Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:02, курс лекций
Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора (Статья 61).
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.
Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 Кодекса, если иное не предусмотрено главой.
В связи с этим никакие другие государственные и муниципальные органы не могут признаваться налоговыми органами Российской Федерации.
В
налоговом кодексе для
характеристики налоговых
органов их называют Федеральные
органы исполнительной власти,
уполномоченные осуществлять
функции по контролю
и надзору в области
налогов и сборов.
Основной функцией налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полной и своевременной уплатой налоговых платежей
Необходимо отметить, что Закон о налоговых органах: Положение о ФНС содержат дополнительные полномочия налоговых органов, не установленные в Налоговом кодексе (то есть не в налоговой сфере):
- Контроль за правильностью исчисления и за уплатой некоторых обязательных платежей (например: регулярных платежей за пользование недрами),
- Контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения
- Контроль за производством и оборотом табачной продукции,
- Валютный контроль
-
Государственная
регистрация юридических
лиц, физических
лиц в качестве
индивидуальных
- Обеспечивает представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
- и др.
Правовой статус налоговых органов характеризуется тем, что налоговые органы являются автономной частью государственного аппарата; имеют определенную нормативными актами внутреннюю функциональную структуру, территориальную организацию своей деятельности, законодательно установленные методы и формы деятельности, компетенцию и т.д. Налоговые органы применяют установленные налоговым законодательством меры принудительного воздействия к налогоплательщикам, налоговым агентам, плательщикам сборов.
Налоговые
органы Российской Федерации
— это организованная
государством единая
система контрольных
органов за соблюдением
правильности исчисления,
полноты и своевременности
уплаты в соответствующий
бюджет или внебюджетный
фонд налогов и других
обязательных платежей,
а также за соблюдением
налогоплательщиками,
налоговыми агентами,
плательщиками сборов
и другими лицами надлежащего
исполнения своих обязанностей,
установленных налоговым
законодательством.
Единая
централизованная система
налоговых органов состоит
из :
1)
федерального органа
2) территориальных органов ФНС РФ:
— управления ФНС РФ по субъектам РФ;
—
межрегиональные и
— инспекции ФНС РФ по районам, районам в городах, городам без районного деления;
— инспекции ФНС РФ межрайонного уровня;
3)
подведомственных организаций.
Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и осуществляют функции посредством реализации своих полномочий.
Компетенция налоговых органов закрепляется в Налоговом кодексе и федеральных законах, определяющих правовой статус и регулирующих деятельность налоговых органов. Компетенция, являясь совокупностью прав и обязанностей по определенному кругу вопросов, выражает сущность правового статуса налоговых органов.
Компетенция
налоговых органов
— это совокупность
полномочий налоговых
органов по осуществлению
налогового контроля
за соблюдением налогового
законодательства и
надлежащим исполнением
обязанности по уплате
налогов и сборов, а
также полномочий по
применению мер ответственности.
I.
Права налоговых органов
1.
Права налоговых
органов в сфере
правового регулирования
вопросов налогообложения
п.2. ст.4 НК Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
налоговые
органы имеют право
издавать обязательные
для своих территориальных
подразделений инструкции
и методические указания
в целях единообразного
применения норм налогового
законодательства
на всей территории Российской Федерации,
которые не имеют обязательной
юридической силы для
налогоплательщиков,
плательщиков сборов
и других лиц, но на практике,
несомненно, будут оказывать
влияние на их поведение (В настоящее время уже
принят ряд таких инструкций и методических
рекомендаций, например Методические
указания для налоговых органов по вопросам
осуществления процедуры снятия с учета
налогоплательщика-организации, созданной
в соответствии с законодательством РФ,
изложенные в письме МНС РФ от 31 декабря
1998 г., и др.)
2.
Права налоговых
органов в сфере определения
статуса лиц и характера
их деятельности
В соответствии со ст. 45 НК РФ взыскание налога в бесспорном порядке не производится, если налоговые органы изменяют юридическую квалификацию статуса и характера деятельности налогоплательщика. Налоговые органы имеют право обратиться в суд, например, с требованием о признании лиц, заключивших ту или иную сделку, взаимозависимыми лицами, и осуществить в последующем в отношении таких лиц контроль за правильностью применения цен по сделке между ними.
Кроме
того, налоговые органы имеют
право потребовать от
физического .лица, подлежащего
государственной регистрации
в качестве индивидуального
предпринимателя в соответствии
с гражданским законодательством,
соблюдения порядка
уплаты налога, установленного
для предпринимателей (см.
ст. 11 НК РФ).
3.
Права налоговых
органов в сфере исполнения
налогоплательщиками,
плательщиками сборов
и налоговыми агентами
обязанности по уплате налогов
и сборов
Налоговые органы имеют право взыскивать в бесспорном порядке с организаций и предпринимателей недоимки по налогам и сборам, суммы пеней, штрафов, процентов ( с 01.01.2010 г.) связано с уведомительным порядком возмещения НДС. Это не санкция, а проценты, которые выплачиваются налогоплательщику в связи с несвоевременным возмещением НДС) в случае неисполнения обязанности по уплате налогов и сборов в добровольном порядке. Указанное право осуществляется путем принятия решения о взыскании, которое должно быть подписано руководителем или заместителем налогового органа. Для физических лиц бесспорное взыскание не применяется – только в судебном порядке.
В случае невозможности бесспорного взыскания в денежном эквиваленте сумм налога, сбора или пеней с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента налоговые органы вправе обратить взыскание на имущество указанных лиц в порядке, установленном ст. 47-48 НК РФ.
Налоговые органы приобретают также права при применении способов обеспечения исполнения налоговой обязанности в силу заключаемых ими в установленном порядке договоров залога (права залогодержателя) (ст. 73 НК РФ), договоров поручительства (ст. 74 НК РФ), право на приостановление операций по счетам (ст. 76 НК РФ), право на произведение ареста имущества налогоплательщика, налогового агента или плательщика сбора (ст. 77 НК РФ).
При
обнаружении фактов
излишней переплаты
сумм налогов, сборов или пеней налоговые
органы вправе направить
налогоплательщику
предложение о проведении
совместной сверки уплаченных
сумм. Кроме того, при
наличии недоимки у
налогоплательщика
или плательщика сбора
налоговые органы имеют
право самостоятельно,
без письменного заявления
налогоплательщика
произвести зачет излишне
уплаченных сумм в счет
имеющейся у лица недоимки.(глава 11 НК)
4.
Права налоговых
органов в сфере
взаимодействия с
другими уполномоченными
органами
Налоговые органы при исполнении поставленных перед ними задач вправе взаимодействовать с другими уполномоченными государственными органами и организациями.
- п.4.ст.30 налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- ст. 82 НК РФ налоговые органы по соглашению с органами внутренних дел обмениваются имеющейся у них информацией о проводимых налоговых проверках, об имеющихся материалах о налоговых правонарушениях и другой информацией.
-
В случае обнаружения нарушений налогового
законодательства налоговые
органы вправе заявлять
в соответствующие государственные
органы ходатайства
об аннулировании или
о приостановлении действия
выданных юридическим
или физическим лицам
лицензий на право осуществления
отдельных видов деятельности. Например,
согласно п.4.1.ст.60 НК
РФ, неоднократное нарушение
своих обязанностей
банком в течение одного
календарного года является
основанием для обращения
налогового органа в
Центральный банк РФ
с ходатайством об аннулировании
лицензии на осуществление банковской
деятельности.
5.
Права налоговых
органов в сфере
осуществления налогового
учета
Налоговым органам при осуществлении налогового учета предоставлено право определять формы заявления о постановке на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, вести Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Налоговые органы имеют право требовать от налогоплательщика (или его представителя) предоставления всех документов, предусмотренных Налоговым кодексом, для предъявления в налоговые органы при постановке на налоговый учет.
Налоговые
органы имеют право
требовать от государственных
органов, осуществляющих
регистрацию организаций и индивидуальных
предпринимателей, места
жительства физических
лиц, актов гражданского
состояния, учет и регистрацию
имущества и сделок
с ним и др., предоставления
им соответствующих
сведений в установленные
Налоговым кодексом
сроки.
6.
Права налоговых
органов в сфере
осуществления налогового
контроля
Наиболее широкие права предоставлены налоговым органам в сфере осуществления налогового контроля ввиду того, что осуществление ими налогового контроля является основной целью создания и деятельности налоговых органов. Необходимо отметить, что права, предоставленные налоговым органам, осуществляются действиями должностных лиц данных органов. При этом ряд прав налоговых органов может осуществляться только путем принятия решения руководителя или заместителя налогового органа, например право на проведение выездных налоговых проверок (реализуется на основании решения руководителя или заместителя), право выемки документов и т.д.
В
сфере осуществления
налогового контроля
налоговые органы
вправе:
- требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
- проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом;
- производить выемку документов и предметов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика и налогового агента в случаях, когда есть достаточные основания считать, что эти документы будут сокрыты, уничтожены, изменены или заменены;
- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием или перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими налогового законодательства;