Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:02, курс лекций
Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора (Статья 61).
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.
Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 Кодекса, если иное не предусмотрено главой.
Налоговые органы несут ответственность перед государством (в лице его высших органов — Правительства РФ, Президента РФ) за исполнение тех задач, которые перед ними поставлены, т.е. за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков, за обеспечение высокого уровня собираемости налогов и сборов, за эффективность налогового контроля и т.д.
Налоговые
органы несут ответственность
за убытки, причиненные
налогоплательщикам
в результате своих
неправомерных действий (решений)
или бездействия, а
равно неправомерных
действий (решений) или
бездействия должностных
лиц и других работников налоговых
органов при исполнении
ими своих служебных
обязанностей. Убытки, причиненные
неправомерными действиями налоговых
органов или их должностных лиц при проведении
налогового контроля, возмещаются
в полном объеме, включая
упущенную выгоду (неполученный
доход). Возмещение убытков осуществляется
за счет федерального бюджета.
VI.
Правовой статус Таможенных
органов Российской
Федерации
Ст.34.НК - Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
В сфере правового регулирования налогообложения нормы налогового законодательства будут распространяться на правоотношения с участием таможенных органов только в случае уплаты налогов и сборов, установленных налоговым законодательством, которые уплачиваются при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. В настоящий момент к налогам и сборам, уплачиваемым при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в порядке, установленном налоговым законодательством, относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенная пошлина. Взимание остальных видов таможенных сборов и платежей производится в порядке, предусмотренном таможенным законодательством.
Полномочия таможенных органов в сфере налоговых правоотношений устанавливаются Налоговым кодексом путем придания им полномочий налоговых органов в специально установленных случаях, т.е. таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу в случаях, прямо предусмотренных ст. 30, 34 Налогового кодекса РФ.
Полномочия
таможенных органов
реализуются соответствующими
должностными лицами
таможенных органов в пределах предоставленной
им компетенции. Должностные лица таможенных
органов при осуществлении ими полномочий,
предусмотренных налоговым законодательством,
несут помимо обязанностей, предусмотренных
для них таможенным законодательством,
дополнительно обязанности, предусмотренные
для должностных лиц налоговых органов
(ст. 33 НК РФ).
VII.
Правовой статус органов
внутренних дел
Полномочия
органов внутренних дел (статья 36 НК)
Основаниями участия могут являться:
а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;
б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса;
в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;
г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей.
2.
При выявлении обстоятельств,
требующих совершения
действий, отнесенных Кодексом
к полномочиям налоговых
органов, органы внутренних
дел обязаны в десятидневный
срок со дня выявления
указанных обстоятельств
направить материалы
в соответствующий налоговый
орган для принятия
по ним решения.
При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, в отношении организации или физического лица, орган внутренних дел направляет материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения:
в случае проведения органом внутренних дел проверки, ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с пунктом 25 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции"
либо проверки при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с пунктом 35 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции" - в десятидневный срок со дня подписания соответствующего акта проверки, ревизии;
в случае если указанные действия не проводились - в десятидневный срок со дня выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов.
В случаях возбуждения в отношении физического лица уголовного дела, отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения орган внутренних дел уведомляет об этом налоговый орган в трехдневный срок со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении.
Не позднее десяти дней с даты поступления материалов, налоговый орган уведомляет орган внутренних дел, направивший материалы, о принятом по ним решении:
о назначении выездной налоговой проверки (с указанием планируемого срока начала ее проведения) или о планируемом проведении камеральной налоговой проверки с истребованием дополнительных сведений, получением объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налогов, а также проведением других действий по осуществлению налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом;
об отказе в проведении мероприятий налогового контроля (с указанием оснований данного отказа).
В случае отказа налогового органа в проведении мероприятий налогового контроля орган внутренних дел вправе направить материалы, свидетельствующие о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в вышестоящий налоговый орган с предложением рассмотреть вопрос об обоснованности данного отказа.
В
случае проведения налоговой
проверки без участия
сотрудников органов
внутренних дел налоговый
орган уведомляет
орган внутренних
дел, направивший
материалы, о результатах
проведенной проверки
в десятидневный
срок со дня принятия
решения по результатам
рассмотрения материалов
выездной или камеральной
налоговой проверки.
Налогоплательщики.
Их права и обязанности
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (ст.19 НК РФ).
К организациям, согласно НК РФ, относятся:
российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
иностранные организации - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.
Проблема участия в налоговых отношениях филиалов и других обособленных подразделений юридических лиц решена в Налоговом кодексе следующим образом: обособленные подразделения лишь исполняют обязанности юридических лиц по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти обособленные подразделения осуществляют функции юридических лиц (ст.11 НК РФ). Субъектом же налоговых отношений остаются юридические лица. Таким образом, существовавшее ранее противоречие между гражданско-правовым и налоговым статусом филиалов и представительств, наконец, преодолено.
Что
касается физических
лиц, то это понятие
охватывает как обычных
граждан (в том
числе иностранцев
и лиц без гражданства),
так и индивидуальных
предпринимателей (в
том числе не зарегистрированных
в качестве таковых,
но осуществляющих деятельность,
направленную на систематическое
получение дохода от
оказания платных услуг) (ст.11
НК РФ).
НК РФ содержит достаточно подробный перечень прав и обязанностей налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Эти права можно условно разделить на три группы.
Первую группу составляют права, обеспечивающие правильное, надлежащее исполнение обязанности по уплате налогов. К этой категории можно отнести:
а) право получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
б) право получать от финансовых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
Последнее право обращает на себя внимание в связи с положением ст.111 НК РФ, согласно которому выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом);.
Вторая группа прав обеспечивает учет экономических интересов налогоплательщика при уплате налогов. В частности, это:
а) право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
б) право получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
в) право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов
Третья группа объединяет процессуальные права налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля. Сюда включены: