Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 00:57, шпаргалка
основные темы и понятия.
3)Она
относительно неофициальна, поскольку
делает упор на продукте и
потребителе как основах
Ведущий
идеолог применения органической модели
– Ренсис Ликерт. Необходимо отметить,
что органический тип структуры
управления находится лишь в начальной
фазе своего развития, и в «чистом» виде
его используют пока немногие организации.
№8. Система управления
Управление - выработка и осуществление целенаправленных управляющих воздействий на объект, в данном случае, систему, что включает сбор, обработку и передачу необходимой информации, принятие и реализацию соответствующих решений.
СУ - совокупность взаимосвязанных, функциональных элементов, вырабатывающих управляющие параметры. Сущ-ет 2 основные подсистемы:1)субъект управления, 2)объект управления.
Виды СУ : 1)СУ программные или жесткие - единственная прямая связь между Субъектами и объектами, по которой поступают управляющие воздействия, обязательные к исполнению; 2)Регулируемая СУ - использует информацию о реакции объекта на управление; 3)Саморегулирующие СУ; 4)Адаптивные СУ - открытые системы; объект подвержен возмущающему воздействию; субъект - вышестоящий. Всё вместе макросреда.
Принципы действия СУ : 1)принцип обратной связи - обратное воздействие результатов управления системы на процесс этого управления, т.е. использование информации, поступающей от объекта управления, 1а)Обратная связь может быть главной внешней и внутренней местной, 1б)Отрицательная и положительная обратная связь.
Последняя усиливает действие выходного сигнала, т.е. имеет с ним одинаковый знак; первая - ослабляет входной сигнал. Положительная связь ухудшает положение системы. Отрицательная связь способствует восстановлению равновесия при его нарушении возмущающими воздействиями. Если результат на выходе системы меньше, чем требуется, то блок регулирования подает сигнал, увеличивающий интенсивность процесса; если результат больше эталона, то управляющий процесс затормозится; 2)принцип внешнего дополнения - при управлении большой системой необходимы "неформальные" корректировки решений; полученные из моделей; 3)закон необходимого разнообразия - разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия объекта управления - определяет требования к избирательности управляющей системы, обусловленные тем уменьшением разнообразия объекта управления, которое необходимо для эффективного управления, т.е. сведение множества состояний системы к подмножеству, включающему лишь состояния, оптимальные по отношению к цели управления; 4)принцип черного ящика - представление системы в виде некоего объекта ("черного ящика"), представляющего собой, при настоящем уровне знаний, объект с непознанными внутренними структурой и организацией. Однако можно изучать этот объект по изменениям между входами и выходами системы.
Под делегированием
в общем смысле понимается передача подчиненным
задачи или деятельности из сферы действий
руководителя. В теории и практике управления
существуют два подхода
к реализации управленческих
решений: ориентация на то, как
лучше добиться конечных
результатов, и ориентация на то, как
лучше готовить эти
решения. Оба подхода трудно «стыкуются»,
но если доминирует второй, то конечных
результатов добиваться оказывается легче.
Если же доминирует первый подход, то это
свидетельствует о том, что принятию управленческих
решений уделяется мало внимания. Методом,
который может соединить
оба подхода, является
делегирование полномочий
работникам.
9. Современные теории мотивации. Различные теории мотивации психологического и организационно-экономического направлений можно разделить на две группы:
Теория Герцберга .По теории Герцберга процесс удовлетворения и процесс неудовлетворения, с точки зрения факторов, которые на них влияют, являются различными процессами.
То есть, устранение факторов, вызывающих неудовлетворение, не обязательно приведёт к удовлетворению, и наоборот.
На процесс «удовлетворённость – отсутствие удовлетворённости» влияют внутренние факторы, «мотивирующие факторы»: достижения, признание, ответственность, продвижение, рост.
Процесс «неудовлетворённость – отсутствие неудовлетворённости» связан с окружением, в котором человек работает, «внешние факторы»: з/п, безопасность, условия труда, правила, режим.
Вывод:
При наличии у работника
Теория Макклеланда (приобретенных потребностей).
Д. Мак-Клелланд установил связь между результативностью работы людей и потребностями причастности, власти, успеха. Наличие этих потребностей у человека оказывает заметное влияние на его поведение, заставляя предпринимать серьезные усилия и действия для удовлетворения поставленных целей и задач. Развитие этих способностей и их удовлетворение он считал главным фактором высокой продуктивности людей, экономического роста фирм и даже общества в целом. Потребности по Мак-,Клелланду не расположены иерархически, хотя они оказывают заметное влияние друг на друга.
Теория ожидания – Врума.
Теория
ожиданий В. Врума
Предложенная В. Врумом в 1964 г. Он считал,
что стимул к эффективному и качественному
труду зависит от сочетания трех факторов
- ожиданий человека. Теория ожидания изучает
и описывает взаимодействие трех блоков:
усилия
исполнение
результат
Люди
затрачивают определенные усилия на
выполнение работ только тогда, когда
они уверены, что это даст нужные результаты.
Чем больше вера человека, что все эти
ожидания оправдываются, тем более сильным
будет стимул к деятельности.
Теория ожидания рассматривает:
1)ожидания в отношении затрат труда - результатов, т.е. соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами
2)ожидание
результатов - вознаграждений, т.е.
ожидание определенного
3)валентность
- приоритеты для человека тех
или иных результатов.
Теория Альдерфера.
К.Альдерфер выделяет всего три группы потребностей. К числу этих потребностей относятся:
1)Потребности
существования (по Маслоу: физиологические
потребности и потребности
2)Потребности связи (по Маслоу: потребности принадлежности и причастности - стремление человека иметь семью, коллег, друзей, врагов, начальников и починенных; часть потребностей признания и самоутверждения - стремление человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также потребности, связанные с групповой безопасностью)
3)Потребности
роста (по Маслоу: потребности
самовыражения, а также те
Между теориями Маслоу и Альдерфера имеется одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, человек, удовлетворивший потребности нижнего уровня, переходит к удовлетворению потребности следующего уровня и т.д. По Альдерферу движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз в том случае, если не удовлетворена потребность верхнего уровня. Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивации поведения людей.
Теория справедливости.
Теория справедливости Дж. Адамса утверждает: люди субъективно определяют соотношение затраченных ими усилий и полученного вознаграждения и сравнивают его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Содержание равенства (справедливости) сводится к следующему: в процессе осуществления трудовой деятельности человек постоянно сравнивает полученное вознаграждение с затраченными усилиями, а затем сопоставляет это с вознаграждением, полученными другими людьми. Если он видит, что это сравнение явно не в его пользу, то он чувствует несправедливость и напряжение, так как нет удовлетворения от выполненной работы. Он начинает работать менее интенсивно, затрачивая значительно меньше усилий. Если человек считает, что его труд справедливо вознаграждается, то он будет продолжать трудиться с прежними усилиями, или даже их увеличит.
(Чтобы
избежать несправедливости, менеджеры
должны:
а) устанавливать размеры вознаграждения
на основе объективной оценки уровня ответственности,
квалификации, сложности, трудоемкости
и результативности труда.
б) разъяснять волонтерам принципы вознаграждения,
чтобы каждый видел, за счет чего он может
получить более высокий уровень вознаграждения.)
Модель Портера – Лоулера (комплексная модель).
Двое исследователей Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали модель, включив в нее пять переменных величин:
1)затраченные усалия
2)восприятие
3)полученные результаты
4)вознаграждение
5)уровень удовлетворенности
Содержание модели Портера-Лоулера сводится к следующему: чтобы достичь определенных результатов и получить достойное вознаграждение, человек затрачивает усилия, зависящие от его способностей, опыта и квалификации. При этом размер усилий определяется ценностью вознаграждения. Значительное влияние на результаты оказывает осознание человеком своей роли в процессе труда.
Теория потребностей Маслоу.
Существует 5 групп потребностей:
№10 Групповая динамика
ГД – взаимодействие м/у формальными и неформальными группами. Форм.группы – гр, созданная по инициативе руководства, как правило бывает в виде командной группы или целевой. Командная базируется вокруг руководителя (совет директоров, правления) и решает проблемы, относящиеся к деят-ти всей орг-и, а целевая (проект, команда, маркетинговый отдел, кружки качества) – объединяется единой целью. Неформальная гр – гр, к-е объед-ся вокруг какого-то лидера.
Осн.принципы подбора форм.гр: 1) объединяющие качества: целеустремлённость, преданность, организованность 2) численность группы: само руководящее звено 7 (+-2) (нечётн колич-во и м>ж) Если производственное предприятие – 15-50. 3) степень однородности гр: как правило, фор. группы наиболее функциональны, когда они разнородны. Но их м/б сложно удержать вместе. Поэтому нужно что-то однородное. 4) соц.роли 5) статус членов гр.
Принципы объед-я неформ.гр: 1) чувство принадлежности 2) помощь 3) защита 4) объединение, симпатии.
«+»: 1) соц.контроль
2) хороший способ внедрения инноваций
3) поддержка руководителя в процессе
передачи полномочий и при достижении
целей.
11. Менеджер в организации. Роли менеджера. Требования к его качеству. Менеджер и лидер. Формирование эффективного руководителя.