Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 00:57, шпаргалка
основные темы и понятия.
Вопросы по
менеджменту (Госы)
1.Содержание понятия "менеджмент".
2 .История развития менеджмента и его "школы".
3.Состав комплекса менеджмента организации.
4.Системность в менеджменте.
5. Основные различия российского и зарубежного менеджментов.
6.Соотношение менеджмента с экономикой и другими науками.
7.Демократизация управления - путь повышения эффективности организации.
8.Отличительные черты современного менеджмента.
9.Смысл ситуационной концепции менеджмента.
10.Роль организационной культуры в успехе предприятия.
11. Роль технического прогресса в менеджменте.
12.Ресурсы менеджмента и эффективность их использования.
13.Миссия организации и ее выбор.
14.Внутренняя и внешняя среды организации.
15.0сновные управленческие ограничения.
16.Сущность организационной управленческой структуры.
17.Практические разновидности организационных структур.
18.Характеристика основных функций управления.
19.Постановка вопроса о методах управления.
20.Характеристика методов управления.
21.Система методов управления социальной организацией.
22.Стиль управления /руководства/ и его влияние на эффективность организации.
23.Типовые стили руководства.
24.Практическая работа менеджера по формированию стиля руководства.
25.Зарубежные подходы к анализу стиля руководства.
26.Авторитарный стиль руководства.
27.Демократический стиль руководства.
28.Управленческая "решетка" Р.Блейка и Д.Мутон.
29. Модели стилей руководства, предложенные Рэнсисом Лайкертом.
30.Пассивный и либеральный стили руководства.
33.Главные требования к руководителям.
35.Целеполагание в планировании.
36.Стратегическое и тактическое планирование.
37.Сущность и основания планирования: преимущества плановой работы.
38 .В иды планов.
39.Принципы рационального планирования.
40. Типы управленческих решений.
41.Сущность процесса подготовки, принятия и исполнения управленческого решения.
42.0собенности принятия управленческих решений в японском менеджменте.
43.Требования к управленческим решениям.
47.Потребности человека.
49.Принципы обеспечения эффективного материального стимулирования.
50.Влияние трудовой ситуации на отношение к труду.
51 .Цель и сущность трудовой мотивации.
52.Мотивационная теория ожиданий.
54.Мотивационная теория справедливости.
55.0снования власти менеджера.
56.Мотивация группового поведения.
57.Смысл и содержание функции организация.
58.Делегирование полномочий /цель и основные условия эффективности.
59.Эффективность функции контроля.
60.Функция контроля в менеджменте.
61.Основные этапы процедуры контроля.
62. Мера контроля работников.
63.Управление нововведениями.
64. Методы убеждения в работе менеджера.
65.Важнейшие социально-психологические явления в организации.
67.Критика в работе менеджера.
68.Взаимодействие менеджера с неформальными лидерами.
69.Авторитет менеджера.
70.Режим труда и отдыха менеджера.
71 .Имидж менеджера.
72. Работа менеджера над повышением деловой квалификации.
73.Организация рабочего места менеджера.
74. Планирование личного труда и анализ использования рабочего времени менеджера.
75. Работа менеджера
с информацией и взаимодействие с секретарем.
1.Содержание понятия менеджмент
Менеджмент - из английского языка, означает управление. Управление (процесс управления) - организация воздействий, направленных на достижение целей. Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами. Как наука М. Появилась 100 лет назад. Основные направления (школы) М. За этот период: 1)школа научного управления (1885-1920) Тейлора, Гилберта и др. - рациональность труда плюс мат. заинтересованность ведут к повышению эффективности; 2) административная (классическая) школа Файоля, Вебера и др. (1920-50)- универсальный принцип управления; 3) школа человеческих отношений (1930-50) Маслоу и др. - межличностные отношения между людьми; 4) поведенческая школа Арджириса, Лайкерта - максимальное использование человеческого потенциала на основе психологии и социологии; 5) количественная школа Винера, Акоффа - компьютерное математическое моделирование ситуаций.
Существует несколько определений М. Различных авторов: 1) определение Паркера-Роллета из школы человеческих отношений - М.- “обеспечение выполнения работы с помощью других лиц”; 2) определение из учебника “Основы М.” Мескона, Альберта и Хедоури - М. - ”процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации”; 3) Винан “Основы М.” - “теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка”. 4) “совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности” - из словаря иностранных слов 1988г.; 5)”сфера человеческой деятельности и область знаний, включающая в качестве обязательного элемента управление людьми” - из американской энциклопедии; 6) постановка и их эффективное достижение с помощью людей”, - связывает 3 главных фактора М. - цели, эффективность, человек.
В условиях конкуренции эффективность - главное условие выживания фирмы. Эффективный М., обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды - на потребителя, в части внутренней среды - на персонал.
2.История развития М. И его школы
Как наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.
Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ М. “цели человек-эффективность”. Золотое правило М.: “эффективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”
В науке современного М. Выделяются следующие черты: 1) системный подход к управлению; 2) ситуационный принцип управления; 3) определяющая роль организационной культуры; 4) механизация и автоматизация управленческих процессов; 5) демократизация управления; 6) интернационализация М.
3.Состав комплекса М. в организации
Комплекс М. состоит из след. компонентов: стратегический М., управление персоналом (или персональный или кадровый М.), управление технологическими процессами и операциями, управление финансами (финансовый М.), управление материально-техническим снабжением, управление сбытом продукции, управление недвижимость., инновационный М.(управление развитием), управление качеством продукции или услуг.
1.Стратегич.М. - постановка и достижение главных стратегических задач, включает: выбор миссии, ситуационный анализ, стратегический маркетинг, стратегическое планирование деятельности, создание и коррекцию организационных структур, управление реализацией стратегии.
2.Управление персоналом - все цели организации достигаются через людей - важнейшая составляющая М.
3.Управление технологическими процессами - осуществляется людьми с помощью машин, механизмов, аппаратуры и приспособлений, в том числе компьютеров и других специальных устройств.
4.Управление финансами - через распределение финансов и их динамики регулируется производственно-хозяйственная деятельность предприятия для обеспечения эффективности.
5.Управлениематериально-тех.
6.Управление сбытом - осущ-ся на основе маркетинговой деятельности, включающей мониторинг внешней среды.
7.Управление недвижимостью - имеется в виду эксплуатация, купля, продажа, обмен, аренда и другие действия с недвижимостью.
8.Инновационный М. - управление развитием - необходим для сохранения и повышения эффективности организации в меняющихся условиях. Планируются, организуются, мотивируются и контролируются нововведения.
9.Управление
качеством - является обязательным для
поддержания конкурентоспособности фирмы
в условиях рыночной конкуренции.
4.Системность в М.
Система - совокупность отдельных элементов, рассматриваемых во взаимодействии как единое целое. Системность присутствует во всех элементах управления. Различные системы, используемые для обеспечения планирования, контроля, организации, мотивации, принятия решений, - самый действенный инструмент фирмы.
Система целей включает деловые установки, принципы, духовные ценности, долгосрочные цели.
Система планирования компании в целом. Уровни планирования: 1)стратегические планы; 2)тактические планы; 3)оперативные планы; 4)анализ, разработки, маркетинг.
Система показателей, к которым стремится фирма: 1)рост фирмы; 2)рентабельность; 3)платежеспособность; 4)доля рынка; 5)гибкость, устойчивость.
Система факторов успеха фирмы, например: 1)выбор продукта с потенциалом роста; 2)выбор продукта с высокой конкурентоспособностью.
Система показателей деятельности фирмы: экономичность, действенность, качество; производительность; условия труда, инновативность; прибыльность.
Система контроля, система мотивации.
Системы управления - системы, реализующие процесс управления для достижения целей.
Система управления организацией:
Система управления состоит:
Если субъект управления управляет собственными действиями, то есть субъект и объект являются одним целым, то в этом случае мы имеем дело с самоуправлением.
Рисунок 1