Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 00:57, шпаргалка
основные темы и понятия.
Процессный подход.
50-е годы – наше время. В соответствии с процессным подходом управление развивается как процесс, представляющий собой серию непрерывных взаимосвязанный действий, называемых управленческими функциями. Каждая функция так же является процессом в свою очередь состоящую из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления представляет собой общую сумму всех функций.
Системный подход.
Он был связан
с применением общей теории систем
для решения управленческих задач.
Он предполагает, что руководители
должны рассматривать организацию,
как совокупность взаимосвязанных
элементов, таких как люди, структура,
задачи, технология и ресурсы. Главная
идея системной теории состоит в
том, что не одно действие не предпринимается
в изоляции от других. Каждое решение
имеет последствия для всей системы.
Системный подход в
управлении позволяет избежать ситуации,
когда решение в одной области
превращается в проблему в другой.
На базе системного подхода разработаны
задачи управления в нескольких направлениях.
Так возникла теория непредвиденных
ситуаций. Суть ее состоит в том,
что каждая ситуация, в которой
оказался менеджер может быть сходной
с другими ситуациями, но ей будут присущи
свои особенности, свои уникальные свойства.
Задача менеджера в этой ситуации состоит
в том, что бы выделить все факторы в отдельности
и выявить наиболее сильные зависимости
корреляции.
Виды организационных структур.
1)Линейная структура
– во главе руководитель-
Рекомендации утверждаются
руководителем-
Преимущества: более
глубокая подготовка решений, освобождение
главного линейного менеджера от
глубокого анализа проблемы, возможность
привлечения специалистов и экспертов.
Недостатки: нет взаимосвязей на горизонтальном
уровне, недостаточно четкая ответственность,
система взаимодействия по вертикали
– тенденция к чрезмерной централизации.
3)Структура ограниченного
Повышение компетентности управления наряду с сохранением единства распорядительства. Усложнение связей в системе управления.
Структура управления с временными органами. 1)Управление по проекту при частых перестройках аппарата управления в связи с внедрением новой техники и технологии. На определенный период создаются органы управления которые организуют и контролируют выполнение всего проекта освоения новых технологий (модернизация оборудования, подготовка кадров, материально- техническое оснащение). Обычно потом трансформируется или ликвидируется.
2)Матричная структура
управления. На определенный срок
для обеспечения реализации
Групповая динамика.
Группа – это 2 или большее количество людей которые вступают в такое взаимодействие когда каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других. Организация – объединение нескольких групп.
Формальные группы создаются по воле руководства. Их функции – выполнение конкретных задач и достижение конкретных целей. 2 типа формальных групп – руководители и производственные группы. Группа руководителей – руководитель и его непосредственные подчиненные. Лица работающие над одним и тем же заданием составляют рабочую группу. Это социальная группа, общность людей объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи.
Классификация: по формам собственности (государственные, частные, смешанные), по характеру деятельности (производственные, торговые, научные, учебные, воинские), по формам связи (контактные, неконтактные), по значимости (первичные, вторичные), времени действия (постоянные, временные).
Причины вступления в формальную организацию (доход, престиж, реализовать свой потенциал). Часто люди не осознают причины вступления в неформальные организации (чувство принадлежности, взаимопомощи, общение, заинтересованности в чем-либо). Влияние неформальных организаций.
Социальный контроль за своими членами – укрепление норм, групповых эталонов, приемлемого и неприемлемого поведения; чтобы быть принятым группой личность должна соблюдать эти нормы. Сопротивление переменам в организации ( внедрение новой технологии, расширение производства) пока члены группы усматривают в них опасность для существования группы; его можно ослабить поощряя подчиненных участвовать в принятии решения.
Неформальные лидеры – по сути нет серьезных различий средствах применяемых лидерами формальных неформальных организаций.
Факторы определяющие возможность стать лидером неформальной организации: возраст (способствует или препятствует); должность; профессиональная компетентность; расположение рабочего места; отзывчивость; свобода на рабочей зоне; информированность. 2 функции неформального лидера – помощь группе в достижении ее целей, поддержка и укрепление ее существования.
Руководитель должен: признать существование неформальной организации, работать с ней и не угрожать ее существованию; знать лидеров и считаться с их мнением; учитывать возможные негативные воздействия на неформальную организацию управленческих решений; разрешить им участвовать в принятии решений чтобы ослабить сопротивление переменам; быстро выдавать точную информацию препятствуя слухам.
Факторы влияющие на эффективность группы. 1)Размер. Небольшая группа принимает более точные решения и испытывает большую удовлетворенность от общения. Увеличение – усложнение общения, тенденция неформального разделения группы на подгруппы, несогласованность идей, образование клик
(доведение до абсурда основных идей внутри группы). 2)Состав. Несхожие личности видят проблему под разными углами. 3)Нормы. Классифицируют по следующим видам: достижение целей; прибыльность или выгода; коллективный труд; планирование; контроль; профессиональная подготовка кадров; нововведения; отношения с заказчиками; защита целостности организации; гордость за организацию. 4)Сплоченность – мера тяготения членов группы друг к другу. Отрицательное последствие – групповое единомыслие. 5)Групповое единомыслие – подавление отдельной личностью своих действий, взглядов, чтобы не нарушать гармонию группы. Вероятность посредственного решения.
5)Конфликтность –
более эффективная работа, повышения
вероятности конфликтов. 6)Статус
членов группы определяется
Методы управления.
Реализация функций управления осуществляется путем использования различных методов.
Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. 3 группы методов.
1)Организационно распорядительные (ОРМУ, административные)основаны на правах и обязанностях людей на всех уровнях хозяйствования и управления.
Воздействие на субъект на основе силы и авторитета власти – указы, законы, постановления, приказы, инструкции и др. они устанавливают ответственность, обязанности, права каждого руководителя и подчиненного а также каждого звена и уровня управления. Должны обеспечивать персональную ответственность каждого из работников управления за исполнение воли вышестоящих органов.
2)ЭМУ. Прямой экономический
расчет основан на
Хозяйственный расчет основан на использовании стоимостных категорий в качестве регулирующих инструментов и рычагов, соотношение результатов и затрат в производстве и реализации продукции. 3 вида хозрасчета.
Самоокупаемость –
безубыточность. Самофинансирование –
прибыль для дальнейшего
Система ЭМУ опирается на все рычаги хозяйствования: финансы, кредит, прибыль, фондоотдача, рентабельность, з/п и др. экономические рычаги можно рассматривать по уровням их преимущественного влияния. Категория з/п – уровень отдельной личности работника, прибыль, рентабельность – уровень коллектива, фондоотдача, окупаемость инвестиций экономичность производства
– общество. экономические рычаги можно рассматривать по уровням их преимущественного влияния. Категория з/п – уровень отдельной личности работника, прибыль, рентабельность – уровень коллектива, фондоотдача, окупаемость инвестиций экономичность производства – общество.
3)Социально-психологические
методы представляют собой
4)Самоуправление
– превращение человека, всего
трудового коллектива из
Личная ответственность
за выполнение решений.
Мотивация.
Под мотивацией понимается процесс стимулирования самого себя и других на деятельность направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации.
Содержательные теории. Теория Маслоу. Физиологические потребности (от материального комфорта). Потребности в безопасности и уверенности в будущем
(от стабильности,
надежности, безопасности). Социальные
потребности – потребность в
причастности к какому-нибудь
человеческому сообществу, группе
людей – сознание, взаимодействие,
привязанности, поддержка (от
общения, участия в совместной
деятельности). Уважения – самоуважение,
личные достижения, признание со
стороны других (от положительной
оценки другими людьми). Потребность
в самовыражении – реализация
своих потенциальных