответственность за контрабанду, наблюдается серьезная терминологическая  несогласованность. Так, ТК РФ и УК РФ дают достаточно близкие определения понятия "контрабанда". Эти акты признают контрабандой перемещение предметов через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Учитывая содержание ст. 187 КоАП, после вступления в силу ТК РФ чрезвычайно актуальным станет вопрос: применяется ли ответственность, установленная ст. 187 КоАП за контрабанду?

    Действовавший до 1 января 1997 г. УК РСФСР в ст. 162.8 предусматривал ответственность за сокрытие в крупных размерах (до 50 000 долларов США) руководителями организаций (независимо от формы собственности) средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченных банках Российской Федерации, в виде лишения свободы на срок до трех лет. За те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц, либо в особо крупных размерах (250 000 долларов США), - в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет.

    Кроме того, до 14 июля 1994 г. (даты исключения) действовала ст. 88 УК РСФСР, предусматривавшая наказание за нарушение правил о валютных операциях, а также спекуляцию валютными ценностями или ценными бумагами в виде лишения свободы на срок от трех до восьми лет с обязательной конфискацией валютных ценностей и ценных бумаг.

    Уголовный кодекс Российской Федерации, в отличие от действовавшего ранее, не содержит норм об уголовной ответственности граждан за незаконные валютные операции и прямо предусматривает ответственность руководителя организации за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк России (наказывается лишением свободы на срок до трех лет). 

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————

              Правонарушения                |          Санкции

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Финансовая  ответственность  юридических лиц

(по Закону о валютном регулировании и валютном контроле)

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————

 Совершение  сделок, недействительных в  силу| Взыскание в доход государ-

 Закона о  валютном регулировании и   валютном| ства всего полученного   по

 контроле                                   | таким сделкам

                                            |

 Необоснованное  приобретение не по сделке, а|  Взыскание в доход государ-

 в результате  незаконных действий           | ства необоснованно  приоб-

                                            | ретенного не по сделке,  а

                                            | в  результате   незаконных

                                            | действий

                                            |

 Отсутствие  учета валютных операций         | Штраф в пределах  неучтен-

                                            | ной суммы

                                           |

 Ведение учета  валютных операций с нарушени-| Штраф  в  пределах  суммы,

 ем установленного  порядка                  | которая была учтена ненад-

                                            | лежащим образом

                                            |

 Непредставление  или несвоевременное  предс-| Штраф  в пределах суммы, по

 тавление органам  и агентам валютного  конт-| которой документация и ин-

 роля документов  и информации в соответствии| формация не были представ-

 с п. 2 ст. 13 Закона  о валютном регулирова-| лены  в  установленном по-

 нии и валютном  контроле                    | рядке

                                            |

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Административная  ответственность  должностных лиц организаций

(по КоАП РСФСР)

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————

 Ввоз  или   получение  из-за границы грузов,| Штраф до одной минимальной

 хотя бы при  наличии установленных  разреше-| оплаты  труда  с конфиска-

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля