Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Открыть, Скачать)

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

    заверенную  в установленном порядке копию  положения о филиале (представительстве), если договор об открытии счета типа "К" или типа "Н" заключает  с уполномоченным банком от имени  юридического лица-нерезидента руководитель филиала (представительства) юридического лица-нерезидента, действующий на основании доверенности юридического лица-нерезидента;

    заверенную  в установленном порядке карточку с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в валюте Российской Федерации.

    Карточка  с образцами подписей и оттиска  печати заверяется подписью руководителя или заместителя руководителя вышестоящей  организации и присвоенной печатью  или нотариальной конторой, а в  населенных пунктах, где нет нотариальных контор, местными органами исполнительной власти (п. 3.6 инструкции Госбанка СССР от 30.10.86 г. N 28).

    Кроме того, Инструкцией предусматривается  применение в расчетах электронного способа обмена документами между  юридическим лицом-нерезидентом и уполномоченным банком, в силу чего допускается применение процедуры признания аналога собственноручной подписи, а также заключения договора о порядке и условиях его использования (п.2.3.1 Инструкции).

    Банки-нерезиденты  для открытия счета типа "К" или типа "Н" представляют в уполномоченные банки:

    легализованные  в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей документы, подтверждающие правовой статус банка-нерезидента  по законодательству страны, где создан этот банк-нерезидент, в частности  учредительные документы и документы, подтверждающие государственную регистрацию банка-нерезидента;

    заверенную  в установленном порядке копию  положения о филиале (представительстве), если договор об открытии счета типа "К" или типа "Н" заключает  с уполномоченным банком от имени банка-нерезидента руководитель филиала (представительства) банка-нерезидента, действующий на основании доверенности банка-нерезидента;

    альбом  образцов подписей лиц, уполномоченных совершать сделки от имени банка-нерезидента, в том числе распоряжаться счетом банка-нерезидента в валюте Российской Федерации типа "К" или типа "Н".

    Официальные представительства для открытия рублевого счета в уполномоченных банках Российской Федерации представляют карточку с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в валюте Российской Федерации, подписанную руководителем представительства иностранного государства в Российской Федерации и заверенную печатью представительства иностранного государства в Российской Федерации. В случае электронного обмена документами между представительством иностранного государства в Российской Федерации и уполномоченным банком устанавливается процедура признания аналога собственноручной подписи, а также заключается договор о порядке и условиях его использования.

    В случае открытия счета международной организацией представляются документы, подтверждающие правовой статус международной организации, заверенные печатью международной организации, а также карточка с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в валюте Российской Федерации, заверенная печатью международной организации.

    Для открытия рублевых счетов типа "К", "Н" и "Ф" физическим лицам-нерезидентам Инструкцией предусматривается  несколько новшеств. Так, впредь открытие уполномоченным банком физическому лицу - нерезиденту счетов типа "К", "Н" и "Ф" осуществляется при его личном присутствии (п.2.4 Инструкции). При открытии банковского счета типа "Н", "К" и "Ф" физическое лицо-нерезидент обязан предъявить в уполномоченный банк паспорт или иной действительный документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, содержащий въездную визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации либо органом внутренних дел или МИД России, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (если международным договором Российской Федерации предусмотрен безвизовый въезд физического лица-нерезидента, прибывающего из иностранного государства на территорию Российской Федерации, то въездная виза не требуется).

    Другим  новшеством является вменение в обязанность  уполномоченных банков оформление информационной справки по форме, установленной Инструкцией, в которой должны отражаться данные, способствующие установлению личности физического лица-нерезидента. В частности, это сведения о месте жительства физического лица-нерезидента и иные аналогичные сведения, полученные со слов физического лица, которые также вносятся в информационную справку. Оформленная надлежащим образом информационная справка подписывается физическим лицом-нерезидентом и ответственным лицом уполномоченного банка, назначаемым для подобных целей приказом по банку. В справке указывается обязательство физического лица - нерезидента о неосуществлении им через счет типа "Ф" операций, связанных с предпринимательской деятельностью. Аналогичные требования к физическим лицам предусмотрены также приказом Банка России от 27.08.97 г. N 02-371, утвердившим Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов.

    При открытии нерезидентами в уполномоченных банках счетов в валюте Российской Федерации через своих полномочных представителей на основании доверенности Инструкцией предусматривается ряд требований к оформлению доверенностей. Так, доверенность, присланная (ввезенная) из-за границы, должна быть легализована в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей или в посольстве (консульстве) иностранного государства в Российской Федерации, за исключениями, указанными в п.2.6 Инструкции.

    Срок  хранения уполномоченными банками  всех перечисленных документов устанавливается Инструкцией в течение всего срока действия договоров банковского счета, а также не менее пяти лет по истечении их срока действия.

    В дополнение к перечисленным документам нерезиденты - юридические лица, а  также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в соответствии со ст.23 НК РФ, обязаны представить в банк справку о постановке на учет в налоговых органах (п.2.2 Инструкции). 

Правовой  режим и виды операций, совершаемых нерезидентами

на  рублевых счетах типа "Н", "К" и "Ф" 

    Все операции по рублевым счетам типа "К", "Н" и "Ф" могут осуществляться нерезидентами как в безналичном, так и в наличном порядке в  соответствии с законодательством  Российской Федерации. Данный принцип  закреплен п.1 ст.140 ГК РФ. Операции по указанным счетам осуществляются с учетом особенностей, установленных Инструкцией. При расчетах наличной валютой Российской Федерации нерезиденты должны соблюдать порядок расчетов наличными деньгами и предельный размер расчетов наличными деньгами, установленный Банком России. В частности, указанием Банка России от 7.10.98 г. N 375-У предельный размер расчетов наличными деньгами по одному платежу между юридическими лицами установлен в сумме 10 тыс. руб., а для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые для юридических лиц товары, сельхозпродукты и сырье - в сумме 15 тыс. руб.

    Физические  лица-нерезиденты вправе снимать  со своих счетов типа "Ф" наличную валюту Российской Федерации без  ограничений, а зачислять на указанные  счета наличную валюту Российской Федерации могут только по основаниям, предусмотренным Инструкцией, с представлением документов, подтверждающих происхождение денежных средств. В частности, в Инструкции (приложение N 1, табл. А) дается исчерпывающий перечень операций по зачислению физическими лицами-нерезидентами валюты Российской Федерации на счета типа "Ф". Среди наиболее часто применяемых операций по указанному перечню можно выделить следующие:

    платежи уполномоченных банков в валюте Российской Федерации за иностранную валюту, проданную нерезидентам;

    возврат уполномоченными банками банковских вкладов нерезидентам;

    возврат резидентами сумм займов, кредитов, предоставленных нерезидентами;

    платежи резидентов по договорам страхования  в пользу нерезидентов;

    возврат резидентами сумм налогов, пошлин и других сборов нерезидентам, за исключением консульских сборов;

    уплата  резидентами сумм неустойки (пени, штрафов) и сумм в возмещение убытков;

    выплата резидентами сумм алиментов, пенсий, наследства, пособий, дарений и пожертвований;

    выплата резидентами сумм заработной платы и других видов оплаты труда, авторских и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам нерезидентам;

    зачисление  наличной валюты Российской Федерации, ранее снятой со счета типа "Ф", а также ввезенной физическим лицом - нерезидентом в Российскую Федерацию.

    Кредиты (займы) в валюте Российской Федерации  предоставляются резидентами физическим лицам - нерезидентам в безналичном  порядке.

    Новшеством  является также то, что Инструкция предусматривает возможность осуществления  операций по кредитованию счетов типа "К", "Н" и "Ф" при недостаточности средств на указанных счетах. Порядок осуществления данных операций определяется законодательством для счетов резидентов в валюте Российской Федерации. Речь идет о распространении положений п.2 ст.855 ГК РФ относительно совершения операций по счету при недостаточности на нем денежных средств. 

Порядок осуществления контроля уполномоченными  банками

за  операциями, совершаемыми нерезидентами в  валюте

Российской  Федерации 

    Законом N 3615-1 установлено, что уполномоченные банки являются агентами валютного контроля и должны осуществлять контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютных операций и соответствием этих операций законодательству и нормативным актам органов валютного контроля - Банка России. Более того, уполномоченные банки подотчетны Банку России по результатам осуществления валютного контроля.

    Согласно  Инструкции уполномоченные банки должны осуществлять контроль за расчетами  в валюте Российской Федерации, проводимыми как резидентами с нерезидентами, так и нерезидентами между собой по следующим видам операций:

    списание  денежных средств со счетов резидентов в пользу нерезидентов на их счета  типа "К", "Н", "Ф";

    списание  денежных средств со счетов типа "К", "Н", "Ф" на счета резидентов;

    списание  денежных средств с одного счета  типа "К", "Н", "Ф" на другой счет типа "К", "H", "Ф";

    снятие  нерезидентами наличной валюты Российской Федерации со своих счетов типа "К", "H" и зачисление нерезидентами  наличной валюты Российской Федерации на свои счета типа "К", "Н", "Ф".

    Для проведения первого вида операций, в частности списания денежных средств  со счета резидента-плательщика  в пользу нерезидента, резиденту-плательщику  либо нерезиденту-взыскателю необходимо представить в уполномоченный банк расчетный документ, в котором помимо обязательных реквизитов (наименование плательщика денежных средств, номер его счета, наименование получателя денежных средств, номер его счета и т.д.) в поле "Назначение платежа" должна быть ссылка на номер и дату договора, во исполнение которого осуществляется конкретный платеж, а также срок отгрузки товаров (выполнение работ, оказание услуг), грузополучатель и место назначения товара. Кроме того, каждая проводимая операция (или группа операций), осуществляемая в соответствии с Инструкцией, имеет свое цифровое обозначение и разделительный символ, обозначаемый латинскими буквами в зависимости от вида операций - "K,N,F", которые должны быть указаны в расчетном документе в поле "Назначение платежа" без отступа от цифрового обозначения операции. При этом цифровое обозначение и разделительный символ должны соответствовать режиму проводимой операции между резидентом и нерезидентом или между нерезидентами в порядке, установленном Инструкцией.

    К расчетному документу в уполномоченный банк в обязательном порядке представляются копии документов, подтверждающих соответствие проводимой операции режиму указанного в расчетном документе счета нерезидента-получателя. Таковыми документами являются договоры (соглашения, контракты), оформленные в соответствии в законодательством, в частности главой 28 ГК РФ "Заключение договора", а также иные документы, подтверждающие факт передачи товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, претензии, рекламации, акты судебных и иных уполномоченных административных органов и т.д. Данные документы должны быть заверены резидентом-плательщиком. Инструкция допускает представление указанных документов и в электронном виде при условии установления процедуры признания аналога собственноручной подписи на основании заключенного договора между уполномоченным банком и резидентом договора о порядке использования электронной подписи.

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля