Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.
Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таким образом, основными функциями ВЭК являются:
1)
осуществление контроля за
2)
проведение проверок валютных
операций резидентов и
В соответствии с возложенными задачами и функциями ВЭК РФ имеет право привлекать юридических и физических лиц в установленном порядке к ответственности за нарушение законодательства РФ и ведомственных нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические операции.
С принятием в июле 1993 г. Таможенного кодекса (ТК) России валютное законодательство дополнено нормами, касающимися наделения ГТК РФ статусом органа валютного контроля, а иных таможенных органов - статусом агентов валютного контроля. Статьи 199-201 ТК России определяют компетенцию таможенных органов в области валютного контроля следующим образом.
Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.
Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом применительно к таможенному контролю.
При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом.
В иных случаях ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации, выявленные таможенными органами Российской Федерации, наступает в соответствии с валютным и другим законодательством Российской Федерации.
Приведенные
нормы Таможенного кодекса
Согласно Закону РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", органы налоговой полиции имеют право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством агентам валютного контроля. Статус налоговой полиции как правоохранительного органа может ввести в заблуждение относительно ее полномочий в сфере валютного контроля. Подчеркнем, что налоговая полиция является агентом, а не органом валютного контроля, и, следовательно, она не имеет права применять меры ответственности за несоблюдение валютного законодательства.
Рассмотрим следующий пример. Управление Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Тюменской области на основании акта проверки приняло решение о взыскании с ТОО штрафа в размере сокрытой валютной выручки. Решение принято на основании указов Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" и от 27 октября 1992 г. N 1306 "О реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту".
9
июля 1996 г. Президиум Высшего
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона о федеральных органах налоговой полиции последние вправе пользоваться полномочиями, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов при исполнении служебных обязанностей, т.е. в рамках возложенных на них задач по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений.
Указ же Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 629 регулирует отношения в сфере валютного, а не налогового законодательства. Права агентов валютного контроля, предоставленные органам налоговой полиции Законом РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", определены Законом РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".
В соответствии со ст. 15 Закона о валютном регулировании и валютном контроле агенты валютного контроля имеют право проводить проверки в сфере валютного законодательства, приостанавливать операции по счетам в банках, приостанавливать действие или лишать резидентов и нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций, другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Права
на применение ответственности за нарушения
валютного законодательства агентам
валютного контроля этот Закон не предоставляет. Таким
образом, решение Управления Департамента
налоговой полиции Российской Федерации
по Тюменской области признано не соответствующим
закону, поскольку принято с превышением
полномочий.
3. Особенности валютного контроля при осуществлении внешнеторговой
деятельности.
Обязательная продажа
части валютной выручки
Валютные операции, осуществляемые в связи с внешнеторговой деятельностью, находятся "на грани" между текущими и связанными с движением капитала (поскольку задержка оплаты внешнеторгового договора до 181 дня превращает первые во вторые). Исключение именно таких ситуаций является основной целью ряда ведомственных актов, детально регламентирующих порядок проведения расчетов в иностранной валюте при осуществлении экспортно-импортных операций. Остановимся на некоторых принципиальных моментах валютно-экспортного и валютно-импортного контроля.
Осуществляя экспорт товаров, экспортер обязан руководствоваться инструкцией ЦБ РФ и ГТК РФ от 12 октября 1993 г. N 19, 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров".
Контроль осуществляется путем составления агентами валютного контроля - уполномоченными банками - определенных документов (паспорта сделки, учетной карточки таможенно-банковского контроля, реестров, досье, журналов) и их взаимной пересылки между банком и таможенными органами.
Одной из основных обязанностей экспортера при этом является зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ и обязательная продажа 50% валютной выручки. Такой порядок регулируется Указом Президента России от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" и инструкцией ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. N 7.
Юридические лица независимо от форм собственности, в том числе с иностранными инвестициями, осуществляют обязательную продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные банки Российской Федерации по рыночному курсу рубля. Иностранная валюта может быть куплена и продана на внутреннем валютном рынке Российской Федерации только через уполномоченные банки. Приобретение и отчуждение иностранной валюты производится по договору купли-продажи с уполномоченным банком, а также приобретение (отчуждение) иностранной валюты посредством заключения с уполномоченным банком договоров комиссии или договоров поручения, в соответствии с которыми комиссионером или поверенным выступает уполномоченный банк. Обязательная продажа производится юридическими лицами от всей суммы поступлений в иностранной валюте от нерезидентов, в том числе полученной в качестве авансов или предоплаты.
Обязательной продаже не подлежат следующие поступления в иностранной валюте от нерезидентов: взносы в уставной капитал (фонд), а также доходы (дивиденды), полученные от участия в капитале; поступления от продажи фондовых ценностей (акций, облигаций), а также доходы (дивиденды) по фондовым ценностям (акциям, облигациям); привлеченные кредиты, а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов, включая начисленные проценты; пожертвования на благотворительные цели, средства от реализации гражданам товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации; поступления в виде возврата авансовых платежей (предоплаты) по неисполненным импортным контрактам. Кроме того, не подлежат обязательной продаже поступившие от резидентов: платежи в иностранной валюте, которые производятся за счет средств, оставшихся после обязательной продажи части экспортной выручки (средства на текущих валютных счетах юридических лиц), а также средства в иностранной валюте, купленные на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
Экспортер не вправе давать поручение своему контрагенту о перечислении причитающейся ему суммы на счет другого предприятия. Упоминаем об этом не случайно, поскольку на практике возникают такие ситуации, когда предприятие-резидент, будучи экспортером по одному внешнеэкономическому контракту, является одновременно импортером по контракту с другим нерезидентом и пытается оформить соглашение с покупателем своего товара о переводе полагающейся ему суммы за оплату товара на счет поставщика по импортному контракту. В этой ситуации действует общее правило, в соответствии с которым зачисление выручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения Банка России.
В
целях осуществления контроля за
выполнением вышеуказанных
Кроме того, согласно разъяснениям ГТК (письмо от 24 ноября 1995 г. N 01-13/16645), не могут быть признаны нарушениями таможенных правил факты незачисления всей экспортной валютной выручки или ее соответствующей части, связанные:
а) с возвратом в Российскую Федерацию в сроки исполнения текущих валютных операций ранее вывезенного в таможенном режиме экспорта товара - при условии подтверждения факта ввоза таможенными органами;
б) с поступлением экспортной валютной выручки в другой уполномоченный банк - при условии идентификации таким банком поступивших средств применительно к экспортным поставкам товаров, за которым осуществляется валютный контроль;
в) с уменьшением стоимости товара из-за несоответствия качества поставленного товара условиям контракта - при наличии письменного подтверждения Министерства внешнеэкономических связей (МВЭС) России или уполномоченных МВЭС России органов, либо Торгово-промышленной палаты (ТПП) России (далее - уполномоченные органы). При этом, если качество товара ухудшилось при транспортировке, то уменьшение цены товара может быть признано только в том случае, если риск повреждения товара нес экспортер в соответствии с базисными условиями поставки товара, определенными контрактом;
г) с несоответствием количества товара, указанного в грузовой таможенной декларации (ГТД), количеству, указанному в сопроводительных документах, что подтверждено коммерческими актами транспортных организаций. Если потери товара предусматриваются условиями транспортировки (выветривание, усушка и т. д.), то незачисление валютной выручки должно соответствовать объему убыли, определяемому действующими в Российской Федерации нормами (ГОСТами, стандартами, ТУ и т. д.) для соответствующего товара;
Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля