Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Открыть, Скачать)

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

    д) с несоответствием стоимости, указанной  в ГТД, фактически уплаченной сумме  из-за изменения стоимости товара на международных биржах после его таможенного оформления, если такое изменение предусматривалось условиями контракта - при подтверждении уполномоченными органами;

    е) с оплатой банковских расходов и  комиссий - при условии выполнения установленных Банком России и ГТК России требований;

    ж) с невывозом товара или его  части с таможенной территории Российской Федерации после завершения таможенного  оформления (в ГТД ставится отметка "выпуск разрешен") - при подтверждении  данного факта таможенными органами;

    з) с оплатой транспортных и иных расходов, связанных с изменением базисных условий поставок, - при  наличии дополнения к контракту  и документов, подтверждающих факт оплаты;

    и) с иными случаями, если это прямо  вытекает из законодательства Российской Федерации, включая международные договоры, участником которых является Российская Федерация.

    Все поступления в иностранной валюте в пользу предприятий-резидентов, в  том числе выручка от реализации за иностранную валюту на территории РФ товаров (работ, услуг), подлежат обязательному зачислению прежде всего на транзитный валютный счет этого предприятия, с которого производится обязательная продажа 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) в порядке, предусмотренном инструкцией ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ".

    Порядок контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары подробно урегулирован инструкцией ЦБ РФ и ГТК РФ от 26 июля 1995 г. N 30, 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары".

    Как указано в письме ЦБ РФ от 15 ноября 1995 г. N 208, данная Инструкция введена в действие с 1 января 1996 г. Однако вступление в действие отдельных ее пунктов поставлено в зависимость от принятия органами законодательной и исполнительной власти РФ соответствующих нормативных актов. На сегодняшний день принят только Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации", поэтому инструкция действует с весьма существенными изъятиями.

    Система контроля банков и таможенных органов за исполнением импортных контрактов использует те же механизмы, что и для контроля за проведением экспортных операций, и заключается в оформлении соответствующих документов и последующей их пересылке между банками и таможенными органами.

    Инструкция  предусматривает следующие способы  расчетов за импортируемые товары:

    а) оплата импортируемых товаров, таможенное оформление которых завершено (т.е. ввезенных и растаможенных);

    б) оплата импортируемых товаров, таможенное оформление которых на территории РФ не завершено (т.е. отгруженных в пользу получателя, но нерастаможенных);

    в) перевод средств в иностранной  валюте в качестве предоплаты.

    Из  перечисленных способов на практике применяется только первый, использование  остальных станет возможным после принятия соответствующего федерального закона.

    Импортер  должен соблюдать следующие основные требования упомянутых Указа Президента РФ и Инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ:

    1) импортер обязан обеспечить ввоз  в РФ товара, эквивалентного по  стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте, а в случае непоставки товара возвратить указанные средства, ранее переведенные по импортному контракту иностранной стороне или ее приказу, в сроки, установленные контрактом, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Банком России;

    2) после оплаты в иностранной  валюте импортируемых товаров  импортеру запрещается (если иное  ему прямо не разрешено ЦБ  РФ) до завершения таможенного  оформления оплаченных товаров  на территории РФ уступать третьим лицам требования, вытекающие из подписанного им контракта и имеющихся у него в связи с указанным контрактом гарантий и поручительств в его пользу. Исключением из этого правила является переуступка прав требования банку импортера;

    3) сделки, предусматривающие превышение  срока в 180 календарных дней  между днем оплаты импортируемого  товара и датой его таможенного  оформления (и наоборот), могут быть  осуществлены только при наличии  лицензии ЦБ РФ на осуществление  валютных операций, связанных с движением капитала.

    Можно считать, что установленные совместными  инструкциями ГТК и ЦБ РФ правила  в определенной степени способствуют надлежащему исполнению обязательств участниками договорных отношений. Причем обязательства должны быть исполнены непосредственно сторонами договора, а не иными лицами. На это обстоятельство следует обратить особое внимание.

    Кроме того, инструкция содержит еще одно требование, которое в настоящее  время не применяется: в случае перевода импортером средств в иностранной валюте иностранной стороне по контракту или ее приказу в качестве оплаты и при непоступлении по истечении 180 календарных дней с даты осуществления перевода оплаченных товаров на таможенную территорию РФ и невозвращении в течение указанного срока переведенной суммы в иностранной валюте на текущий валютный счет импортера в банке импортера импортер несет финансовую ответственность перед государством в размере всей указанной суммы оплаты. Данная ответственность не будет применяться в случае, если поступление товаров на таможенную территорию РФ, а также возврат переведенной в оплату за товары суммы оказались невозможными вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, вследствие издания акта государственного органа, а также действий органов или должностных лиц иностранного государства.

    Это правило приведет к тому, что импортер будет нести финансовую ответственность  перед государством за действия своего иностранного партнера. В терминах гражданского права это обозначает совершенно абсурдную вещь: кредитор должен нести ответственность за неисполнение обязательств должником.

    В части внешнеторговых контрактов резиденты  получили некоторое послабление. Приказом ЦБ РФ от 24 апреля 1996 г. N 02-94 исключены из перечня операций, требующих разрешения ЦБ РФ, переводы нерезидентами в Российскую Федерацию и резидентами из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов с отсрочкой (рассрочкой) платежа на срок не более 180 дней по экспорту, импорту и аренде воздушных, морских и речных судов, космических объектов; получение (возврат) юридическими и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней от уполномоченных банков (уполномоченным банкам), имеющих полномочия по предоставлению кредитов в иностранной валюте; возврат резидентами и нерезидентами авансовых платежей (предоплаты) по неисполненным экспортно-импортным контрактам.

    Индивидуальные  предприниматели, юридические лица-резиденты  осуществляют следующие виды валютных операций по экспорту и импорту товаров, работ, услуг без разрешений Банка России в соответствии с заключенными ими договорами:

    а) перевод резидентом иностранной  валюты из Российской Федерации, а также  на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в Российскую Федерацию) до даты платежа;

    б) перевод резидентом иностранной  валюты из Российской Федерации, а также  перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента  в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг  после принятия резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работ), оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа;

    в) зачисление резидентом на свой валютный счет, открытый в уполномоченном банке в Российской Федерации, сумм в оплату экспортируемых им товаров (работ, услуг) до таможенного оформления этих товаров на экспорт, принятия нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг независимо от срока с даты получения резидентом платежа до таможенного оформления товаров, приема нерезидентом выполненных работ, оказанных услуг. 

4. Участие нерезидентов  в валютных операциях,

связанных с движением капитала 

    Одним из наиболее актуальных является вопрос о необходимости получения разрешения ЦБ РФ на приобретение нерезидентами  и резидентами акций предприятий-резидентов за иностранную валюту.

    Действующее валютное законодательство Российской Федерации не определяет правил работы нерезидентов на российском рынке, оно  распространяется только на резидентов Российской Федерации. Таким образом, при приобретении акций российских эмитентов нерезидентами никаких разрешений со стороны Банка России последним не требуется.

    Однако  операция по продаже акций нерезидентам за иностранную валюту является валютной операцией, связанной с движением  капитала, и требует наличия у  резидентов соответствующего разрешения Центрального банка РФ.

    Таким образом, резидент должен получить разрешение ЦБ РФ на зачисление на свой текущий  валютный счет средств в иностранной  валюте, поступающих от реализации акций предприятия-резидента нерезиденту. В случае если предприятие-резидент реализует свои акции за иностранную валюту резиденту, то резидент, приобретающий акции, должен получить разрешение ЦБ РФ на перевод денежных средств в иностранной валюте на текущий валютный счет предприятия-резидента, реализующего акции.

    В отношении нерезидентов довольно жестко урегулирован порядок использования валюты Российской Федерации: установлен режим рублевых счетов и перечень разрешенных рублевых операций.

    Лица, являющиеся нерезидентами в соответствии с законодательством Российской Федерации, открывают в уполномоченных банках Российской Федерации счета в рублях следующих типов в зависимости от категории, к которой относится нерезидент и специфики его деятельности на территории России: "Т", "И" и "С". Режим этих счетов, порядок их открытия и ведения по ним операций регламентированы инструкциями ЦБ РФ от 16 июля 1993 г. N 16 и от 26 июля 1996 г. N 45.

    Рублевые  счета типа "Т" (текущие) открываются  нерезидентам для обслуживания их экспортно-импортных  операций, а также для целей  содержания в Российской Федерации их представительств, филиалов. Расчеты по экспортно-импортным операциям могут осуществляться только со счетов типа "Т" нерезидентов, имеющих право осуществлять предпринимательскую деятельность.

    Специальные рублевые счета типа "И" (инвестиционные) открываются в уполномоченных банках для осуществления инвестиционной деятельности. Все инвестиции и реинвестиции в рублях, а также покупка иностранной валюты за рубли в связи с репатриацией доходов, полученных в результате инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации, должны осуществляться нерезидентами с рублевых счетов типа "И" за исключением покупки иностранной валюты банками-нерезидентами. Расчеты по счетам типа "И" по сделкам, не связанным с приватизацией, могут осуществляться всеми нерезидентами кроме физических лиц-нерезидентов, не зарегистрированных для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства. На имя одного нерезидента может быть открыт только один рублевый счет типа "И" в Российской Федерации в одном из уполномоченных банков.

    Счета типа "С" используются для инвестирования на рынок российских государственных  ценных бумаг. Нерезиденты вправе инвестировать  свои средства в государственные  ценные бумаги в случае, если Министерством финансов РФ при принятии решения о выпуске соответствующих облигаций не установлены ограничения в отношении их потенциальных владельцев-нерезидентов Российской Федерации. Открывать и вести счета типа "С" могут только уполномоченные банки, имеющие разрешение Банка России на открытие и ведение специальных счетов в валюте Российской Федерации типа "С". На имя одного нерезидента в одном уполномоченном банке может быть открыт только один счет типа "С". Нерезиденты имеют право проводить только следующие операции с использованием своих счетов типа "С": сделки купли-продажи иностранной валюты за валюту Российской Федерации, заключаемые между нерезидентом и уполномоченным банком; операции на рынке ГКО и ОФЗ; переводы на другие счета типа "С", открытые тому же нерезиденту. Средства в иностранной валюте, приобретаемые нерезидентом с оплатой со счета типа "С", могут быть переведены за границу без представления каких-либо справок, разрешений либо иных документов. 

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля