Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 00:57, шпаргалка
основные темы и понятия.
Руководство и власть.
Руководство – непосредственное воздействие на людей с целью выполнения ими поставленных задач. Руководитель – это человек который являясь лидером эффективно управляет своими подчиненными. Лидер – это лицо эффективно осуществляющее формальное и неформальное руководство. Лидерство способность оказывать влияние.
3 типа
лидеров. 1)Вожак – самый авторитетный,
дар внушения и убеждения.
Лидеры влияют на морально-психологический климат в коллективе, могут стать составляющими конфликта, резерв на выдвижение кадров. Лидерство – не управление. Отличия менеджер – лидер: администратор – инноватор, поручает – вдохновляет, работает по целям других – по своим целям, план основа действий – видение основа действий, полагается ни систему – на людей, использует доводы – эмоции, контролирует – доверяет, профессионален – энтузиаст, принимает решения – превращает их в реальность, поддерживает движение – дает импульс к нему, делает дело правильно – делает правильное дело, уважаем – обожаем.
Менеджер – это человек который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Взаимодействие с подчиненными на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменения. В основе лидерства находится влияние. Влияние – это поведение одного индивида которое вносит изменения в поведение другого индивида. Влияние может быть оказано через просьбу, пожелание, распоряжение, приказ, мнение, идею.
2 группы
управленческого влияния. 1)Эмоциональные.
«Заражение» – автоматическая, неосознанная
передача эмоционального
Формы власти.
Руководитель получает власть над своими подчиненными через их зависимость от него в з/п, удовлетворении социальных потребностей. Власть подчиненных на руководителем – зависимость руководителя от получения информации, неформальных контактов, желания выполнить работу. Руководитель должен пользоваться властью в разумных пределах, чтобы подчиненные не захотели воспользоваться своей.
5 основных форм власти. 1)Власть основанная на принуждении – подчиненный верит что руководитель может помешать удовлетворению какой-либо потребности или произвести другие нежелательные действия. Ассоциируется со страхом лишиться или не получить удовлетворения потребности (защиты, уважения, работы, положения в обществе). Временный эффект. Длительное применение – скованность, отчуждение, текучесть кадров. 2)Власть основанная на вознаграждении – подчиненный верит что руководитель может удовлетворить его потребности. Самая эффективная в условиях нестабильности и снижения уровня жизни. Положительное подкрепление воздействия вознаграждением. 3)Законная власть. Подчиненный верит что руководитель имеет право приказывать так как находится на более высоком уровне управленческой иерархии. Основана на делегировании полномочий управлять. Подчиненный реагирует не на личность а на должность. 4)Эталонная власть. Характеристики или свойства руководителя настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же. Харизма – влияние основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников. Черты харизматической личности: внушительная внешность, независимый характер, умение говорить, умение держаться в коллективе. 5)Экспертная власть. Подчиненный убежден что специальные знания руководителя позволяют удовлетворить потребность. Основана на вере исполнителя на то что лидер обладает знаниями и способностью удовлетворить потребность.
3 подхода
к определению эффективности
лидерства. С позиции личных
качеств – высокий уровень
интеллекта и знаний, инициативность,
честность, юридическое или экономическое
образование, уверенность в себе. Поведенческий
подход – эффективность управления определяется
обобщенными видами поведения руководителя
в отношениях с подчиненными в процессе
достижения целей. Ситуационный – поведение
руководителя зависит от конкретных ситуаций.
Среды организации.
Целостность организации и ее открытость как системы обуславливают четкое разделение внутренней и внешней сред: зависимость организации от внутренних факторов, взаимодействие внутренней и внешней сред, различная степень воздействия параметров внутренней и внешней сред и управление ими.
Внешняя
среда прямого и косвенного воздействия.
Различают среду прямого
Характеристики внешней среды. Взаимосвязь факторов внешней среды – уровень силы с которой изменение одного фактора может оказать влияние на изменение других. Сложность характеризуется числом и вариантативностью факторов на которые организация обязана реагировать; в более сложных условиях окажется та организация которая использует многочисленные и разные технологии претерпевающие быстрое развитие. Подвижность – скорость с которой происходят изменения в окружающей среде; подвижность внешних переменных факторов может по-разному затрагивать разные подразделения организации; необходимо опираться на более разнообразную информацию. Неопределенность – соотношение между количеством информации о среде которой располагает организация и уверенностью в ее точности.
Внутренняя
среда. Цель организации – это
конечное состояние или желаемый
результат которого стремиться достичь
трудовой коллектив; несколько целей
– сложная организация. Структура
организации – это логическое
взаимоотношение уровней
Технология.
Субъект и объект управления.
Разделение труда.
Менеджмент – наука или искусство
Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит что любая организация представляет собой единство 2 подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей это взаимоотношения людей. Т.о. под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом на которую направлено управляющее действие. Субъект – это орган либо лицо, осуществляющее управленческое действие. В связи с этим одна и та же структура может быть объектом и субъектом управления.
Субъектами управления являются органы законодательной и судебной власти. Объекты на которые воздействует государство посредством законов и судебных решений классифицируются по нескольким признакам. 1)По уровню решаемых задач – экономика республики в целом, отрасли, региона, фирмы. 2)По видам регулируемой деятельности – доходы, капиталовложения, личное потребление, цены, различные рынки и т.д. 3)По адресату воздействия – частные национальные компании, различные фонды, научно-исследовательские центры, учебные заведения и др.
Разделение труда.
Организация труда требует соответствующих форм его разделения. Цель – специализация работников на выполнение отдельных видов работ, операций и процедур. Работа распределяется между участниками трудового процесса по профессиональному признаку.
Горизонтальное разделение труда – это качественное и количественное дифференцирование и специализация трудовой деятельности. Это разделение всей работы на составляющие компоненты которое проявляется в создании функциональных служб, подразделений организации. Труд разделяется по признакам. Функциональное разделение труда – специализация работников по видам деятельности. По товарно-отраслевому признаку; связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций и процедур.
Институциональный, управленческий, технический уровни. Вертикальное разделение труда образует уровни. На каждом последующем уровне управления находится меньше людей чем на предыдущем. Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной части организации. Руководители среднего звена часто возглавляют крупные подразделения или отделы организации. Готовят информацию для решений руководителей высшего звена, передают эти решения в виде конкретных заданий низовым руководителям, а также координируют и контролируют работу младших начальников. Руководители низшего звена. Этот организационный уровень находится непосредственно над рабочими и другими работниками. В основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Часто несут личную ответственность за использование выделенных им ресурсов.
Менеджмент – наука или искусство?
Понимание
менеджмента как искусства